Выбор исходной теоретической позиции для оказания профессионального воздействия на внутренний мир другого человека представляет для практического психолога главный момент в решении вопроса о содержании взаимодействия с клиентом и пользователем психологической информации.
Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. В дальнейшем изложении материала мы будем исходить из того, что психологическая коррекция - это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, то есть психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.
Практический психолог пользуется психодиагностической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком или группой людей. Другими словами, психолог, занимающийся коррекцией, работает по следующей схеме:
- что есть?
- что должно быть?
- что надо сделать, чтобы стало должное?
Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный переход к работе практического психолога.
Термин «психологическая коррекция» (от латинского - исправление, поправка, улучшение) первоначально возник в дефектологии и как вид психологической практики имеет длительную историю становления и развития.
И.И. Мамайчук, Е.С. Слюсарева и Г.Ю. Козловская предлагают условно выделить четыре основных периода в истории психологической коррекции [8], [19].
Первый - описательный, включающий медицинские и педагогические вопросы коррекции нарушенного развития (в основном умственной отсталости). Особо можно отметить исследования перцептивного и умственного развития детей с нарушением интеллекта Э. Сегена (1812-1880), которые послужили основой для развития психолого-педагогической диагностики и психологической коррекции аномального развития. Проанализировав существовавшие взгляды на проблему диагностики и коррекции развития умственно отсталых детей, Э. Сеген приходит к выводу, что умственно отсталые индивидуумы могут достичь определенных результатов в своем развитии, отмечает социальную, а не биологическая обусловленность психического развития умственно отсталых детей и создает первую школу для лиц с нарушениями интеллекта.
В России актуальными для данного периода являются работы П.Я. Тро-шина по изучению перцептивных, мнемических, мыслительных процессов у умственно отсталых детей в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Важным выводом послужило определение П.Я. Трошина о том, что развитие нормальных детей и детей с нарушением интеллекта идет по одним законам, разница заключается лишь в способах развития (Трошин, 1916). Это положение получило свое дальнейшее фундаментальное развитие в трудах Л.С. Выготского.
Второй период развития психологической коррекции связан с внедрением экспериментально-психологических методов и характеризуется продолжением изучения психического развития детей как с умственной отсталостью, так и с другими дефектами. Гуманистическая направленность работ Э. Сегена и П.Я. Трошина была продолжена в исследованиях М. Монтессори в виде разработки психокоррекционных методов, направленных на стимуляцию ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Она указывала на необходимость создания условий для саморазвития ребенка с помощью специальных игровых материалов и умелое использование психологами и педагогами этого материала, способствующее раскрытию потенциальных возможностей развивающейся личности. Находясь под влиянием системы М. Монтессори, русские психологи успешно разрабатывали свои психокоррекционные системы: А.Н. Грабов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, мышления, произвольных движений у детей с нарушениями интеллекта,
В.П. Кащенко открывает первую в Москве школу для дефективных детей, издает один из первых учебников по коррекционной педагогике и психологии. Однако идеи В.П. Кащенко, изложенные в его книге «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: подчеркивание значения социальной среды в формировании личности детей, имеющих нарушения в развитии; принципы и методы лечебной педагогики, психотерапевтической и психологической коррекции, психологической диагностики», были надолго забыты и только в 1992 году эта книга была опубликована.
Третий этап связан с развитием теории и практики психологической коррекции в русле идей Л.С. Выготского (1896-1934), который в своих работах проанализировал существовавшие взгляды на проблему и создал общую концепцию аномального развития, наметив основные пути его коррекции.
Одним из важных положений является социальная обусловленность психического развития, которая складывается из следующих основных факторов: само действие дефекта всегда оказывается вторичным, не непосредственным, а отраженным (т. е. самого дефекта ребенок непосредственно не ощущает, он воспринимает те затруднения, которые проистекают из дефекта). Непосредственное следствие дефекта - снижение социальной позиции ребенка, через которую дефект влияет на развитие ребенка. Этот психологический комплекс в концепции А. Адлера (которая разрабатывалась в рамках психодинамического подхода параллельно с исследованиями отечественных психологов) носит название «чувство неполноценности», которое имеется изначально при рождении у каждого человека. Это чувство неполноценности увеличивается, если человек имеет какой-либо дефект. Дефект становится в центр внимания индивида и ощущение дефективности, по словам А. Адлера, является для индивида постоянным стимулом к развитию психики. А. Адлер вывел основной психологический закон о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности в психические стремления к компенсации и сверхкомпенсации. Таким образом, движущей силой развития ребенка являются социальная оценка личностью своего дефекта; отсюда, основными целями психологической коррекции являются: снижение чувства неполноценности, развитие социального интереса, коррекция целей, мотивов с перспективой изменения смысла жизни.
