Философия истории: современное понимание и некоторые подходы

Статья «Философия истории» (автор — профессор А. С. Панарин) из Новой философской энциклопедии определяет данный раздел философского знания, как «связанный с постижением смысла и закономерностей исторического процесса». Центральный вопрос философии истории — соотношение прошлого, настоящего и будущего — вытекает из проблематизации человеческого бытия, особенно в нестабильные исторические периоды, неудовлетворённости людей настоящим. «Последнему противопоставляется либо прошлый “золотой век”, что создаёт ностальгическую интенцию философии истории, либо чаемое будущее, что характеризует проспективистскую интенцию. Применительно к историческому процессу философия истории решает две задачи: онтологическую, связанную с осмыслением исторического бытия, и эпистемологическую, связанную с проблемами исторического познания».

Чтобы углубиться в философско-историческую проблематику и понимать те механизмы, с помощью которых современные учёные решают эти задачи, мы обратимся к научной литературе и учебникам, адресованным студентам, чтобы иметь возможность сопоставить несколько подходов:

  • «Философия истории определяется тремя ... задачами. Во-первых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем и являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Во-вторых, она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т. е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию. В-третьих, задача её заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса. Поскольку философия истории ограничивает себя первою задачею, она является теориею истории, т. е. теориею исторического бытия и теориею исторического знания. Поскольку она преследует решение второй задачи, она — философия истории в узком и специальном смысле термина “философия”. Наконец, в области, определённой третьей задачей, она предстаёт перед нами как метафизика истории, причём, конечно, в термине “метафизика” мною не мыслится отвлечение от конкретной эмпирии, но — конкретное познание исторического процесса в свете наивысших метафизических целей. Сначала надо найти основоначала, потом с их помощью осмыслить исторический процесс. Конечно, нахождение их уже и есть его осмысление ими, но осмысление принципиальное и фрагментарное. Метафизика истории — восполнение и конкретизация философии истории» (Лев Карсавин, «Философия истории»);
  •  «Там, где нет настоящего времени, история не осуществима. Нет спора, что история строится из фактов прошлого, но эти факты прошлого в качестве объектов исторического описания всегда формируются в своём настоящем времени.

    Настоящее всегда устремлено к будущему. Человек в своём историческом настоящем питает самый большой интерес к будущему с практических позиций. Этот интерес заставляет разобраться в прошлом и приводит к созданию исторической науки. История, фиксируя прошлое, пишется с позиции настоящего времени. Больше того, и история любой эпохи прошлого фактически с самого начала также не была чем-то прошлым, а создавалась на основе определённой конкретной среды и субъективного настоящего своей эпохи.

    Философия истории и историческая наука ... должны взаимообусловливаться, быть взаимосвязанными. Философия истории опосредуется через историческую науку, а историческая наука — через философию истории. Поэтому в идеале подлинный философ истории должен быть историком, а истинный историк — философом истории. Историческую науку и философию истории нельзя ... изолировать и противопоставлять друг другу, точно также как нельзя их и смешивать между собой, а при случае и подменять одну другой. Обе они тесно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга и чреваты противоположностью» (Янагида Кэндзюро, «Философия истории»);
     

  • «Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многообразие исторического процесса, проблемы социального детерминизма и социального прогресса. Она даёт теоретическую реконструкцию исторического прошлого, устанавливает истинность исторических фактов и событий.

    Если можно так выразиться, философ истории читает философски исторический процесс. Он исходит из того, что история непрерывно развивается, изменяется, что она носит континуистский характер, что прошлое и настоящее неразрывно связаны, что человек выступает связующим звеном всех исторических этапов и стадий. Философия истории — это логическое рассмотрение человеческого общества, рассмотрение, очищенное от зигзагов и поворотов. Она абстрагируется от конкретного многообразия и главное внимание уделяет имманентной логике всемирной истории, ее сущности, её внутренним механизмам функционирования и развития. Она синтезирует всё человечество, выделяет в нём некие общие законы, черты и свойства, присущие всем социальным организмам, но проявляющиеся по-разному в зависимости от исторических обстоятельств, конкретной ситуации и природных условий.

    Философию истории можно излагать по-разному. Одни исследователи дают широкую панораму всего исторического процесса. Другие главное внимание обращают на теоретическое наследие крупнейших философов истории. Я предпочитаю проблемное изложение материала. Думаю, что такой подход даёт возможность охватить наиболее фундаментальные проблемы философии истории, дать их комплексный и всесторонний анализ» (Иван Гобозов, «Введение в философию истории»);
     

  • «История — не хранитель веры и благочестия, скорее, она — духовное трезвение, бодрствование.

    Каждый раз история пишется заново. Но не вследствие ненаучности, а вследствие требующего обновления аналитических звеньев богатства материала, вследствие непрерывного, обильного научного творчества, вследствие изменения, обязывающего расти вместе с задачей.

    Брожение возможностей, открытость эпохам — от трансформации “значимости” фрагментов прошлого, кропотливой рефлексией которых озабочены палеография, эпиграфика, сфрагистика, геральдика, нумизматика, дипломатика, генеалогия, хронология, археология, источниковедение а) вскрывающие специфические и типологические движения в социальнополитической среде, мир-системные и страновые контакты и связи; б) заставляющие отрекаться от догм, прощаться с иллюзиями; в) приговаривающие нас к смыслам подлинности, правдивости, достоверности» (Виктор Ильин, «Философия истории»);
     

  • «При взгляде на историю человек одновременно испытывает и отвращение, и влечение к ней. Отвращение — потому что она всепожирающий Молох, всепоглощающая бездна. Влечение — потому что в то же время она завораживает его своей неодолимой мощью. Здесь он обнаруживает поле своей деятельности, он чувствует, что сверхисторическое может выразить себя лишь в историческом. И именно ту же самую раздвоенность он обнаруживает и в самом понятии жизни. Жизнь не имеет ценности, если она длится вечно. Поэтому смерть есть некая внутренняя необходимость. Но эта бренность не несёт уничтожения, если за духом и жизнью стоит творчество. Бренность человека даёт ему историю, творчество, которое за ней стоит, — вечность как её основание. А это значит, что путь истории пролегает между вечностью и ничто.

    Живой характер прошлого, присутствующего в настоящем, любому человеку проще всего осознать на примере его собственной истории. Каждого человека говорить учила мать, а читать — учитель, каждый в процессе своего образования получал определённый личный, религиозный, художественный опыт. В определённом смысле всё это в нём ещё живо. Ибо он говорит на выученном некогда языке, развивает научное познание, художественное творчество, религиозный опыт на основе доверенных ему знаний и сведений. А это означает, что пробуждённый в нём некогда при “обучении” опыт языка, знания, творчества, веры и сегодня всё ещё существует ., представляет собой неотъемлемую составную часть его внутреннего мира, его духовное достояние, что он ... продолжает жить в действительности его способностей, его опыта и деятельности» (Отмар Шпанн, «Философия истории».

Источник: 
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Предпосылки философии в древней Индии
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Патристика
Перевезенцев С.В., Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения
Предпосылки философии в древнем Китае
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Схоластика
Перевезенцев С.В., Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения
Причины появления философии в Древней Греции
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Философия Пифагора и Демокрита
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Философия Сократа
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Философия Аристотеля
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Оставить комментарий