Государство и личность

Государство и статус человека. Для конкретного человека непосредственное, ощутимое значение имеют прежде всего отношения государства и личности. Хотя личностная концепция государства, о которой говорилось выше, односторонняя, не учитывает многих связей и опосредований (прежде всего с различными коллективами в обществе), нельзя игнорировать значение личностного фактора: материальный субстрат социальной группы — это реальное или воображаемое собрание личностей, а государство играет в нашей жизни огромную роль от рождения (свидетельство о рождении) и до смерти (справка). Правда, мы не всегда это замечаем, а иногда и не знаем о скрытой опеке государства.

Прежде всего, государство устанавливает институт гражданства: существование или отсутствие связи лица с данным государством, определяя в законе, кто из проживающих на его территории является гражданином (например по рождению), иностранцем, лицом без гражданства, лицом с множественным (обычно двойным) гражданством. Такой статус определяет многие особенности связей личности и государства. Состояние гражданства (в монархиях употребляется также термин «подданство», делающий акцент на личной связи человека и главы государства) порождает определенные права, которых не имеет иностранец или лицо без гражданства (например участие в выборах в парламент или право состоять в политических партиях), но возлагает на гражданина и определенные обязанности, которых не несут иные лица (например воинскую обязанность на службе государству). Граждане имеют наиболее широкие права и несут наиболее широкие обязанности перед государством.

Положение граждан в государстве также может быть неодинаковым. Натурализованные граждане (принятые в гражданство данной страны по их ходатайству) не всегда имеют одинаковые права с гражданами, которые приобрели гражданство в силу рождения от родителей-граждан или рождения на территории данного государства. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами республик (в Египте, США и др.), в некоторых странах (Австрия, Мексика и др.) натурализованные граждане могут быть лишены гражданства (обычно постановлением суда), а урожденные — нет. В отдельных государствах (например Бирма, ныне — Мьянма) есть понятие ассоциированного гражданства с определенными ограничениями (в Мьянме такие граждане, например, должны дать клятву о лояльности государству).

Иностранцы, лица без гражданства также состоят в определенных правовых и фактических связях с государством, на территории которого они находятся временно или постоянно. Они живут и действуют в определенной среде, пользуются социально-экономическими правами (правом на труд, образование и другими), личными правами (например наличную неприкосновенность, тайну переписки и доставляемых сообщений), в некоторых странах постоянно проживающие иностранцы на основе взаимности могут участвовать в выборах (обычно органов местного самоуправления). Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства ограничены в политических Нравах. Как правило, они не могут участвовать в выборах центральных органов государства, не могут быть приняты на классифицированную государственную службу, создавать политические партии. Их трудовые и имущественные права могут быть ограничены законом (в некоторых странах, в том числе в России, они не могут быть капитанами морских судов, приобретать землю в собственность)1. На иностранцев и лиЦ без гражданства распространяются законы страны проживания, они должны их знать и выполнять. За нарушение законов иностранцы, лица без гражданства, как и граждане, несут ответственность. Государство обязано защищать жизнь, свободу, имущество иностранцев, лиц без гражданства, охранять их права. Таким образом, независимо от статуса личности, если человек находится на государственной территории, а гражданин данного государства — вне ее, существуют взаимные права и взаимная ответственность личности и государства.

Личность, ее права и обязанности по отношению к государству. Личность, независимо от того, является человек гражданином данного государства или нет, имеет по отношению к государству различные права. Принято различать, с одной стороны, прирожденные, естественные права человека (право на жизнь, свободу, собственность и др.), которые, как считается, не могут быть отчуждены государством, его органами по их прихоти (лишение даже имущества, не говоря уже о жизни или свободе, возможно только на основании закона и с соблюдением строгой судебной процедуры), с другой — позитивные права гражданина как члена политического сообщества, предоставляемые человеку от имени государства (например право на государственную пенсию). Положение о естественных правах было сформулировано в период борьбы против абсолютизма. В современных условиях обе группы прав закреплены в конституциях, это основные, конституционные права. Таким образом, естественные права тоже становятся позитивными. Указанное выше различие имеет не столько правовой, сколько философский характер. Помимо основных конституционных прав личность обладает многими другими правами, вытекающими из разных связей с другими лицами, их объединениями (например в случае наследования имущества или при заключении договора купли-продажи). Перечень конституционных прав в основных законах государств, как правило, соответствует международным стандартам, общим принципам и нормам международного права (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., пакты о социально-экономических, культурных, гражданских, политических правах 1966 г., вступившие в силу в 1976 г.). Среди этих прав есть или добавились в последние десятилетия «новые поколения» прав: на чистую окружающую среду, на достойное человека существование, на информацию и др. Такой перечень, как правило, есть и в конституциях стран с авторитарными, тоталитарными режимами, но провозглашенные положения не действуют.

Права человека и гражданина обычно принято делить на четыре группы: 1) выражающие равноправие личностей (независимо от расы и национальности, равные права женщины и мужчины и т.д.); 2) социально-экономические (права на труд, образование, пенсионное обеспечение, охрану здоровья и др.); 3) политические (свобода слова, объединений, собраний и т.д.); 4) личные (свобода, достоинство, неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и др.). В течение многих десятилетий в конституциях назывались права, связанные с равноправием, политические и личные. Социально-экономические права в их современном перечне появились впервые в конституциях стран тоталитарного социализма. Хотя они были обеспечены недостаточными гарантиями (а то и вовсе не обеспечены), такой подход оказал огромное влияние на зарубежные страны, особенно на конституции, принятые после Второй мировой войны. Американский политолог Г. Шварц в связи с этим писал: «Я верю, что современное общество, желающее иметь такую конституцию, которая гарантировала бы народу достойную жизнь, обязательно будет настаивать на включении в нее социально-экономических прав... Я считаю, что социально-экономические права должны быть включены во все современные конституции».