Идеи Л.С. Выготского о системном строении дефекта: первичные нарушения органического характера (локальные или парциальные поражения коры головного мозга, нарушения слуха, зрения и т. п.) и вторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребенка -имеют определяющее значение в выборе форм, средств, методов и разработке психокоррекционных программ. Именно вторичные отклонения в значительной степени доступны психокоррекционному воздействию, поскольку их возникновение связано с действием средовых факторов развития психики. Системно-структурный подход к анализу дефекта позволяет оценить все многообразие развития детей с нарушениями и на этой основе разработать теоретически обоснованную пси-хокоррекционную программу.
Не менее важным, как для нормального, так и для аномального развития, является выделение Л.С. Выготским зоны актуального и зоны ближайшего развития. Психологическая коррекция должна быть направлена на формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, т.е. ориентирована на зону ближайшего развития личности и деятельности ребенка.
Психологическое содержание коррекционной работы рассматривается им как обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций).
В это же время развиваются психодинамические (З. Фрейд, А. Фрейд, Г. Гельмут, М. Кляйн, А. Адлер и др.), поведенческие (И.П. Павлов, Д. Вольпе, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Д. Уотсон и др.), когнитивные (Ж. Пиаже, Д. Келли, А. Риле и др.) направления психологической коррекции.
Центральным понятием в психодинамическом направлении является понятие конфликта. В классическом психоанализе З. Фрейда конфликт между основными компонентами, входящими в структуру личности (Id, Ego, Super Ego), порождает боязнь: невротическую, реалистическую, моральную. Чувство боязни вызывает чувство вины и механизмы психологической защиты «Я» от тех переживаний, которые для человека являются неприемлемыми. Отсюда, основными целями психологической коррекции является доведение до сознания ребенка конфликтной ситуации, связанной с неприемлемыми бессознательными влечениями. Основные базисные техники психоанализа: метод свободных ассоциаций, интерпретация сновидений, анализ сопротивления, анализ переноса - оказались недостаточно эффективными в психокоррекционной практики с детьми дошкольного возраста, что послужило толчком к поиску новых путей создания психокоррекционных методик и процедур. В результате были разработаны игровая терапия (А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Гельмут), арттерапия (М. Наум-бург) и библиотерапия, которые в дальнейшем получили свое развитие в рамках гуманистически ориентированного подхода: клиент-центрированного подхода (К. Роджерс, В. Экслайн), терапии отреагирования (Д. Леви), терапии построения отношений (Д. Тафт и Ф. Аллен), которые выделились в самостоятельные направления.
Особое значение в психологической коррекции детей с отклонениями в развитии имеет клиент-центрированный подход, разработанный К. Роджерсом, в котором делается акцент не на интеллектуальном или обучающем воздействии, а на помогающих отношениях, которые создаются психологом:
«если я могу создать определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызовет изменение и развитие его личности» [15, с. 74].
В теории К. Роджерса делается акцент на позитивную природу человека, свойственное ему врожденное стремление к самоактуализации:
«Это стремление, которое присутствует во всей органической и человеческой жизни, - распространяться, расширяться, становиться независимым, развиваться, зреть - тенденция выражать и задействовать все возможности организма до такой степени, что такая активность усиливает организм или «Я». Это стремление может быть наглухо закрыто слоями ржавых психологических защит, оно может быть скрыто за замысловатыми фасадами, отрицающими его существование, но я верю, что оно существует в каждом человеке и ожидает соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя», [15, с. 75].
Отсюда, перед психологом стоит задача устранения эмоциональных блоков или препятствий на пути самореализации и самоактуализации, и главной профессиональной обязанностью психолога является создание соответствующего психологического климата, в котором клиент мог бы отказаться от защитных механизмов. В подходящем психологическом климате тенденция к самоактуализации высвобождается и становится не потенциальной, а актуальной.
