Философия Платона

Начавшийся в Афинах казнью Сократа IV в. до н.э. стал периодом наивысшего расцвета древнегреческой и мировой философии. Учения Гераклита, Пифагора, Анаксагора, Демокрита, Парменида, Сократа создали основу для глубочайших обобщений и великого синтеза, осуществленного учеником Сократа Платоном (427—347 гг. до н.э.). Отправной точкой стали обстоятельства смерти Сократа.

Платон — самый известный из учеников Сократа. О взглядах и деятельности самого Сократа известно из произведений Платона, поскольку сам Сократ ничего не писал. В диалогах Платона именно Сократ является главным действующим лицом.

Возвратившись в Афины после неудачной и опасной поездки в Сицилию к тамошнему тирану Дионисию, Платон купил себе дом в афинском пригороде, названном в честь героя Академа, и основал там школу. Она прославила не только самого Платона, но и слово «академия», которым теперь называют самые престижные научные учреждения.

Платоновская Академия, представлявшая собой союз единомышленников, преданных философии и изучавших все тогдашние науки, просуществовала 1000 лет и была закрыта византийским христианским императором Юстинианом в 529 г. Ее закрытие ознаменовало конец античной философии.

Пытаясь воплотить в жизнь свои взгляды, Платон трижды отправлялся в Сицилию к тиранам Дионисию Старшему и Дионисию Младшему, чтобы предложить им построить идеальное общество философов, воинов и работников — крестьян, ремесленников и торговцев под руководством мудрого правителя.

Платон воспринял сократовский метод спора, доведя его до совершенства, и учение об общечеловеческой истине использовал для решения основных проблем бытия: как устроен мир, каковы причины развития и т.д. от Платона берет начало термин диалектика (от dialegomai — «беседую»), а также главное философское направление — идеализм.

По Диогену Лаэртскому, Платон в дополнение к физическому и этическому роду рассуждения ввел третий — диалектический, и тем завершил становление философии. Правда, диалектика скорее относится к методу, а этика и физика — к содержанию рассуждений. В одном из диалогов Платона диалектиком называют того, «кто умеет ставить вопросы и давать ответы».

Главным достижением Платона является то, что он разработал концепцию, в соответствии с которой, помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п., существует еще мир сверхчувственный — мир идей (греческое слово idea означает «образ», а также «вид», «род»). с точки зрения Платона, понятия, которыми пользуются, когда говорят: «дерево», «дом», «человек» и т.д. — есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в чувствах и ощущениях. То есть существуют не только отдельные дома, но и дом как таковой, «идея дома».

Мир идей можно сравнить с таблицей умножения, которую мы тоже не видим и не слышим, но которой пользуемся при расчетах, когда, например, строим дом и т.д. Идеи есть как бы реально существующие вне нас отпечатки наших понятий, но Платон, наоборот, именно понятия, возникающие в мозгу человека, считал отпечатками мира идей, который представлялся ему более реальным, чем мир, подвластный нашим чувствам. Платон сравнивал людей, живущих на Земле, с обитателями пещеры, которым видны через отверстие, ведущее наружу, лишь тени проходящих по поверхности существ.

В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; каждая идея представляет собой вечный образец того, что производит природа. «У Платона отношение идеи и материи мыслится как отношение отца и матери, а возникающее от этого брака детище есть любая реальная вещь» (Лосев А.А. Античная философия истории. М., 1977. С. 199). Каждая идея представляет собой идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле. Чтобы лучше понять связь между идеей и идеалом, представим круг. Каждый реально изображенный круг есть большее или меньшее приближение к некоему одному, существующему в нашем воображении идеально круглому кругу, который и есть его идея. Платон соглашается с Гераклитом, что в нашем мире все течет и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги.

Величие Платона в том, что он построил свое учение на всем материале предшествовавшей философии. Помимо Гераклита и Сократа, он использовал представление Демокрита, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц — атомов (Демокрит обозначал их также словом «идея»); учение Пифагора о том, что в основе вещей лежат числа; учение Анаксагора о гомеомериях (идеи подобны вещам, хотя нечувственны и идеальны в том смысле, что являются «образцами» вещей). Тем самым Платон осуществил глубокий и всесторонний синтез древнегреческой философии.

«Страна идей» нужна была Платону для обоснования возможности познания вещей в мире, в котором «все течет и все изменяется» (Платон соглашался с Гераклитом, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку). Платон соединил диалектику Гераклита с понятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита. Выделив чувственный и умопостигаемый миры, Платон придал первому свойство становления, а второму — подлинного существования. «Прежде всего, по моему мнению, надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и что всегда становится и никогда не существует» (Платон. Тимей. 27). Платон сделал это, чтобы решить спор между Гераклитом и Парменидом, без отрицания одной из реальностей путем построения иерархии, в которой один мир — умопостигаемый — предстал более истинным и первичным, а второй — произведением первого. Получилась стройная система, первая в истории философии. Аналог соответственно чувственного и умопостигаемого — люди и боги. Первые смертны и изменчивы, вторые неизменны и вечны. Очевидны параллели Платона и индийской мудрости. «Мир идей», как и Единое древних индийцев, не только потусторонен, но представляет собой — как мир идеальных образцов — совершенную реальность.

Синтез Платона показал, что предшествующие философы не только спорили, но вносили свой вклад в создание в дальнейшем некоей целостности, оправдывая пословицу, что в спорах рождается истина. Не во всех, конечно, спорах, а в тех, которые вдохновлены именно поисками истины как высшего блага, а не стремлением одержать победу над противником и прославиться.

«Страна идей» нужна была еще и потому, что этим Платон объяснял убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым мыслям — ведь идеи по природе своей одинаковы для всех и содержатся в одном месте, откуда люди и получают их. Наконец, есть еще одна причина. Платоновское учение характеризуют страстное влечение к идеальному сверхчувственному миру («платоническая любовь») и стремление сделать действительность насколько возможно полным отражением идеала (из-за чего он чуть было не поплатился жизнью, пытаясь создать идеальное государство).

Души, по Платону, до соединения с телом человека созерцают вечные идеи. Они обрекаются на существование длительностью 10 тыс. лет и после смерти тела каждый раз попадают в Аид, ведя там жизнь, зависящую от поведения человека на земле. Этим же определяется и новое воплощение. «Кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству... перейдет, вероятно, в породу ослов или им подобных животных» (Платон. Соч. : в 3 т. Т. 2. С. 47—48). Это происходит на тысячном году пребывания души в потустороннем мире и, таким образом, общее количество воплощений души, по Платону, равно десяти. Учение о переселении душ известно из философии Древней Индии, а к Платону оно перешло от пифагорейцев.

Душа способна к созерцанию мира идей и к воспоминанию о своем пребывании в нем, благодаря чему идеи становятся доступны человеку. Представление о знании как воспоминании конкретизирует сократовский метод майевтики. Прежде чем истина появится на свет, она уже существует в душе, и остается только помочь ей «родиться».

Мысли Платона могут показаться современному читателю необычными, но безотносительно к представлению о душе наличие врожденного знания (существующего в виде инстинкта) подтверждает современная наука.

Душа, по Платону, состоит из разумной, страстной и вожделенной частей. Она подобна колеснице, управляемой возничим — разумом и запряженной двумя крылатыми конями — страстью и вожделением. Государство также должно состоять из трех частей: класса правителей, воинов и ремесленников и земледельцев. Каждой из трех частей души и каждому из трех классов общества присуща одна из трех добродетелей: мудрость, мужество и умеренность. Гармонию всех трех устанавливает четвертая добродетель — справедливость. Наибольшее благо в душе человека и в государстве — это единство и гармония, а наибольшее зло — раздор.

В своих этических воззрениях Платон исходил из предположения Сократа, что добродетель как положительное нравственное качество и знание тождественны и, чтобы правильно вести себя, достаточно знать, что хорошо и что плохо. Считая вслед за Сократом, что высшая добродетель — мудрость, Платон ставит рядом и другие добродетели и дает классификацию четырех основных добродетелей, которые он нашел в человеческом сознании. Вводя добродетели, относящиеся к сфере чувств, Платон обогащает этику мотивами поведения человека, но еще ограничивает себя по методам нравственного совершенствования, замыкаясь в сфере разума. Впоследствии Аристотель разовьет эти мысли.

Платон представлял главную линию учеников Сократа, и он существенно расширил и обосновал основные положения философии своего учителя. Но от Сократа берут начало и школы (прежде всего этические), которые развивали какое-либо одно из положений учителя, часто абсолютизируя и доводя его до абсурда. Одна из проблем, которую пытались решить эти школы, — счастье. В чем оно? В удовольствии? Удовольствие не может иметь абсолютной ценности, так как бесконечно рождает все новые желания. Стремление к удовольствиям должно подчиняться разуму и добродетели. Платон дает такую формулу счастья: гармония знания и наслаждения по правилам меры, истины и красоты.

Темы: Платон
Источник: Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с.
Материалы по теме
Космоцентризм древнегреческой философии: основные школы и представители
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философия Сократа, Платона, Аристотеля, ее значение для античной культуры и современности
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Идеальное государство Платона
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Деградация государства по Платону
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Политическая мысль Платона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Платоническая любовь и ее виды
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Оставить комментарий