Обучение и развитие младших школьников

Обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перцептивных и т. д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.

Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективной жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив они включаются в разные виды внеклассной и внешкольной деятельности.

Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.

Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п..

Источник: 
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Материалы по теме
Развитие познавательных процессов младших школьников
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника
Абдурахманов Р.А., Возрастная психология
Личностное развитие младшего школьника
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Роль обучения в развитии личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Взаимосвязь обучения и развития
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Характеристика учебной деятельности младшего школьника
Абдурахманов Р.А., История психологии
Развитие самосознания младшего школьника
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Роль обучения и воспитания в психическом развитии
Баранова Э.А., Введение в детскую психологию
Оставить комментарий