Предельно схематично существование дизайна в культуре можно представить следующим образом. Это система, не столько организованная по профессиональному признаку, сколько объединяемая общим для нее типом проектного предметно-ориентированного мышления и ценностными установками, связанными со стремлением к достижению в форме предмета тождества утилитарных (практических, функциональных) и эстетических качеств.
Духовно-ценностная сторона жизни общества (культура)
На этапе формирования и реализации идеи, а также при презентации продукта дизайна возникают две наиболее явственные для современной культуры детерминанты. Со стороны собственно культуры, трактуемой нами как механизм создания и трансляции духовно-ценностного опыта жизнедеятельности, - это мода. С технико-технологической стороны (цивилизация) - это существующие или требуемые технологии.
Дизайнерское проектное мышление является разновидностью проектного мышления как особой способности человека по предвосхищению и моделированию объектов, отсутствующих в реальности. Оно формируется в определенных социально-экономических и культурных обстоятельствах, совокупность которых можно зафиксировать термином «индустриальная культура». Речь идет об этапе тиражировано производимых предметов в условиях крупного промышленного производства. В духовной сфере этому этапу соответствует зарождение тенденции к индивидуализации предметной среды. Способом разрешения противоречия типового и индивидуального, технического и человеческого выступает дизайн.
Сегодня дизайн в широком смысле можно характеризовать как:
- продукт конкретной культуры, обладающей технологиями и уже пережившей пик слепого поклонения им, - культуры модернизма;
- систему, включающую в себя не только творцов и потребителей, но и институт экспертизы, выставок, музеев дизайна, а также инфраструктуру по его воспроизведению и обслуживанию;
- особый вид творческой предметной формообразующей деятельности;
- особую профессиональную и образовательную сферу;
- особый тип проектного мышления, ориентированного на удовлетворение предметных и духовных потребностей другого человека (людей);
- особый метод (или методы) проектирования и создания вещей, который может быть использован и в других сферах - рекламе, имиджмейкинге и т. п., предполагающих наличие проектности и моделирования.
Ядром дизайна исторически и логически выступает индустриальный (промышленный) дизайн. По мере его становления другие виды дизайна привносят в проектирование новые технологии, формы и методы, обогащая проектную палитру.