Права человека и гражданина не имеют абсолютного характера. Свобода и демократия — это не вседозволенность. Закрепленные в конституциях права (естественные в том числе) могут быть ограничены, но только в интересах соблюдения общественного порядка, охраны здоровья населения, общественной морали, соблюдения прав других лиц и лишь на основе закона и в соответствующих формах (например в условиях объявленного чрезвычайного положения). Некоторые права ограничениям не подлежат (право на жизнь, свобода совести и др.), их перечень есть и в российской Конституции 1993 г.

Закрепляя Права человека и гражданина в конституции, иных законах и правовых актах, государство берет на себя обязанность защищать личность, ее жизнь, свободу, достоинство, имущество, гарантировать осуществление ею своих прав. Индивид может обратиться в суд с иском против государства, его органов, должностных лиц. В некоторых странах (США и др.) иск против государства (например по поводу дискриминационных законов) может подаваться как иск против президента как конституционного представителя государства с требованием восстановить нарушенное право. В России также в последние годы имели место подобные иски (например в 1996 г. суд удовлетворил иск мэра Владивостока гражданина Черепкова против Президента России о восстановлении в должности, поскольку он был ранее смещен указом Президента, а возможность такого смещения не предусматривается законом). Наряду с судом (в том числе конституционными судами) права человека охраняют другие органы государства: прокуратура, омбудсманы (уполномоченные парламента по правам человека) и т.д. Пройдя все стадии защиты прав в государстве пребывания и будучи неудовлетворенным, индивид (теперь и российский гражданин после ратификации парламентом в 1997—1998 гг. ряда документов Совета Европы) может обратиться в международные органы (Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге). Можно также обращаться в Комиссию ООН по правам человека, но ее решения не имеют обязательного характера.

Обязанности личности по отношению к государству. Личность имеет не только определенные права по отношению к государству, но несет и определенные обязанности. В самом общем виде это положение сформулировано как конституционное требование: исполнять конституцию и законы государства, а также общепринятые нормы международного права и ратифицированные государством международные договоры, поскольку в соответствии со многими современными конституциями эти нормы и акты, ратифицированные государством, составляют часть права страны или даже имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству. Есть и другие конституционные обязанности граждан: платить налоги, служить в армии или на альтернативной службе. Некоторые конституции (например Германии) устанавливают, что гражданин обязан защищать конституционный строй и свободный демократический порядок.

Права государства по отношению, к личности. Государство имеет определенные права по отношению к личности, возлагает на нее обязанности. Оно вправе требовать от индивидов соответствующего поведения, которое предусмотрено правовыми нормами (некоторые нормы морали, нравственности в отдельных правовых системах тоже обеспечиваются государством), и при отклоняющемся поведении может применять санкции. При совершении индивидом преступлений могут быть применены весьма суровые наказания, вплоть до применения смертной казни (во многих государствах смертная казнь конституциями и законами отменена, в России установлен мораторий на ее применение). Государство вправе требовать уплаты установленных законом налогов, которые идут на затраты для выполнения «общих дел» (оборону государства, расходы по содержанию государственного аппарата для управления обществом и др.), соблюдения общественного порядка. В случаях нарушений могут быть установлены штрафные санкции (административная ответственность). Существует гражданско-правовая ответственность индивида перед государством: помимо возмещения ущерба возможны и другие взыскания. Для служащих, некоторых работников другого рода предусмотрена дисциплинарная ответственность (выговор, понижение в должности и др.).

Обязанности государства по отношению к личности. Обладая правами, государство несет обязанности по отношению к личности. Организуя охрану общественного порядка, используя подчиненные его органам полицию, внутренние войска, другие свои «материальные придатки», государство обязано защищать человека и гражданина. В соответствии с конституционными формулировками о «социальном государстве» оно должно предоставлять индивидам на его территории социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, забота об условиях труда и отдыха и т.д.), должно принимать меры по улучшению качества жизни гражданина.

. Не всегда отношения личности и государства являются правовыми или осознаются таковыми. В повседневной жизни индивид обычно даже не задумывается над вопросами правовой урегулированности. Не всегда эти отношения складываются только в формах, предписанных правом. Во-первых, как отмечалось, есть множество фактических отношений, которые не нуждаются в урегулировании правовыми нормами. Во-вторых, существует отклоняющееся, правонарушающее поведение человека (преступления и др.). Со своей стороны, государство в деятельности его органов нарушает установленные им правовые нормы, не обеспечивает необходимых гарантий личности (например длительные и массовые задержки выплаты заработной платы и пенсий в России). В условиях авторитарных, тоталитарных систем органы государства применяют массовые репрессии, вплоть до разгонов и расстрелов демонстраций протеста, заключения инакомыслящих в психиатрические лечебницы, депортации целых народов.

Источник: 
Государствоведение: Учебник. - 2-е изд., испр и доп - М • Юристъ, 2000