Доходы бюджетов

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Как уже отмечалось, в рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством, федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Вопросы налогообложения и налоговой политики, включая классификацию налогов, рассмотрены в гл. 4.

Следующий Вид доходов бюджетов — неналоговые доходы, к которым относятся:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
• доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско- правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• иные неналоговые доходы.

Особое место в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В частности, структура и динамика поступления средств в федеральный бюджет от приватизации и использования государственной собственности представлена в табл. 7.11.

В таблице приведены результаты приватизации и использования государственной собственности, но они отражают общие тенденции этого процесса. Как показывают данные по итогам 1999 г., основная часть доходов поступает от приватизации (49,5%), вторая по величине статья поступления-дивиденды по акциям, находящимся в госсобственности (37,9%), и лишь 12,6% составляют доходы от аренды преимущества.

В последнее время Правительство РФ все чаще обращается к вопросам государственной и муниципальной собственности в связи с формированием доходов бюджетов различных уровней и изысканием источников сокращения внешнего долга. Так, Министерство преимущества РФ обнародовало список из более 50 предприятий, которые будут приватизированы в течение 2001 г. Однако в целом стратегия приватизации пока не сформировалась и государственной программы приватизации государственного имущества России, по сути, нет. Важно определить, что должно остаться в собственности государства, как работать с этими объектами, а также выделить самые привлекательные для инвесторов объекты и оценивать их по ценам мирового рынка. При этом на процесс приватизации наложен ряд ограничений. Так ст. 100 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. «О федеральном бюджете на 2001 год» гласит, что до вступления в силу федерального закона о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации не подлежат приватизации в течение 2001 г. находящиеся в федеральной собственности акции акционерных обществ, балансовая стоимость основных фондов которых, рассчитанная по консолидированному балансу, включающему в себя активы дочерних и зависимых обществ, превышает на 1 января 2000 г. пятьдесят миллионов установленных законодательством РФ минимальных размеров оплаты труда. Законодательством регламентируется также порядок перечисления в бюджеты всех уровней средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней.

В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на первом месте стоят средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование.

Особое место в системе отношений пользования в мировой практике занимает концессия. Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях недр и участков земли, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам. В этом случае государство (муниципалитет) не теряет право собственности на объект аренды; концессионер выступает лишь как арендатор.

В России концессии также имеют место. Специального законодательства по ним пока не разработано, и общие основы их организации регламентируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов могут стать договоры о предоставлении концессий на развитие минерально-сырьевой базы, строительство крупных транспортных объектов; на развитие туристического комплекса в ряде регионов России; на создание инфраструктуры коммунально- бытового обслуживания, газо- и энергоснабжения населения.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:
• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
• средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;
• средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;
• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;
• часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной- и безвозмездной передачи средств. Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К безвозмездным перечислениям относятся: (а) безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; (б) безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения закона (решения) о бюджете а не учтенными им. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов. В федеральном бюджете Российской Федерации 2001 г. налоговые доходы составляют 93,7%, что свидетельствует о том, что потенциал неналоговых доходов еще не исчерпан.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной, основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: (а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов; (б) неналоговые доходы в перечне, представленном выше; (в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений {в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Источник: 
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Темы: