Методы поиска и формулирования жизненных целей

Одного желания для работы с полной самоотдачей мало, перед вами сразу же встанут десятки вопросов, на которые вам надлежит ответить.

  • Каких целей вы хотите достичь?
  • Согласуются ли они между собой?
  • Существует ли так называемая высшая цель и определенные промежуточные цели на пути к главной?
  • Знаете ли вы, что вы сами можете сделать для этого (сильные стороны) и над чем вам еще надо работать (слабые стороны)?

Для нахождения личных и профессиональных ориентиров в первую очередь выясните, чего именно вы хотите, т.е. добейтесь ясности цели. Это является предпосылкой успехов в деловом плане и личной жизни. Найти личные жизненные цели и дать им определение означает придать своей жизни направление. Например, одно из условий успешной карьеры — правильный выбор профессии. В этом случае вы можете воплотить в действительность свои собственные ценности. Крах или отсутствие жизненной цели — сильнейшая психотравма. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой. Часто разочарование постигает и тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по субъективным и объективным причинам цели.

Твердый порядок письменного изложения какой-либо идеи — первый шаг к ее претворению в жизнь. В разговоре можно, часто не отдавая себе в этом отчета, высказывать всякого рода смутные и нелепые идеи. Когда же вы излагаете свои мысли на бумаге, происходит нечто такое, что побуждает вас вникнуть в конкретные детали. При этом гораздо труднее ввести в заблуждение самого себя или кого-либо другого.

В ходе исследования уровня подготовленности молодежи к деятельности в условиях рыночной экономики, проведенного в Пензенском регионе в 1996—2004 гг., было выявлено, например, что обучающаяся на экономических специальностях молодежь успешно реализует на практике технологию постановки жизненных целей. Так, в ходе анализа результатов опроса молодежи по факторам, влияющим на успех в бизнесе, получены следующие данные: наиболее значимыми факторами являются деньги, знания и деловые качества (табл. 5.2).


Результаты исследования относительно планов молодежи открыть собственное дело на период учебы выявили следующее:

  • не знаю — 40,8%;
  • нет, не предполагаю — 29,5%;
  • да, предполагаю — 24,8%;
  • уже открыл — 4,9% [61, с. 92].

Из полученных данных видно, что молодежь уже в процессе учебы занимается постановкой жизненных целей и расстановкой приоритетов.

Цели устанавливаются на определенный период, поэтому необходимо наблюдать за процессом их реализации в следующей последовательности.

Шаг 1 — прояснение потребностей. Нужно устанавливать цели в ситуации, которая уже не удовлетворяет или может стать таковой. Установление личных целей требует анализа текущей ситуации и ответа на вопрос, чего вы хотели бы добиться. Необходимы воображение и определенная свобода от тех необоснованных ограничений, которые ранее были приняты без всяких вопросов.

Шаг 2 — прояснение возможностей. Большинство руководителей осуществляют выбор из ряда возможностей во всех сферах жизни. Некоторые из этих возможностей могут противоречить вашим ценностям или вызывать избыточные трудности у тех, кто вас окружает. Первое, что нужно сделать в прояснении возможностей — установить как можно большее их число. Этого частично можно добиться напряжением собственной мысли, но расширить список можно путем изучения ситуации и привлечения окружающих. Разумный выбор нельзя осуществить, пока не установлены все имеющиеся возможности.

Шаг 3 — принятие решения о том, что вам нужно. Списка возможностей недостаточно; необходимо знать, к чему вы стремитесь и чего хотите добиться. Это может показаться очевидным, но определить, что вам нужно, не всегда просто. Необходимо ответить на три ключевых вопроса.

  1. Что является для вас важным?
  2. На какой риск вы готовы пойти?
  3. Как ваши решения повлияют на окружающих?

При этом первый вопрос связан с определением ваших личных ценностей и позиций. Здесь же только необходимо подчеркнуть, что качество решений о выборе образа жизни во многом зависит от глубины осуществленного человеком самоизучения. Второй вопрос поможет определить личные границы и пределы, влияющие на ваш выбор. Можно решить, что некоторые возможности слишком рискованны, и предпочесть обратиться к методам действий с более надежными результатами. Это заставляет людей избегать рискованных возможностей, даже не оценив реальную степень риска. Третий вопрос направлен на изучение того, кто и как может быть затронут вашими решениями, и определить, стоит ли то, что вы получите, затрат, вызванных этим влиянием на них. Обсуждение идей и возможных действий с теми, кого они, вероятно, затронут, а также наблюдение за их реакцией помогут сделать трудные решения более точными.