Поведенческое направление развивалось на основе классических теорий условных рефлексов И.П. Павлова и С. Халла, разработанных в дальнейшем в работах Д. Вольпе и А. Лазаруса; теории оперантного научения Э. Торндайка и Б. Скиннера, мультимодального программирования, теории когнитивного научения (А. Бандура, Т. Нейланс, Д. Роттер и др.). Анализ данных теорий позволяет отметить усложнение базовых теоретических моделей поведения, лежащих в основе психокоррекционной практики: от организации управлением внешним поведением посредством предъявления и подкрепления стимулами, вызывающими определенную реакцию, до включения в концептуальную модель поведения внутренних детерминант - когнитивных процессов. В данном направлении понятие личности применяется относительно к ее поведению, отсюда, воздействия психолога направлены на реальное поведение человека в реальном мире.
Когнитивная психокоррекция (Ж. Пиаже, Д. Келли, А. Риле) основное внимание уделяет познавательным структурам психики, делая упор на личность, личностные конструкты. Психокоррекционные технологии, разработанные в рамках данного направления, направлены не только на преодоление нарушений собственно познавательной сферы, но и на проблемы затрудненного общения, внутриличностных конфликтов. Основная задача - изменение восприятия себя и окружающей действительности, научение новым способам мышления.
Четвертый этап развития теории и практики психологической коррекции (с 1960-х годов) в нашей стране связан с интенсивным формированием практической психологии (Г.С. Абрамова, Г.В. Бурменская,
О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Р.Р. Немов, О.В. Овчарова, А.А. Осипова и др.). Разрабатываются и внедряются в практику программы психологической помощи детям с нарушением интеллекта (О.В. Гаври-лушкина, И.А. Грошенков, О.В. Боровик, С.М. Миловская, И.В. Евтушенко), детям с детским церебральным параличом (Ипполитова, Г. В. Кузнецова, Мастюкова, Симонова, Давыдова, И.И. Мамайчук и др), детям, страдающим ранним детским аутизмом (О.С. Никольская, В.В. Лебединский), детям с задержкой психического развития (Е.А. Медведева, С.Г. Шевченко), детям с эмоциональными нарушениями и нарушениями поведения (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская). Развиваются теоретические и методологические основы артпедагогики и арттерапии в специальном образовании (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская). Разрабатываются и адаптируются специальные развивающие, обучающие, коррекционные технологии: нейропсихологические технологии (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго), компьютерные технологии (Л.В. Тхор-жевская), технологии, направленные на коррекцию нарушений психического развития при разных типах дизонтогенеза (И.И. Мамайчук).
Таким образом, основой создания особой практики прикладной детской психологии - практики психокоррекционной работы - являются идеи гуманистической философии, достижения педагогической науки и практики и прогресс в развитии самой психологии (О.А. Карабанова).
По мере становления практической психологии понятие психологическая коррекция, которое первоначально возникло в дефектологии, распространилось и на область условно-нормативного развития, в связи с чем произошли изменения характера задач и направлений коррекционных воздействий: от исправления и компенсации вторичных дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка.
Именно тогда и возникла проблема разграничения понятий: психокоррекция, психотерапия, интервенция, вмешательство и т. п. - семантически объединенных понятием воздействие.
Эффектом психологического взаимодействия и воздействия является изменение субъективных характеристик человека (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т. п.) в результате взаимодействия этого человека с другим или коммуницирующей с ним системой.
Подчеркивая специфику психокоррекционного воздействия, специалисты склонны отграничивать его от развивающего и психотерапевтического процесса.
Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи - психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.
По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин «психотерапия» является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия».
Термин «коррекция» буквально означает «исправление», таким образом, психологическая коррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
И.В. Дубровина рассматривает психокоррекцию как форму психолого-педагогической деятельности, направленную на исправление таких тенденций психического развития, которые не соответствуют гипотетической оптимальной модели нормального развития [5].
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии:
- Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
- Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
- В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
- Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).
- В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
- Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.
Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.
Несмотря на выделенные различия, общей стратегией психологического воздействия, как в психотерапии, так и в психологической коррекции, является развивающая стратегия, психологическим условием которой является диалог.
Центральным и определяющим моментом, таким образом, выступает общение психолога с клиентом, в котором В.Н. Мясищев выделял три теснейшим образом взаимосвязанных компонента: психическое отражение участниками взаимодействия друг друга (взаимопонимание), их отношение друг к другу (поведенческий компонент), формы речевого и неречевого поведения, вытекающие из определенного понимания человека человеком.
