Альтернативой позитивистскому проекту науки об обществе в середине XIX в. была концепция материалистического понимания истории, сформулированная немецким мыслителем Карлом Марксом (1818-1883). Маркс получил философское и юридическое образование, однако после университета занялся политической журналистикой. За радикально антимонархические и антирелигиозные идеи издаваемая им газета была закрыта прусскими властями, а сам он вынужден был эмигрировать сначала в Париж, позже в Лондон. Живя в Англии на средства, получаемые от своего друга Фридриха Энгельса (1820-1895), Маркс занимался разработкой идей социального переустройства мира и поддерживал связи с такими же, как он, революционно настроенными интеллектуалами из разных стран.
Проект научного познания общества был представлен Марксом как идея материалистического понимания истории. Серьезное препятствие на пути к анализу выдвинутой им теории представляет то обстоятельство, что она не изложена во всей своей полноте в рамках какой-либо одной работы, специально посвященной этому предмету. Основные положения этой теории содержатся в различных сочинениях, частью не оконченных и не издававшихся при жизни Маркса. Историкам социологии приходится реконструировать его теорию, и представляя комплекс его идей как целостную и связную концептуальную модель, они неизбежно домысливают то, что в его текстах не нашло завершения.
Замысел Маркса, представленный в таких его ранних работах, как «Тезисы о Фейербахе» (1845) и написанная совместно с Энгельсом «Немецкая идеология» (1846), отличает стремление создать «действительную» науку об обществе, основанную на изучении практической деятельности людей и отвергающую философские рассуждения как умозрительные и абстрактные. В данном контексте надо учитывать, что Маркс был знаком с работами Конта и категорически не принял ни его идей, ни самое понятие «социология». Однако в рукописи «Немецкой идеологии» (1845-1846) цель материалистического понимания истории он формулировал практически в терминах Конта и писал о замене спекулятивной философии «действительной, позитивной наукой» (wirkliche, positive Wissenschaft). В этом отношении проект Маркса похож на позитивистский проект Конта, но в отличие от Конта Маркс полагал, что «управляют миром» не идеи, а материальные интересы, обусловленные участием людей в производстве и распределении благ.
В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс в форме полемики с философскими идеями последователей Г. В. Ф. Гегеля раскрывают основания собственного теоретического подхода к изучению общества. Историко-материалистическая теория общества изначально развивается как антропоцентричная. Ее центральными категориями являются «человек» и «деятельность». «Человек» интерпретируется в теории общества Маркса и Энгельса как «носитель сознания» и «деятель». Согласно историко-материалистическому подходу человек производит себя и свою материальную среду через деятельность, направленную на удовлетворение первичных потребностей. Именно способ деятельности, отличающий человека от животного, и стимулирует постепенное развитие общества. Специфической чертой этого способа деятельности Маркс и Энгельс считают воспроизводство «вида жизнедеятельности и определенного образа жизни».
Функциональными предпосылками возникновения общества выступают в этой теории следующие: необходимость удовлетворения первичных потребностей, возникновение новых потребностей, совместная деятельность, установление «социальной связи» поколений, вызревание первых форм «самосознания общества». Структурные компоненты общества — это «производительная сила» (способ деятельности), «общественное состояние» (распределение деятельности и ее результатов) и «сознание» (рефлексия общества как специфический вид деятельности).
Из философии Гегеля Маркс и Энгельс заимствовали концепцию диалектики развития «самосознания». Авторы «Немецкой идеологии» применили это понятие к анализу динамики развития общественной саморефлексии. Динамика возникновения общественного самосознания, согласно классикам исторического материализма, — это стадии, которые исторически проходит общество («производительная сила», общественное состояние и сознание) в направлении осознания самого себя. Таким образом, общество трактуется в качестве динамически развивающейся совместной деятельности людей, историческим результатом которой и становятся производительные силы, общественное состояние и сознание. Производительные силы — это «способ совместной деятельности», порождающий соответствующие ему «общественное состояние» и «общественные отношения».
Динамика оформления саморефлексии общества в отдельную сферу его жизнедеятельности соответствует динамике развития производительной силы и общественного состояния. На самых ранних стадиях социальной жизни общество производит рефлексию по поводу самого себя посредством проекции сознания на природу. Здесь общественное самосознание предстает как обожествление природы. В процессе закрепления разделения труда на материальный и духовный производится «эмансипация сознания от мира» и превращение его в собственный предмет познания.
Согласно Марксу и Энгельсу разделение труда приводит к формированию «первой группы идеологов — священства». Религия, философия, мораль и социальные учения трактуются в рамках исторического материализма как исторические формы самосознания общества. В его концептуальном аппарате проблема установления и преобразования социальных форм саморефлексии общества предстает как постепенное формирование различных видов идеологии. Маркс и Энгельс впервые в истории социальной мысли связали на методологическом уровне движение самосознания общества с развитием материальной среды (производительной силы) и с общественным состоянием.
Историческим измерением духовного самопроизводства общества является история идеологий. Различные формы идеологии — мораль, религия, метафизика — неотделимы от общества: «у них нет истории, у них нет развития» отдельно от общества. Таким образом, идеологии представляют не самое себя, а историю самосознания общества. Общество развивается, проходя через фазы разделения труда. Именно разделение труда, а не некая внешняя по отношению к обществу субстанция («чистая идея»), является причиной его развития. Согласно Марксу и Энгельсу каждая новая ступень развития характеризуется усложнением и углублением системы разделения труда по сферам материального и духовного производства. «Вместе с разделением труда, — отмечается в «Немецкой идеологии», — дано и противоречие между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом всех индивидов, находящихся в общении друг с другом»1. Это противоречие и приводит к превращению «общего интереса» в первую форму идеологии — государство. Таким образом, развитие производительной силы (разделение труда) и общественного состояния (распределение труда и его продуктов) имеет своим следствием движение сознания. Рефлексия общества, соответственно, развивается от осознания себя в качестве родовой общности через проекцию на природу к самосознанию через идею политической общности, воплощенную государством.
Материалистическая трактовка развития общества, представленная в «Немецкой идеологии», получила продолжение в предисловии к книге «К критике политической экономии» (1859). В этом небольшом по объему тексте можно обнаружить схему масштабной теории, так никогда и не разработанной Марксом детально.
Анализ работы «К критике политической экономии» позволяет сделать вывод, что Маркс трактовал общество как систему отношений, характер которой определяется способом производства материальных условий жизни людей. Под способом производства он понимал исторически складывающийся комплекс, включающий производительные силы (применяемые ресурсы и технологии) и производственные отношения (формы собственности и организации труда). Способ производства определяет то, как люди взаимодействуют друг с другом, что составляет их образ жизни и, следовательно, что и как они осмысливают и оценивают в окружающем их мире. Структура экономических отношений составляет тот «базис», на котором развивается «надстройка» — структуры политических, правовых, семейных отношений, формы религии, морали, идеологии. Вся совокупность общественных отношений, в которой структуры базиса и надстройки образуют единую систему, называется у Маркса общественной формацией. История — это процесс развития и смены формаций. Материалистическое понимание истории заключается в открытии последовательности сменяющихся один другим способов производства и, следовательно, формаций как типов общественного устройства. В работе «К критике политической экономии» (1859) Маркс выделил азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, которые образуют основу, соответственно, четырех ступеней прогресса социально-экономической формации. Маркс был убежден, что буржуазный способ производства станет последней ступенью развития антагонистических обществ, построенных на эксплуатации и неравенстве. После крушения формации, в основе которой лежит частная собственность на средства производства, возникнет коммунистическое общество, в котором исчезнут собственность и неравенство, реализуется полная свобода человека и будет достигнуто полное удовлетворение человеческих потребностей.
Знание закономерностей социально-исторического развития нужно было Марксу для обоснования программы политической борьбы и преобразования общества на принципах ликвидации собственности, неравенства, государственной власти. Концепция такого преобразования была изложена в «Манифесте коммунистической партии» (1848), автором которого был не только и не столько Маркс, сколько его друг Энгельс. Энгельс схематизировал и популяризировал идеи Маркса. Усилиями Энгельса, редактировавшего и издававшего рукописи Маркса, комментировавшего его труды и развивавшего его критику капитализма, марксизм был превращен в утопическую концепцию «научного социализма» — доктрины, согласно которой капиталистическое общество с неотвратимостью развивается в направлении нарастания противоречия между «общественным характером труда» и «частным характером присвоения его результатов» и классового антагонизма между рабочими и предпринимателями. Разрешением главного противоречия современного общества должен стать революционный переворот, который неизбежно совершит организованное рабочее движение.
Энгельс стремился доказать, что идеи Маркса позволяют раскрыть не только законы развития капиталистического общества, но и вообще все законы бытия и мышления. В таких его работах, как «Анти-Дюринг» (1878)2, «Диалектика природы» (1873-1882), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), марксизм представлен в качестве всеохватывающей системы знания, в которую входят натурфилософия, история, политическая экономия, научный социализм. Именно эти работы Энгельса, а не идеи самого Маркса были с энтузиазмом восприняты на рубеже XIX-XX вв. идеологами леворадикальных партий и движений, именовавших себя марксистскими.