Шаг 4 — выбор. Когда уже определен диапазон имеющихся возможностей и ясны потребности и желания, необходимо сделать выбор. Установление цели представляет собой активный шаг, поэтому в момент осуществления выбора вы берете на себя обязательство, что избранный образ действий обеспечит удовлетворительный результат. Это означает, что можно осуществить следующие шаги и направить свои силы и навыки решения проблем на то, чтобы выполнить обязательства и оправдать надежды.

Шаг 5 — уточнение цели. Цели полезны в качестве напоминания о том, для чего предпринимаются действия. Часто для достижения одной цели необходим целый ряд разных действий, так что можно потерять из виду желательный конечный результат и погрузиться в текучку. Если это случается, руководитель обычно может часами работать, напрягая все силы, чтобы добиться успеха, и все же у него мало что получается. Сопоставление логических связей между общими задачами и конкретными рабочими усилиями помогает сэкономить силы.

Шаг 6 — установление временных границ. Время — ресурс, с которым можно разумно обращаться, но которым можно и серьезно злоупотреблять. Занимаясь слишком многим одновременно, трудно добиться результата во всем, поэтому нужно выбрать, как распределить время. На распределение времени влияет много факторов, в том числе следующие:

  • обычные требования работы;
  • чрезвычайные или дополнительные требования, возникающие в работе;
  • ожидания окружающих;
  • личные надежды и стремления;
  • чувство долга и уже взятые на себя обязательства;
  • привычная практика.

Так как многие решения о том или ином использовании времени принимаются неосознанно и инстинктивно, время зачастую тратится без какой-либо оценки реальной полезности таких затрат. Люди должны относиться ко времени как к ценному ресурсу, подобно деньгам в банке. Время предоставляет возможности, и управление временем обеспечит расширение этих возможностей. Цели, содержащие направление действий, должны также указывать на скорость движения. Это необходимо для того, чтобы люди могли хорошо распределить свое время и другие ресурсы. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности следить за своими успехами.

Шаг 7 — контроль своих достижений. Существуют следующие преимущества наблюдения за личными достижениями:

  • появляется обратная связь с эффективностью работы;
  • возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;
  • при неудаче возникает мрачное настроение;
  • создается возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новый метод действий.

Семь шагов, рассмотренных выше, могут послужить контрольным средством для прояснения целей.

Автор книги «Ваше время — в Ваших руках» Л. Зайверт представляет процесс нахождения целей через реализацию определенных ступеней [42, с. 48].

  1. Разработка общих представлений о жизненных устремлениях.
  2. Дифференциация во времени жизненных целей.
  3. Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере.
  4. Инвентаризация целей.

Рассмотрим этот процесс подробнее.

1.    Разработка общих представлений о жизненных устремлениях
Попробуйте изобразить для себя настоящую и возможную (будущую) картину вашей жизни, к примеру, в виде так называемой жизненной кривой, отметив крупнейшие успехи и поражения в личной и профессиональной сферах. Пометьте на ней то место, где вы находитесь сейчас, а также напишите ключевые слова, характеризующие успехи или неудачи, рядом с экстремальными точками вашей «жизненной кривой». Попробуйте представить свое будущее и продолжите кривую дальше.

Затем назовите пять важнейших пунктов (целей), которых вы еще хотите достичь в своей жизни.

2.    Дифференциация во времени жизненных целей.
Разделите свои жизненные цели по временным критериям, для чего можно использовать временной ряд (табл. 5.3). При этом следует принимать во внимание лиц из вашего ближайшего окружения (партнеров, детей, родителей, шефа, друзей и т.д.) и события, с которыми вы должны считаться.


3.    Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере. Определите свои личные и профессиональные цели (ориентиры). Личные желания:

  • долгосрочные (жизненные цели);
  • среднесрочные (пять лет);
  • краткосрочные (ближайшие 12 месяцев).

Профессиональные цели:

  • долгосрочные (жизненные цели);
  • среднесрочные (пять лет);
  • краткосрочные (ближайшие 12 месяцев).

4.    Инвентаризация целей.

По Л. Зайверту, инвентаризация целей заключается в реализации трех предыдущих этапов.

Таким образом вы сделаете инвентаризацию своих целей, отфильтровывая при этом важнейшие позиции, т.е. жизненные личные и карьерные цели. Обязательно выделите свои профессиональные ориентиры, так как если и есть в жизни что-то судьбоносное, то это выбор профессии, который является одним из основных условий успешной карьеры.

Попробуйте ответить на следующие вопросы:

Чем бы вы охотнее всего занимались в профессиональном отношении?
Если бы вы могли свободно выбирать служебное положение, звание, отрасль, организацию, предприятие или институт, кем бы вы охотнее всего были или стали?

Дать объективные ответы очень важно, ибо профессиональный ориентир — ключ к профессиональному и личному успеху, так как он:

  • во-первых, усиливает мотивацию трудовых достижений;
  • во-вторых, направляет в определенное русло вашу активность, профессиональные устремления при выборе профессии;
  • в-третьих, является руководством для последующего исполнения ваших служебных обязанностей.

Как только вы определили для себя личные и профессиональные цели, займитесь личными ресурсами, т.е. средствами для достижения поставленных вами целей. Известный немецкий ученый Л. Зайверт называет этот процесс ситуационным анализом.

Способности человека определяются разнообразными факторами: и наследственностью, и воспитанием, и состоянием здоровья, и средой обитания. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить. Вам следует определить, где вы находитесь в настоящее время на своей «жизненной кривой», отметив крупнейшие успехи и поражения, указав при этом, какие качества для этого требовались и каких недоставало. Определяя свое настоящее местонахождение, ответьте на вопросы, касающиеся личной и профессиональной сфер.

Личная сфера.

  • Мой жизненный путь: какими были мои крупнейшие успехи и неудачи?
  • Каково влияние семьи (детство, юность, родители, братья и сестры, близкие)?
  • Каковы дружеские связи? Неприязненные отношения?
  • При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным, побежденным, слабым?
  • Какие меры я хочу предпринять для предотвращения опасностей, трудностей, проблем?
  • В чем могут раскрыться мои возможности? В чем не могут? Что я могу сделать?
  • Что я хочу конкретно сделать, чтобы принести пользу окружающим?

Профессиональная сфера.

  • Знаю ли я задачи по работе на моей должности?
  • Знаю ли я, чего от меня ждут?
  • Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности? Планирую ли я их?
  • Устанавливаю ли я приоритеты?
  • Выполняю ли я своевременно свои задачи?
  • С какими неудачами я должен считаться?
  • Каковы главные преимущества моей работы?

На основании анализа основных этапов своей жизни составьте баланс личных успехов и неудач [42]. Следующим шагом будет группировка ваших достоинств и недостатков и выделение двух-трех важнейших сильных и слабых сторон (табл. 5.4).


Подобный анализ личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по достижению целей.

Очень важно правильно оценивать себя, в чем могут помочь специальные системы тестирования, которые дают возможность разобраться в своих достоинствах и недостатках (табл. 5.5).



В процессе анализа необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией [42, с. 63]. Например, выберите пять важнейших целей и определите необходимые для этих целей средства (табл. 5.6). Проверьте, чего еще вы должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к соответствующей цели, укажите необходимую для достижения целей квалификацию и поставьте конкретные реальные практические цели по приобретению опыта и способностей, которых вам еще не хватает.


Используя данные табл. 5.4, 5.5, можно определить соотношение ваших желаний и личных качеств и способностей и на основании полученных результатов выработать индивидуальный алгоритм технологии поиска личных и профессиональных целей.

Последняя фаза процесса постановки целей — конкретное формулирование практических целей для последующей стадии планирования. Цель по самой своей глубокой сути есть опережение реальных событий действительности. Каждая цель реализуется в действие. При этом реализация цели в действие представляет собой сложный процесс.

Объясняя свои поступки, человек ссылается обычно на определенные причины, вынудившие его поступить так, а не иначе, и говорит себе и всем заинтересованным в этом людям, что он стремился к достижению какой-то цели. Анализ человеческого поведения показывает, что между целью и поступком нет однозначного соответствия. Одна и та же цель может быть достигнута многими путями, и один путь ведет к разным целям. У каждого человека должна быть сформирована более или менее устойчивая система целей; одни цели более предпочтительны, другие отодвинуты на второй план. В совокупности целей каждого человека обнаруживаются цели главные и промежуточные, подчиненные главным, но без которых нельзя достичь конечной цели. К одним целям человек проявляет чрезвычайный интерес и готов пожертвовать самым дорогим для их достижения; другие же цели его мало волнуют и не затрагивают его эмоциональной сферы. На языке теории управления такая система соподчиненных целей называется деревом целей.

