Макс Вебер

ВЕБЕР МАКС (1864–1920). Немецкий ученый, с которого начинается отсчет истории современной социологии (в противоположность социологии XIX в.). Внес заметный вклад в политическую социологию, социологию религии, права, города, музыки, а также в анализ древних цивилизаций. В качестве необходимой предпосылки социологии В. ставит не “целое” (общество ), а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно В., общественные институты – право, государство, религия и т.д. – должны изучаться социологией в той форме, в которой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в которой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею о том, что общество первичнее составляющих его индивидов, и требовал исходить в социологии из действий отдельных людей.

Социология, по В., является “понимающей”, поскольку изучает поведение личности , вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на других. Перечисляя возможные виды социального действия, В. указывает 4 типа действий: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.

Целерациональное поведение характеризуется целесообразными действиями, направленными на достижение определенной цели (накопление денег, карьера и т.п.). Ценностно-рациональное поведение тоже целесообразно, но его мотивы неоднозначны. Ценностно-рационально действует тот, кто следует своим представлениям о совести, чести, достоинстве, несмотря на последствия (капитан может спастись, но остается на тонущем корабле). Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта (драка футболистов во время игры). Традиционное поведение характерно для людей консервативного склада, приверженных обычаям, ритуалам, которые стали их второй натурой. Поведение таких людей наиболее предсказуемо.

Центром научно-исследовательской доктрины В. является концепция “идеального типа ”, который не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема и только потом соотносится с эмпирической реальностью. В своих методологических работах В. рассматривает идеальный тип главным образом как средство исторического познания, а не как цель. Самым тесным образом с категорией социального действия связано учение В. о типах легитимного господства. В. анализирует 3 типа господства, исходя из возможных (типичных) “мотивов повиновения”.

1. Легальное рациональное господство основывается на вере в обязательность легального установления и в легальность носителей власти , осуществляющих господство. Бюрократия технически является классическим типом легального господства. В трудах В. блестяще исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей рационализации общества. Рационализация – это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало: античной науки,римского права и рационального способа ведения хозяйства, возникшего благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Фактором, который позволил синтезировать все эти элементы, явился протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, поскольку экономический успех был возведен протестантской этикой в религиозное призвание.

2. Традиционное господство основано на вере в священный характер старых традиций и легитимность тех, кто в силу традиций призван осуществлять власть. Типичнейший вид такого господства – патриархальный, который по своей структуре сходен со структурой семьи , что делает его прочным и устойчивым. Личная преданность служит основанием для назначения на должность и продвижения по иерархической лестнице.

3. Харизматическое господство. Харизма – некая экстраординарная способность, выделяющая индивида среди остальных, не столько приобретенная им, сколько дарованная ему природой, Богом или судьбой. Харизмой обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых религий и т.д.