Общие особенности эмоциональной сферы ребенка

Наверное, правы те детские психологи, рассматривающие эмоциональную сферу ребенка раннего возраста как центральную в сфере его психики. Уже в первый год жизни эмоциональная жизнь младенца отличается тем, что хотя и в зачаточной форме, но представлены основные эмоции. Как подчеркивал В. В. Зеньковский, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни.

О значении эмоций в этом возрасте говорит хотя бы тот факт, что психика ребенка носит преимущественно бессознательный характер; произвольная, т.е. сознательная регуляция поведения практически отсутствует и потому именно эмоции в основном осуществляют регулятивную функцию. Не случайно мы так восхищаемся детской наивностью и непосредственностью. Ребенок свободен от внутренней серьезности и деловитости в силу непроизвольности, эмоциональности своей психики. Ребенок свободен в выражении своих эмоциональных состояний и переживаемых им в данный момент чувств, он весьма экспансивен, поскольку не в состоянии думать о последствиях выражения своих эмоций и чувств. Поэтому недооценивать роль эмоций в психическом развитии ребенка в этом возрасте, конечно, не следует.

Эмоциональное восприятие окружающего ребенка мира приводит к тому, что он воспринимает его не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он ему кажется. Именно в этом возрасте, ближе к трем годам появляется способность к воображению, которая бурно развивается в дошкольном возрасте. Поражает и необыкновенная эмоциональная подвижность и лабильность ребенка, та скорость, с которой одна эмоция сменяется другой и необыкновенно быстрое развитие той или иной эмоции. С одной стороны, это обусловлено особенностями нервной системы и темперамента ребенка, а с другой - отсутствием произвольной регуляции психической, в том числе и эмоциональной деятельности. Отсутствие или слабость произвольной регуляции оборачивается мощнейшим влиянием эмоций на психическую жизнь ребенка.

Если взрослый в состоянии найти какие-то доводы, оправдывающие и смягчающие силу того или иного эмоционального состояния, то дети лишены этого защитного интеллектуального барьера. Не случайно принято говорить о хрупкости детской души. Незначительная на взгляд взрослого негативная эмоция ребенком переживается как настоящее горе, равно и как несущественная, по мнению взрослого, положительная эмоция ребенком переживается как огромное счастье. Сказанное - лишь некоторые общие штрихи к эмоциональному портрету ребенка, необходимая ступенька на пороге дома, в котором помещается эмоциональная сфера ребенка.

Темы: Эмоции, Ребенок
Источник: Аверин В. А., Психология детей и подростков
Материалы по теме
Предупреждение и коррекция нарушений в эмоциональном развитии несовершеннолетних посредством групповой работы
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Эмоциональное развитие в раннем детстве
Урунтаева Г.А., Детская психология
Как помочь ребенку справиться с истерикой
Суркова Л.М., Ребенок от 3 до 7 лет
Виды эмоциональных зависимостей
Тараянц А.В. - Психологическая помощь при эмоциональных зависимостях - 2015
Функции эмоций
Карпов А.В., Общая психология
Эмоции и стресс
Шадриков В.Д., Введение в психологию. Способности человека
Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет
Урунтаева Г.А., Детская психология
Классификация эмоций в нейрофизиологии
Симонов П.В., Что такое эмоция
Оставить комментарий