Французский социолог Б. Гурней выделяет четыре типа личных целей человека, вступившего в управленческую организацию.

  1. Стремление к безопасности ведет к исключению угроз риска для себя лично.
  2. Стремление к повышению жизненного уровня. Для понимания этой цели следует иметь в виду, что удовлетворенность работника своей зарплатой зависит не только от абсолютной величины вознаграждения, но и от соотносительной величины зарплаты его коллег.
  3. Стремление к власти. Эта цель распадается на ряд взаимосвязанных подцелей: стремление к расширению круга своих полномочий, достижению автономии, продвижению вверх по служебной лестнице.
  4. Стремление повысить и укрепить престиж. Эта цель разбивается на две подцели: укрепление личного престижа и престижа самой организации.

Шансы на успех при формулировании целей возрастают, если удается избежать ряда потенциальных слабостей.

  1. Недостаток реализма. Цели должны быть достижимы, хотя предпочтительно, чтобы они требовали некоторого напряжения возможностей человека.
  2. Неопределенные временные рамки. Хорошо установленные цели содержат временные рамки их достижения. Последние могут периодически пересматриваться.
  3. Отсутствие измеримости. Всегда, когда это возможно, цели должны быть выражены в измеряемых понятиях. Это позволяет четко оценивать достигнутое.
  4. Неэффективность. Цели имеют смысл только в том случае, если они явно вписываются в более общие задачи работы. Поэтому основным критерием здесь является эффективность, а не эффектность, и такие цели должны иметь свое место в задачах организации.
  5. Недостаток совместной заинтересованности. Люди, объединившиеся для совместной работы ради достижения общей цели, могут получать дополнительные силы от работы в группе. Зачастую, однако, цели навязываются и принимаются нехотя, в результате не удается включить в дело бодрящее одушевление разделяемой с другими заинтересованности.
  6. Конфликт с другими. Цели индивидуальной или групповой работы определяются таким образом, что они противоречат друг другу. Способов преодоления этих конфликтов немного, и масса усилий тратится впустую.
  7. Недостаток информированности. Большие организации особенно уязвимы к сбоям в распространении информации. Совет директоров устанавливает цели, часто выраженные в финансовых показателях, но затем не информирует об этом. Возможно, какие-то фрагментарные известия просачиваются к подчиненным, но им недостает убедительных целей, выраженных в общечеловеческих понятиях.
  8. Использование в качестве наказания. Установление целей может использоваться для преследования и наказания людей. Когда подобная философия широко распространяется, процесс установления целей воспринимается отрицательно и искусно саботируется.
  9. Недостаток анализа. Большим преимуществом установления целей является создание основы для систематического анализа. Проведение консультаций позволяет обучать людей, в результате чего происходят изменения в ресурсах и системах.

Цель отличается от задания тем, что задание описывает действие, которое нужно выполнить, а цель — конечный результат.

Обычно имеются пять-восемь основных позиций достижения цели, они в некотором смысле представляют собой более подробно описанную цель. Для наибольшего успеха в достижении цели выпишите для себя свои общие цели и основные позиции их достижения [84, с. 16].

Цели задают направление движения. Можно представить себе большое океанское судно. Хотя на нем есть все необходимое, чтобы перевезти тяжелый груз из одного пункта в другой, оно не может двигаться без руля. Цели — это и есть руль в индивидуальном и групповом движении. Без него имеющиеся способности неверно направляются и соответственно тратятся зря.

При конкретном формулировании практических целей необходимо помнить и о таких аспектах, как физическое состояние, так как хорошее здоровье является предпосылкой активной жизни и успешного самоменеджмента. Для этого необходимо предусматривать в своих периодических планах (годовых, месячных, недельных и дневных) мероприятия для укрепления здоровья: ежедневные пробежки на свежем воздухе, лечение, плавание, лыжные пробеги, профилактические осмотры и т.д.

