Дизайн как система

Предельно схематично существование дизайна в культуре можно представить следующим образом. Это система, не столько организованная по профессиональному признаку, сколько объединяемая общим для нее типом проектного предметно-ориентированного мышления и ценностными установками, связанными со стремлением к достижению в форме предмета тождества утилитарных (практических, функциональных) и эстетических качеств.

Духовно-ценностная сторона жизни общества (культура)


На этапе формирования и реализации идеи, а также при презентации продукта дизайна возникают две наиболее явственные для современной культуры детерминанты. Со стороны собственно культуры, трактуемой нами как механизм создания и трансляции духовно-ценностного опыта жизнедеятельности, - это мода. С технико-технологической стороны (цивилизация) - это существующие или требуемые технологии.

Дизайнерское проектное мышление является разновидностью проектного мышления как особой способности человека по предвосхищению и моделированию объектов, отсутствующих в реальности. Оно формируется в определенных социально-экономических и культурных обстоятельствах, совокупность которых можно зафиксировать термином «индустриальная культура». Речь идет об этапе тиражировано производимых предметов в условиях крупного промышленного производства. В духовной сфере этому этапу соответствует зарождение тенденции к индивидуализации предметной среды. Способом разрешения противоречия типового и индивидуального, технического и человеческого выступает дизайн.

Сегодня дизайн в широком смысле можно характеризовать как:

  1. продукт конкретной культуры, обладающей технологиями и уже пережившей пик слепого поклонения им, - культуры модернизма;
  2. систему, включающую в себя не только творцов и потребителей, но и институт экспертизы, выставок, музеев дизайна, а также инфраструктуру по его воспроизведению и обслуживанию;
  3. особый вид творческой предметной формообразующей деятельности;
  4. особую профессиональную и образовательную сферу;
  5. особый тип проектного мышления, ориентированного на удовлетворение предметных и духовных потребностей другого человека (людей);
  6. особый метод (или методы) проектирования и создания вещей, который может быть использован и в других сферах - рекламе, имиджмейкинге и т. п., предполагающих наличие проектности и моделирования.

Ядром дизайна исторически и логически выступает индустриальный (промышленный) дизайн. По мере его становления другие виды дизайна привносят в проектирование новые технологии, формы и методы, обогащая проектную палитру.

Ключевые слова: Дизайн
Источник: Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И. Ган. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. -192 с.
Материалы по теме
Специфика проектного мышления в дизайне
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Дизайн как единство практики и теории
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Этап проектирования в дизайне
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Представление о форме в дизайне
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий