Философия Теодора Адорно

Теодор Людвиг Адорно (1903—1969 гг.) — немецкий философ, социолог, теоретик музыки и композитор, Происходил из еврейской семьи. Учился, а затем преподавал в университете Франкфурта-на-Майне. С 1934 г, по 1949 г, был в эмиграции в Великобритании и США в связи с приходом к власти национал-социалистов. Вернулся в Германию во Франкфурт-на-Майне в 1949 г.

Испытал влияние Гегелевской диалектики, психоанализа 3, Фрейда. В ряде работ критиковал феноменологию, экзистенциализм, неопозитивизм. Докторскую диссертацию защитил по философии Э, Гуссерля. Наряду с философией серьезно увлекался музыкой, которой он занимался, по существу, профессионально. Являлся композитором, автором весьма популярных романсов, которые исполняются и в наше время, а также музыкальных произведений других форм. Был приверженцем фрейдизма, одним из наиболее авторитетных сотрудников Франкфуртского Института социальных исследований. Многие годы поддерживал дружеские отношения и был соавтором нескольких творческих работ с М. Хоркхаймером.

Кроме уже названной нами их совместнойработы «Диалектика просвещения», он в соавторстве с Хоркхаймером написал работу «Авторитарная личность». В центре этих произведений находятся изменения, происходящие в обществе; замена естественного в человеке, в его поведении стандартами поведения в обществе. Эти стандарты, по мнению авторов, навязывает человеку массовая культура и стандартизация межличностных отношений в обществе (как в буржуазном, так и социалистическом). Т, Адорно использует проведенные в период вынужденной эмиграции результаты конкретных социологических исследований, а также собственную классификацию типов личности и их предрасположенности к авторитарному или демократическому стилю руководства.

Т, Адорно вместе с М, Хоркхаймером, анализируя существующие социально-культурные структуры, основанные на принципах рациональности, преобладания науки, логики, технологичности, разрабатывает концепцию негативной диалектики, которая является отрицанием этих структур, подавляющих человека. Т, Адорно объявляет благом нетождественное, негативное, нерешенное взамен тождественного, решенного, Нужно найти пространство, свободное от господства социально-культурных структур. Цель нетождественного мышления освободить человека от подавления его непосредственности, например, страдания и боли, Философия должна выразить эти страдания и боль на языке понятий; выразить — невыраженное, понять — непонятное. Адорно отвергает систематичность, но негативная диалектика в его представлении остается наукой, она — непонятийное мышление, непонятийное понятие и пр.

Его философская концепция строилась на исходном тезисе критической философии о необходимости подвергать критике любые теории общества по мере изменения этого общества в истории. Он проявлял симпатии к марксизму, но не к ортодоксальному, а к новому, разработанному неомарксистами Лукачем и Коршем.

Ключевые слова: Франкфуртская школа
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Философия Юргена Хабермаса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Оставить комментарий