Навыки и умения

Навык — автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия. Любая профессиональная деятельность очень сложна. Она требует переработки в сознании человека огромного объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации «вывести» из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык. Существуют разные виды навыков: сенс о моторные, перцептивные, интеллектуальные и т.д. Навык — это прижизненно сформированный способ решать какую-либо задачу. В любом навыке можно различить психологическую и физиологическую стороны. Пусковым механизмом любого навыка является сенсорный сигнал, воздействующий на человека.

Одними из первых начинают формироваться моторные навыки, постепенно осложняясь сенсорными и интеллектуальными компонентами. Формирование любого навыка начинается с получения информации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следующем: в процессе деятельности на человека многократно воздействуют сходные раздражители (например, выполняется однотипная производственная операция). Под их влиянием у субъекта формируется определенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и «передается» на уровень подсознательного контроля. Эта программа не тождественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой .степенью приспособляемости к этой ситуации. Формирование профессиональных навыков идет не пассивно, а под влиянием специально организованных упражнений, включенных в систему профессиональной подготовки.

Упражнение — это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количестве упражнений, необходимых для полной отработки навыка. Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений. Наличие у учащегося психологической системы действия определяется по следующим признакам: 1) ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения; 2) наличие ориентировочной основы действия в виде системы необходимых и достаточных информационных признаков, на которые ориентируется учащийся при выполнении действия; 3) частичная автоматизация действия; 4) наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия; 5) «запуск» системы саморегуляции действия, направленной на устранение недостатков и исправление ошибок; 6) систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.

Наличие данных признаков позволяет считать навык сформированным и закончить регулярные упражнения по его отработке. Однако если упражнения прекратить полностью и одновременно не выполнять действие, навык может постепенно разрушаться. Для его восстановления требуется новая серия упражнений. .

Наиболее полную теорию психофизиологического механизма формирования сенсомоторного навыка предложил Н.А. Берн-штейн. Конструктивно дополнена эта теория была концепцией П.К. Анохина модели поведенческого акта и анализом структуры психической функции, предложенным Б.Г. Ананьевым. Таким образом, на сегодняшний день имеются серьезные теоретические основы для разработки практических способов формирования навыков и включения их в систему профессиональной подготовки.

Важным моментом любой деятельности является ее оценка. Эта оценка распространяется и на выполнение навыка. Навык, формируясь, располагается на различных мозговых уровнях, в зависимости от степени автоматизированности тех или иных элементов. Оценочным элементом является нервная модель навыка, сформированная по механизму афферентного синтеза.

Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением. Умение — это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и по мере тренировки достигается преобразование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия. Умение включает в себя достаточно сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения. Формирование умений, по мнению К.К. Платонова, проходит ряд стадий: первоначальное умение; недостаточно умелое действие; развитые отдельные умения (умелые, относительно законченные элементы действия); высокоразвитые умения; мастерство. На этапе умения полный сознательный контроль обеспечивает оперативную перестройку системно-структурной основы действия при существенном изменении условий его осуществления. В этом плане умение отличается от навыка. Последний имеет стандартизированную форму и при радикальном изменении условий осуществления может стать неадекватным.

Основная форма осуществления учебной деятельности — упражнение. Для того чтобы освоить какую-либо деятельность, человеку необходимо ее многократно повторить. Упражнение — это активный процесс систематического и целенаправленного выполнения какого-либо действия с целью его усвоения и усовершенствования. Количество и качество упражнений зависят от целей обучения и трудности поставленной задачи.

Упражнение эффективно, если наблюдаются:
1) осознание учащимся цели упражнения и показателей правильности его выполнения;
2) четкое осознание инструкции и правил выполнения упражнения;
3) понимание учащимся последовательности и техники выполнения упражнения;
4) многократное выполнение действий с целью достижения требуемой точности и быстроты;
5) наличие обратной связи во время выполнения упражнений. Учащийся должен постоянно знать, на каком уровне совершенствования он находится и определять это по доступным и понятным ему критериям;
6) постоянный контроль и анализ причин ошибок, допускаемых учащимися;
7) формирование у учащегося навыков самоконтроля;
8) постепенное усложнение заданий, скорости и точности их выполнения;
9) повышение интенсивности обучения за счет увеличения времени выполнения упражнений без перерывов.

В целом упражнения позволяют активно формировать многие навыки, особенно перцептивно-моторные.

Источник: 
Карпов А.В., Общая психология
Темы: