Учение Рубинштейна

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) — отечественный психолог и философ, профессор, действительный член АПН СССР.

Основные работы: «Основы психологии» (1935), «Основы общей психологии» (1940) — Государственная премия в 1942 году, «Бытие и сознание» (1957), «Принципы и пути развития психологии» (1959), «О мышлении и путях его развития» (1958), «Проблемы общей психологии» (1973).

1) Основные положения учения СЛ. Рубинштейна:
• психические явления выступают как процессы и свойства конкретных индивидов;
• существенной чертой психического является его отношение к независимому от психики и сознания объекту;
• сознание — это осознанное бытие;
• всякий психический акт — это и «кусок» реальности и отражение действительности, т.е. психическое является и реальной стороной бытия и его отражением (принцип единства реального и идеального), в сознании человека эти два аспекта представлены в единстве знания и переживания;
• психическое имеет двоякую форму существования: первая — объективнаяформа существования и вторая — субъективная. Первая проявляется в жизни и деятельности, вторая — это рефлексия, отражение психического в самом себе;
• психическое — это единство непосредственного и опосредованного, т.е. данного изнутри и проявляющегося в деятельности индивида;
• развитие психики животных обусловлено изменением их отношений со средой, а развитие сознания человека — трудовой деятельностью; психика — это реальный продукт эволюции:
• сознание выражает бытие индивида, высшим его проявлением является нравственное сознание;
• всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель, оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему;
• мотив — это осознанное побуждение для определенного действия, мотив — это осознанная потребность;
• действия бывают внутренние и внешние;
• взаимосвязь переживаний человека и его действий составляют единство его жизни и деятельности;
• психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются;
• деятельность и сознание образуют органическое единство (но не тождество); осознание человеком своей деятельности изменяет условия ее протекания;
• осознанность или неосознанность действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности: действие осознается, когда результат, который им достигается, преврдщается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель, т.е. сознание «включается» и «выключается « в зависимости от отношений между задачами и способами их осуществления;
• сознательное действие отличается от неосознаваемого своей структурой, отношением к ситуации, в которой оно совершается, процессом протекания;
• акт деятельности является единством внешнего и внутреннего и, выходя за пределы психологии в области физиологии, социологии и других наук, внутри себя включает психологические компоненты;
• поведение человека — это не совокупность реакций, а система более или менее сознательных действий или поступков. Для реакции предмет есть лишь раздражитель. Действие же сопровождается сознательным отношением к объекту. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание, т.е. действие отличается от реакции иным отношением к объекту. В свою очередь, действие становится поступком по мере того, как оно начинает регулироваться отношением к себе и к другим людям как к субъектам, т.е. поступок отличается от действия иным отношением к субъекту. Действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание;
• различные уровни и типы сознания означают и различные уровни и типы поведения: реакции, сознательные действия, поступки;
• ступени в развитии сознания означают изменения внутренней природы действий или актов поведения, а это, в свою очередь, ведет к изменению психологических закономерностей их внешнего проявления. Поэтому структура сознания принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия;
• психология изучает психологическую сторону деятельности или поведения. «Психология не изучает поведение в целом, но она изучает психологические особенности деятельности»;
• одно и то же отношение к объекту обусловливает как сознание, так и поведение: первое — в идеальном плане, второе — в материальном плане;
• психологическое познание — это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей с внешним миром. Через посредство деятельности субъекта его психика становится познаваемой для других;
• психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно — через отношение к объективному миру;
• психология изучает психику в закономерностях ее развития; психология изучает не одни лишь абстрактные функции, а психические процессы и свойства конкретных индивидов в их реальных взаимоотношениях со средой; психология изучает психику, сознание человека как конкретной личности, включенной в определенную систему общественных отношений;
• сознание человека формируется и развивается в процессе общественно-организованной деятельности; оно — исторический продукт;
• психология — это не только естественная наука, но и историческая наука, поскольку сама природа человека — продукт истории;
• психология человека обусловлена общественными отношениями; закономерности общественного бытия являются и наиболее существенными, ведущими закономерностями развития человека.

Психология должна исходить из этих закономерностей, однако нельзя сводить психологические закономерности к социальным, а социальные — к психологическим, также как и психологические закономерности подменять физиологическими;
• психологическое познание — это познание психического, опосредованного всеми существенными конкретными связями, в которые включена жизнь человека, поэтому оно изучает не только механизмы психики, но и ее (психики) конкретное содержание;
• основным способом существования психического является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности. Всякая деятельности есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека;
• под деятельностью понимается такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. [Так, мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он, мысля, разрешает, т.е. когда выступает личностный план мыслительной деятельности. Мышление выступает в процессуальном плане, когда изучают процессуальный состав мыслительной деятельности, т.е. процессы анализа, синтеза, обобщения, посредством которых разрешаются мыслительные задачи. Реальный же процесс мышления представляет собой и деятельность и процесс (или совокупность процессов) одновременно];
• в процессе исследования деятельности на первый план может выходить либо процессуальный, либо личностный план деятельности. Деятельность является психической по своему процессуальному и мотивационному составу, а не по задачам, которые она решает;
• деятельность человека может быть практической и теоретической;
• изучать психические процессы, психическую деятельность — это значит изучать формирование соответствующих психических образований. Всякое психическое образование — это психический процесс в его результативном выражении;
• деятельность соотносится со своим объектом, с объективной реальностью через свои результаты, но нельзя подменять изучение психической деятельности изучением ее результатов;
• деятельность включает в свою структуру действия, а те, в свою очередь, состоят из движений;
• основные виды деятельности — труд, учение и игра;
• психология изучает не всю деятельность, а ее психическую составляющую.

С.Л. Рубинштейн о психологии личности:
• все психические процессы, составляющие содержание деятельности, протекают в личности и зависят от нее, вся психология человека является психологией личности;
• изучение психического облика личности включает три основных вопроса:
1) Что человек хочет? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях и идеалах человека;
2) Что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека;
3) Что он есть? Это вопрос о характере человека. Характер в своем содержательном аспекте тесно связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем для него смысл жизни и деятельности. Это проявляется в мотивах и целях его деятельности и определяет стержень личности;
• в конкретной деятельности человека все эти стороны психического облика личности сплетены в едином узле;
• три принципиальных положения, имеющие значение для понимания психологии личности:
1) Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются и формируются;
2) В психическом облике личности выделяются различные сферы или черты, характеризующие ее разные стороны, но при всем их многообразии они смыкаются в единстве личности;
3) Психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности. Деятельность же личности формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры.
• образ жизни человека обусловливает психический облик личности, а последняя, в свою очередь, накладывает отпечаток на его образ жизни.

Таким образом, С. Л. Рубинштейн заложил основы деятельностного подхода в психологии, способствовал становлению и формированию отечественной психологии.

Источник: 
Абдурахманов Р.А., История психологии