Социологические методы управления

Роль социологических методов управления : позволяют руководителю коллектива выполнять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на высоком уровне корпоративную культуру организации.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы управления являются научным инструментарием в работе с персоналом и помогают принимать эффективные кадровые решения в организации. Наблюдение позволяет обнаружить качества сотрудников, которые проявляются в неформальной обстановке или различных жизненных ситуациях.

Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию с помощью массового опроса в форме анкет.

Интервьюирование – получение необходимой информации в ходе беседы.

Социометрический метод используется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.

Собеседование – метод, при котором в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.

Разновидности личностных качеств:
– деловые (организационные), они необходимы для выполнения конкретных функций и задач,
– моральные (нравственные) – отражают проявление личной морали человека.

Партнерство представляет собой налаживание разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых происходит общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях.

Основные этапы управленческого общения:
– выдача распорядительной информации;
– получение обратной информации;
– выдача оценочной информации. Переговоры – форма человеческого общения, в которой две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются сопоставить различные интересы на основе продуманной схемы разговора и достигнуть соглашения в решении поставленного вопроса.

Соревнование – специфическая форма общественных отношений и основанная на стремлении людей к успеху, достижениям и самоутверждению.

Общение – специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией, получаемой в ходе осуществления каких-либо действий, совершаемых ими.

Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, направленность, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением поставленной проблемы.

Разновидности конфликтов:
– личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью;
– межличностные конфликты;
– конфликты по поводу распределения ролей на работе;
– деловые конфликты из-за столкновения интересов;
– семейные конфликты по различным проблемам и др.

Источник: 
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента