Основы политического анализа

1. Теоретические основы политического анализа.

Теоретическую основу политического анализа составляют объективные законы развития мировой цивилизации и конкретного общества. Философия, экономические и социально-политические науки все более адекватно отражают тенденции современного общественного развития и соответственно развития политологии, анализирующий конкретные политические события. В своих исследованиях политологи опираются на довольно широкую базу общественных наук.

Теоретическим фундаментом при осуществлении политического анализа является также общая политология как наука о политике, политических процессах и политической власти. Общая политология вооружает политолога-аналитика знанием политических событий, пониманием места и роли субъектов политики в определении направленности и тенденций политических процессов, осознанием сущности взаимосвязей и взаимодействия личности и власти, способности и возможностей воздействия на власть тех или иных социально-экономических и социально-этнических групп в тех или иных конкретных условиях. Общая политология, являясь фундаментальной, базисной наукой, формирует у политологов-аналитиков знания о закономерностях политической деятельности, вооружает их пониманием процессов политического развития. Она составляет основу при разработке концептуального подхода к политологическому исследованию, выступает как теория методологии и методов политического анализа.

2. Методология политического анализа.

Методической основой политического анализа является прикладная политология — совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта. Прикладная политология ориентирована на конкретного «клиента», каковым, как правило, является субъект (или субъекты) политики, на практическое применение, на выработку рекомендаций субъекту политики для принятия решений по управлению политическим процессом.

Прикладная политология занимается исследованием конкретных политических событий, вооружает политолога, анализирующего конкретное политическое событие, методологией проведения политического исследования. Политическое исследование — это система процедур организационно-технического характера, на основе методик политического анализа, ставящая целью получить достаточно обоснованные данные о прогнозе реализации политических событий, явлений, процессов. В результате политического исследования должны быть выработаны конкретные рекомендации субъекту политики для принятия политических решений.

Политическое исследование включает в себя несколько этапов: а) подготовку исследования; б) сбор первичной информации о политическом событии (анкетирование, интервью, анализ документов, подлежащих дальнейшей обработке и обобщению); в) подготовку собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; г) анализ обработанной информации и формулирование выводов по итогам исследования; д) выработку рекомендаций для принятия политических решений.

Политическое исследование, социально-политический анализ проводят с учетом следующих обстоятельств: а) не только люди — продукт социальной среды, но и сама социальная среда есть продукт взаимодействия людей; б) основным процессом в социально-политическом анализе выступает труд людей как целесообразная деятельность; в) при анализе особое внимание фиксируется на основном противоречии социально-политического развития — противоречии между темпом роста производительности труда и способами его общественной организации; г) социальное время необратимо, в нем ничего нельзя изменить или прожить его заново.

Политологические исследования проводятся с использованием различных методик, технологий и приемов, среди которых можно выделить следующие: построение структурно-логической модели общества и его институтов; контент-анализ; политический мониторинг; метод политической решетки и т. д.

При использовании структурно-логической модели реализуется системный подход к анализу общества и его отдельных составляющих. В структурно-логической модели общество рассматривается с позиций политических интересов участников событий, стремящихся взять, удержать и укрепить политическую власть. Это проявляется в определенных политических событиях — продукте политической деятельности. Применение структурно-логической модели на практике целесообразно, когда требуется оценить эффектность деятельности органов политической власти или конкретного ведущего политика. При анализе конкретной политической ситуации в политологическом исследовании может использоваться метод сценариев.

В политологических исследованиях широко используется контент-анализ — метод количественной обработки, оценки и интерпретации формы и содержания какого-либо источника. Контент-анализ используется, главным образом, для анализа деятельности средств массовой информации или документов и решений органов власти.

В политических исследованиях иногда готовят матрицу политических сил, которую еще называют политической решеткой. Матрица политических сил четко фиксирует отношение участников политических событий к конкретным формам экономического и политического устройства общества. В зависимости от этого отношения политические силы занимают определенное место в матрице — на пересечении их позиций в экономической и политической сферах.

В практике политических исследований используется и политическое прогнозирование. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижения. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Осуществляют внутри- и внешнеполитическое прогнозирование. Политическое прогнозирование основывается на системе принципов и методов осуществления прогнозов.

3. Практика политического анализа.

Практика политического анализа исключительно многообразна. Политический анализ осуществляется, как правило, с целью определения наиболее действенных путей разрешения властями конкретных общественных проблем, что и составляет главное содержание в деятельности органов власти.

На семинарском занятии одним из вариантов политического анализа могло бы быть определение вероятного исхода выборов на общенациональном, региональном или местном уровне. Выборы — одно из самых значимых для граждан политических событий. Можно было бы рекомендовать следующий порядок проведения политического анализа исхода выборов:
• выяснение социального состава участников политических событий (учитывается семь-девять социально-экономических групп избирателей);
• определение политических интересов каждой социально-экономической группы;
• выяснение несовпадения политических интересов различных социальных групп;
• определение главного противоречия в интересах участников политических событий, т. е. выявление важнейшей политической проблемы;
• поиск оптимальных путей решений политической проблемы;
• определение конкретных целей тактического и стратегического плана;
• постановка задач органам власти.

При прогнозировании итогов выборов следует учитывать не только долю той или иной социально-экономической группы в составе электората, но и ее реальное влияние. Влияние той или иной социальной группы зависит от ее доли в составе населения. Важное значение имеют также следующие факторы: а) уровень сознания; б) политические ресурсы (участие во власти или возможность непосредственного влияния на власть); в) материально-экономические ресурсы (топливно-энергетические, продовольствие, деньги и др.); г) информированность; д) общественные связи; е) характер отношений участников политических событий, т. е. возможность создания политических блоков, союзов, коалиций; ж) уровень внутреннего единства и сплоченности социально-экономических и социально-этнических групп; з) поддержка извне; и) грамотное использование ресурсов.

При определении конечных результатов выборов и стабильности власти следует учитывать подтвержденные опытом следующие данные. Для безусловной стабильности власти или победы на выборах необходимо иметь не менее 38 % сторонников режима или голосов на выборах. В политологической практике применяют правило золотого сечения — более 35 % голосов избирателей дают возможность вхождения во власть. Если при первичных выборах не удается набрать 38 %, то сильный участник борьбы за власть должен искать союзника для создания коалиции. Если оппозиция к власти составляет более 25 %, то политический режим не стабилен. Если какая-либо социальная группа или партия получает на выборах менее 5 %, то она не оказывает влияния на власть.

Источник: 
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014