А.С. Спиваковская разделяет все психотехнические действия, применяемые в процессе психологической коррекции на три группы: основную, которая отвечает за организацию общения, деятельности, мировоззренческую и специальную, теснейшим образом связанные с формированием отношений доверия, атмосферы комфорта.
Сходную точку зрения мы находим в «Словаре практического психолога» под редакцией С.Ю. Головина: «психотерапия близка к коррекции психологической (психокоррекции) и выступает, по сути, особой ее частью, связанной с лечением нарушенного поведения при помощи психологических приемов. Чаще всего обращена к личностным проблемам, ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань, с чем связаны тягостные переживания, нарушения социального поведения, изменения сознания и самосознания... Способствует повышению компетентности клиента в отношениях межличностных, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции».
В зарубежной психологии аналогом понятия «коррекция» выступает понятие «интервенция», содержание которого обосновано теоретическими представлениями о природе онтогенетического развития как процесса, обусловленного взаимодействием наследственности, среды и проявления активности самой личности. В наиболее широком смысле интервенция понимается как систематическое вмешательство в процесс развития с целью влияния на него. Направленная интервенция, таким образом, рассматривается как система плановых (и неплановых) воздействий с целью внесения определенных изменений в проблемные компоненты системы -личность, среду, либо их взаимодействие.
Психологическое содержание интервенции уточняется в гуманистически ориентированном подходе, где в центре внимания оказывается система отношений «ребенок - взрослый» и коммуникация в этой системе. Здесь интервенция рассматривается как вмешательство в «естественную» ситуацию развития ребенка для устранения барьеров в коммуникации, смысловой интеракции и взаимопонимании друг друга. По мнению Д. Брунера, интервенция отражает теоретические представления о том, какими средствами обеспечиваются процессы роста и развития ребенка, содержание ее программ, как правило, замыкается в пределах манипулирования факторами и условиями развития ребенка, не затрагивая вопросы об организации его деятельности. Поэтому, хотя использование интервенции в определенной мере и приближается к формирующей стратегии, различия в понимании самого содержания развития не позволяют в полной мере реализовать принцип управления и планомерного формирования психической деятельности (П.Я. Г альперин), а значит, и подняться на качественно иную ступень в познании механизмов и закономерностей развития.
Однако специальное значение интервенции как вида психологической практики в контексте оптимизации психического развития ребенка фактически совпадает со значением термина «коррекция». Основное различие этих понятий связано с акцентированием различных сторон психологического воздействия: интервенция акцентирует момент вторжения, вмешательства в ход развития, понимаемый как естественный, а коррекция подчеркивает целевой аспект психологического воздействия - преодоление отклонений в развитии и обеспечение достижения уровня возрастных норм развития (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова и др.).
Основным отличием психокоррекционных воздействий от развивающих в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными чертами и направлена на их исправление, тогда как задача развития -сформировать отсутствующие или недостаточно развитые психологические качества (А.А. Осипова).
Таким образом, можно резюмировать, что в настоящее время не сложилось единого мнения относительно терминологии, отражающей сущность понятия «психологическая коррекция». Существует ряд определений данного понятия:
- а) психологическая коррекция - это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека (Г.С. Абрамова);
- б) деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели, которая отражает возрастную норму и обуславливается индивидуальными возможностями ребенка (Р.В. Овчарова);
- в) оказание психологической помощи клиентам, нуждающимся в устранении психической дисгаромонии, нарушении стройного сочетания психических функций, утраты их наилучшего взаимного соответствия (Е. Трифонов);
- г) система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии и поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия (А.А. Осипова);
- д) организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастной нормой психического развития (психологический словарь);
- е) способ психологического воздействия на развитие ребенка на основе создания оптимальных возможностей и условий для его личностного и интеллектуального роста (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс).
Мы согласны с мнением И. И. Мамайчук, Е.С. Слюсаревой и Г.Ю. Козловской о том, что необходимо дифференцировать психологическую коррекцию нормального развития, цель которой - способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка, и коррекцию аномального развития, которая при каждом варианте аномального развития имеет свою цель, задачи и методы коррекции. Соответственно, коррекция нормального развития осуществляется психологом, а вторая - дефектологом, специальным психологом и требует соответствующей подготовки специалиста.