Формы коррекционно-развивающей работы

Фронтальная форма работы
При фронтальной форме работы представленный комплекс коррекционно-развивающих упражнений может быть использован для целей стимулирования умственного развития детей. Они могут выполнять функцию «интеллектуальной разминки». Такая работа будет полезна всем учащимся, поскольку она направлена прежде всего на развитие, тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на отработку способов, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.

Начинать проводить «интеллектуальную разминку» желательно со II класса, чтобы как можно раньше стимулировать в детях самостоятельность мысли, привить им интерес к умственной работе. Такие занятия следует проводить как можно чаще на любом уроке в течение 10-15 минут. Количество предлагаемых упражнений может быть небольшим (примерно, 3-4 задания на одном уроке).

Задания могут предъявляться устно, а могут быть написаны на доске. Можно раздавать их детям в виде карточек с одинаковым для всех или разным содержанием. Ответы также возможны как в устной, так и в письменной форме. В некоторых случаях, как советует Ш. А. Амо-нашвили [3], можно подходить к каждому ребенку и просить прошептать ответ на ухо. Есть и другие варианты: например, трое или четверо учеников выполняют предложенные упражнения у доски; каждому из них назначается свой дублер, который в случае затруднений напарника должен ему помочь. На следующем занятии уже другие ученики выполняют такие функции.

Занятия могут протекать и в форме фронтальной дискуссии. Учитель задает вопрос, вызывает ученика, желающего ответить, и, выслушав ответ, спрашивает у детей: «Кто согласен?» Иногда, чтобы оживить работу в классе, он сам может высказать спорное суждение или поддержать ошибочный ответ, вызвав таким образом на спор учеников, организуя обмен мнениями между ними. Учитель вправе подходить к коррекционно-развивающей работе творчески, внося в проведение занятий элементы игры, соревнования.
Обязательным условием эффективности «интеллектуальной разминки» является сопоставление и обсуждение учениками предложенных ответов и развернутое коллективное обсуждение того, какие ответы являются правильными и почему.

На каждом последующем занятии повторяются упражнения, введенные ранее, и предлагаются 2-3 новых. Учитель ненавязчиво должен вовлекать в работу тех, кто пока еще не проявил достаточной активности.

Групповая форма работы
Многие психологи считают, что наиболее продуктивной является такая форма работы, когда учитель взаимодействует не с целым классом, а с отдельными его группами. Она особенно эффективна для проведения коррекционных занятий. В этом случае дети контактируют не только непосредственно с учителем, но и друг с другом. Это повышает интерес к занятиям, работа в такой ситуации приобретает активный характер.

Говоря об эффективности групповой работы, психологи указывают на два момента: воспитательный и дидактический. В первом случае за счет возникающего в группе эмоционального контакта резко повышается интерес к работе. Общение в группе становится главным фактором успешного усвоения новой информации. При умелой организации групповой работы занятия, вызывающие первоначально интерес как средство общения, начинают постепенно приобретать самостоятельную значимость, собственную побудительную силу.

Кроме того, параллельно работа в группе формирует у детей навыки делового общения: воспитываются умения выслушивать другую точку зрения, понимать и оценивать действия других людей и т. п.

Дидактические возможности групповой работы также очень велики. Эффективность усвоения информации зависит от возможности ученика как-то относиться к ней, например обсуждать ее с равными себе, отстаивать свою точку зрения, спорить и доказывать правильность своих ответов. Как считают психологи, лишь при такой ситуации возможна «интериоризация», присвоение знаний, умений, навыков, т. е. превращение их в собственное достояние.

Перед учителем, начинающим групповую коррекционно-развива-ющую работу, на первых порах может встать вопрос о том, как эти группы формировать. Эффективную форму выделения внутри класса групп учащихся предложила и апробировала заведующая экспериментальной психолого-педагогической лабораторией гимназии г. Волгограда, кандидат психологических наук В. В. Шмидт [80]. Она предлагает в начале с целым классом провести пробное фронтальное собеседование-обследование (в течение одного урока). Оно состоит в том, что учитель, объяснив правила выполнения нескольких первых типов заданий, проверяет на отдельных примерах, насколько объяснения усвоены каждым учеником. Затем весь класс по результатам фронтального обследования разбивается на три группы: 1) быстро усвоившие объяснения; 2) не сразу понявшие объяснения; 3) не усвоившие или плохо усвоившие объяснения.

Дальнейшая работа строится с каждой группой учащихся отдельно, по своему временному графику. Учащиеся в каждой группе работают попарно, соревнуясь друг с другом, а также обсуждая решение отдельных задач между собой и с учителем. Правильный ответ, а также быстрое решение каждого типа заданий вознаграждается фишками. По этому показателю определяют победителей в коррекционно-развивающей работе. На каждом из занятий учащимся предлагается не более 5-7 задач одного типа. Если следующее занятие продолжает уже начатый тип задания, то оно начинается с повторения инструкции.

Перед учителем, организующим групповую работу, также встает вопрос о количественном составе группы. В психологических исследованиях эта проблема изучалась с разных сторон, и было доказано, что группа из 2 человек выполняет задания лучше, чем одиночки, а из 4 человек — лучше, чем пары. С дальнейшим возрастанием численного состава групп снижается их продуктивность. Кроме того, в больших группах уменьшается число активно работающих учеников, а в малых оно увеличивается. Признается оптимальным состав группы не более чем в 5 человек.

Коррекция, осуществляемая в микрогруппах (по 2-5 человек), оказывается очень эффективной, так как позволяет организовать конструктивное общение между детьми и сохранить форму диалога с каждым учеником.

Психологи рекомендуют в группе из 5 человек избирать старосту, которому учитель выдает задания и просит его взять на себя руководство выполнением задания. Модель работы может быть такая. Ученики знакомятся с заданием и каждый приступает к его решению. После выполнения задания каждый сообщает старосте группы свой ответ. Если он совпадает с ответами остальных, то группа переходит к решению другого задания, если нет — начинается обсуждение. В этом обсуждении может принять участие и учитель. Основываясь на наблюдениях за тем, как разные группы выполняют задания, какие типичные ошибки они допускают, учитель планирует, что следует обсудить со всем классом, на что особо следует обратить внимание.

За групповой работой может последовать фронтальная. Так, учитель просит старост двух групп, которые имеют разные ответы на одно и то же задание, написать их на доске. Затем в беседе с классом выясняется, какой из двух ответов является правильным и почему. Также разбирается и ошибочный вариант и выясняется, по какой причине была допущена ошибка. Рекомендуется чаще переизбирать старосту. Нужно стараться, чтобы каждый ученик побывал в этой роли, поскольку руководящая роль способствует повышению интереса к работе даже у тех, у кого раньше он не отмечался. Такая организация не даст кому-то спрятаться за спины товарищей, не позволит не принимать участия в работе [16].

Эксперименты показали, что групповая форма коррекционно-развивающей работы оказалась в равной степени эффективной как для самых маленьких детей, так и для старшеклассников.

Проводить такого рода занятия учитель может во внеурочное время и в течение не более 40 минут.
Занятия рекомендуется проводить не реже двух раз в неделю — в начале недели и в ее конце.

Индивидуальная форма занятий
Индивидуальные занятия чаще всего проводятся с детьми, имеющими ярко выраженные учебные проблемы. На этом этапе основная задача — психологическая коррекция. Работа с конкретным учеником строится в форме диалога. При объяснении сути задания следует уделять большое внимание примерам, так как часто именно через примеры приходит понимание того, что надо делать. От учащегося требуется постоянное проговаривание вслух всех способов решения, всех поисков правильного ответа. Такая форма работы дает возможность вовремя вносить исправления в ответы, оказывать дозированную помощь, фиксировать, где происходят заминки, где имеются пробелы в знаниях и умениях.

Темп работы каждого учащегося может быть различным в зависимости от исходного уровня его мышления и индивидуальных особенностей. Из этого складывается общее количество занятий для прохождения коррекционной программы. Одним учащимся может понадобиться 8 занятий, другим — 12, а третьим — 15 и более.

Каждое новое занятие нужно начинать с того, чтобы дать возможность учащемуся вспомнить, какие упражнения он делал на предыдущем, и предложить ему еще раз их выполнить. Если учащийся справляется с этими заданиями самостоятельно, легко и без ошибок, четко понимая, какую операцию нужно осуществить, можно переходить к новому типу заданий. Если же возникают какие-либо затруднения, следует еще раз совместно разобрать способ выполнения данного типа заданий. Не исключено, что с кем-то из учеников необходимо повторять пройденный материал несколько раз. В итоге нужно добиться того, чтобы задание целиком выполнялось самостоятельно и без ошибок. В такой ситуации учитель должен оказывать психологическую поддержку ребенку: стараться выделять позитивные, успешные действия ребенка, демонстрировать веру в него, в его силы и способности и всячески, словами или действиями, сообщать ему об этом.

Занятия рекомендуется проводить не реже двух раз в неделю — в начале недели и в ее конце — и не более чем по 40 минут.

Индивидуальная коррекция может иметь некоторые негативные стороны. Как отмечают некоторые психологи [80], при такой форме работы у детей повышается тревожность из-за возможных насмешек со стороны одноклассников. Они могут избегать занятий, так как боятся, что про них могут сказать: «Ты один ходишь на занятия, значит у тебя не все в порядке». Кроме того, по их мнению, ребенок не многого достигает, работая индивидуально, как если бы работал в группе и видел опыт других ребят.

Ключевые слова: Психокоррекция, Школьники
Источник: Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Материалы по теме
Эффективность коррекционно-развивающих программ
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Организация коррекционно-развивающих занятий
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Самосознание младшего школьника
Абдурахманов Р.А., Возрастная психология
Предпрофильная и профильная ориентация школьников
Пряжников Н.С., Профориентация
Особенности развития ребенка младшего школьного возраста
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Психологическая помощь
...
Методологические и теоретические основы психологической коррекции
Качимская А.Ю. Основные направления психокоррекции: Учебнометодическое пособие - ВСГАО, 2013...
Особенности восприятия младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Оставить комментарий