Не следует забывать о самообразовании, повышении уровня знаний и квалификации, своем культурном просвещении (путешествия, участие в культурных мероприятиях и т.п.).

Постановка целей помогает людям решать, что наиболее приемлемо и полезно. Не имея целей, люди часто оказываются во власти случайности или прихотей других людей. Однако простое наличие целей не обеспечит магического решения всех проблем. При установлении целей нужно стремиться предусмотреть возможное будущее, но, поскольку обстоятельства часто меняются, цели, поставленные в прошлом, становятся неуместными или недостижимыми. Это особенно характерно для политики, которая как управление представляет собой искусство возможного.

Основные характеристики цели: точность определения, возможность измерить, достижимость, реалистичность, указание временных интервалов на ее исполнение.

Коротко остановимся на каждой из этих составляющих.

  • Точность определения цели. Приводит к получению конкретного результата.
  • Возможность измерить. Предполагает использование цифр и других общепринятых стандартов, позволяющих четко сопоставить то, что было до реализации цели, и то, что стало после нее.
  • Достижимость. Возникает вопрос: как добиться данной цели? Если вы имеете небольшой опыт или низкую квалификацию, то следует об этом подумать и записаться на специальные курсы.
  • Реалистичность. Следует помнить о том, что для достижения цели понадобится не один день.
  • Указание временных интервалов. Точно определить, на какой срок рассчитана ваша цель [119, с. 50].

Постоянство и важность целей в жизни человека бывают различными. Некоторые цели имеют фундаментальный характер и сохраняются на протяжении жизни поколений (например, стремление к прибыли); другие цели более поверхностны и имеют временный характер (например, желание приятно провести Рождество).

Так или иначе, осознанно или нет, но вы думаете о своих жизненных целях всю жизнь. Однако думать о них и записать на бумаге — разные вещи. Незаписанные цели часто остаются туманными и утопическими мечтами, вроде таких мыслей: «хорошо бы попутешествовать», «хорошо бы стать миллионером». Запись же требует от вас большей определенности в выражении, цели сужаются: вы должны выразить свои стремления в нескольких словах, а не в множестве слов, которые обуревают ваши мысли.

Документом, который поможет вам установить, чего на самом деле вы хотите добиться, является так называемая Декларация жизненных целей. Она придаст вашей жизни целеустремленное направление, поможет почувствовать хозяином своей судьбы [69, с. 35].

Всем известно, что легче установить цели, чем достичь их. Многие небрежны и нереалистичны в формулировании целей, потому что слишком легко относятся к своим обязательствам и готовы в любой момент забыть о них. Поведение человека, эффективного в постановке целей, характеризует тщательное изучение возможных обязательств и реальности их выполнения, прежде чем он возьмет их на себя. Такой человек ответственно относится к своим обязательствам и к усилиям, требуемым для достижения целей, какие бы трудности ему ни встретились. Подобное отношение также ценно, если оно распространяется на цели, принятые совместно с окружающими.

Цель, сформулированная в общем виде, может служить полезным руководством, но она не всегда способна привлечь внимание к тому, что нужно сделать, чтобы добиться успеха. Следует ставить реальные цели. При этом не берите на себя слишком много, поскольку в этом случае персональные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Чем больше целей вы себе поставите, тем больше вам придется менять в вашей прежней жизни, тем большую активность придется развивать.

Необходимо также устанавливать краткосрочные цели, согласованные с достижением ваших долгосрочных глобальных целей. При стремлении к долгосрочным целям вы должны считаться с изменением внешних условий и возникновением новых тенденций. Поэтому наряду с общими целями важно с точки зрения психологической мотивации ставить перед собой и краткосрочные достижимые подцели и добиваться промежуточных успехов.

Установление целей привносит в жизнь людей элементы директивной плановости. Нельзя допускать, чтобы попытки установления ясных целей подавляли непосредственность и ограничивали свободу реакции на новые ситуации. Наилучшим образом определенные цели — это те, которые позволяют быть более открытым по отношению к имеющимся возможностям. Выбор четких, ясных и, самое главное, правильных целей — процесс очень важный для каждого руководителя. Не каждый человек может четко выделить главные стремления в своей жизни и карьере. Для этого необходимо иметь определенный тип мышления, чтобы поставить частные цели на службу общим.

Ключевые слова: Саморазвитие
Источник: Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. : КНОРУС, 2015. — 284 с. — (Бакалавриат).
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий