История возникновения и развития психологии труда и инженерной психологии

Формирование знаний по психологическим особенностям трудовой деятельности уходит в глубокое прошлое По мнению американского исследователя Ж. Кристеисена, понятие о
формировании человека и орудия имеет столь же длительную историю, как и само человечество. В древнейшие времена люди уже заметили, что, видоизменяя объекты окружающей среды с которыми им приходится взаимодействовать, можно значительно повысить эффективность своей работы. Например, когда австралопитек отбил край гальки, чтобы улучшить режущую поверхность камня, он создал не только первое орудие, но и приобрел первое знание о связи между орудием и возможностью человека в повышении удобства и продуктивности его использования

Ж.Кристенсен выделил два этапа развития знания о взаимодействии человека и орудия (о человеческом факторе):
1. Век ручных орудий
2. Век машин

Как самостоятельная научная дисциплина психология труда начала формироваться в конце XIX века, а инженерная психология - в 40-х годах прошлого века. Идеи о важности комплексного изучения человека и технических устройств высказывались русским ученым Д.Я. Менделеевым, который говорил о необходимости при конструировании воздухоплавательных аппаратов думать не только о двигателях, но и о людях, и пользоваться данными различных наук. Только тогда будет создан аппарат, «доступный для всех и уютный», - подчеркивал ученый.

И.М. Сеченов первым поставил вопрос об использовании научных данных о человеке для рационализации его трудовой деятельности. И.М. Сеченов занялся изучением роли психических процессов при выполнении актов деятельности, поставил вопрос о формировании трудовых навыков и впервые показал, что в процессе производственного обучения изменяется характер регуляции: функции регулятора переходят от зрения к осязанию. Он ввел понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности. Работы И.М. Сеченова «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Очерк рабочих движений человека» (1901) и другие не утратили своей актуальности до настоящего времени.

Однако в силу целого ряда причин многие идеи прогрессивных русских ученых так и не были реализованы. Использование их в практической деятельности носило, скорее, характер исключения, нежели правила.

Следующий этап развития психологии труда связан с возникновением за рубежом, а потом и у нас прикладной психологии, получившей затем название психотехники. Психотехника зародилась в начале нашего века. Предпосылкой ее появления и развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое применение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни. Так, изучение чувствительности анализаторов привело к обнаружению у людей разнообразных индивидуальных различий. Это наводило на мысль, что для профессий, которые требуют высокой остроты зрения, слуха или других органов чувств, необходим специальный подбор людей, обладающих более низкими, чем в среднем, порогами чувствительности. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производственной активности рабочих, а также использовать его в процессе лечения некоторых психических заболеваний и т.п.

Примерно в то же самое время на Западе (и, прежде всего, в США) проявляется большой интерес к изучению трудовых операций. Одна из наиболее крупных попыток решения этой проблемы связана с появлением системы Ф. Тейлора. Она главным образом была направлена на рационализацию движений рабочего, исключение из трудового процесса лишних и ненужных движений, обеспечение такого темпа работы, при котором производительность труда достигала максимальных показателей, обеспечивая получение предпринимателем наибольших прибылей. В работах Ф. Тейлора определенное внимание уделялось также психологическим вопросам - профотбору, нормированию труда, приспособлению инструмента к рабочему.

В 1918 г. под руководством В.М. Бехтерева в Петрограде был организован Институт по изучению мозга и психической деятельности, в программе которого проблема труда стала одной из центральных. Бехтерев организует в институте лабораторию труда, в которой сам ведет экспериментальное изучение влияния труда на личность, на ее нервно-психическое состояние. В своих работах он неоднократно выступал с идеей о комплексном изучении трудовой деятельности человека.

В 1920 г. создан Центральный институт труда (ЦИТ). Под руководством А.К. Гастева в данном научном учреждении был решен ряд вопросов по стандартизации рациональных приемов обучения и трудовой деятельности человека с учетом его биологических и психологических особенностей. Гастев выдвинул новаторскую концепцию «трудовой установки». Используя идеи И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он разработал систему представлений об организации двигательной активности человека в процессе труда, о построении его движений.

Реальные социально-экономические условия для развития инженерной психологии в бывшем СССР начали складываться только с 1959 г., когда при Ленинградском государственном университете под руководством Б.Ф. Ломова, а несколько позже и в Москве при НИИ автоматической аппаратуры под руководством В П Зинченко были созданы первые в стране специализированные научно-исследовательские лаборатории. Их появление дало большой толчок к интенсивному развитию инженерной психологии Позже научно-исследовательские лаборатории и группы инженерной психологии возникли и в других организациях.

В своем развитии инженерная психология прошла два основных этапа. Первоначально в ней преобладали исследования аналитического типа, связанные с оценками тех или иных отдельно взятых технических устройств и элементов с точки зрения их соответствия также отдельно взятым психологическим характеристикам человека. Этот период иногда называют коррективным. Характерным для него является машиноцентрическии подход к анализу систем «человек-машина» (СЧМ), т.е. подход «от машины к человеку», при этом человек рассматривается как простое звено СЧМ.

В процессе дальнейшего развития инженерной психологии стала очевидной ограниченность такого подхода. Возникла необходимость психологического изучения деятельности человека-оператора в целом и рассмотрения всей системы психических и других функций, процессов и состояний в контексте этой деятельности. Главный упор в этом случае делается на проектирование деятельности оператора. Данный этап развития инженерной психологии носит название проективного. Характерным для него является антропоцентрический метод анализаСЧМ, в основе которого находится принцип «от человека к машине», т.е. на первое место ставится изучение психофизиологических особенностей человека. Необходимо отметить, что названный подход в проведении исследований переживает пока стадию становления Методы его реализации разработаны еще не в полной мере. Однако от разработки методов проектирования деятельности во многом зависит эффективность инженерно-психологических исследований и разработок.