Процесс принятия управленческих решений

Процесс управления — деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей компании путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

Как правило, процессы управления компанией очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления.

Решение — центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.

В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов принимаются решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.

На практике проблема принятия решения специфична: давят сроки, недостаток квалификации или информации для решения, ненадежность методов, склонность менеджеров к рутине, разногласия между ЛПР.

Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами компаний, можно классифицировать следующим образом:
• ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
• решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);
• инновационные и определяющие решения.

Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры.

Решение с четко выраженной структурой характеризуется наличием данных, методов решения, ограниченного набора альтернатив, методов оценок риска и целей. Слабо структурированное решение основано на субъективных оценках, неформализуемых представлениях отдельных участников принятия решения, неопределенности внешней среды.

Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет, естественно, уточнен и индивидуализирован.

Реальные процессы принятия решений могут быть осложнены следующим образом:
• подэтапы могут проходить не в такой очередности, срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;
• процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;
• ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции;
• предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;
• нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;
• участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения под этапов;
• менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя на их качество.

Наиболее часто встречаются следующие случаи вмешательства менеджеров:
• априорное определение лица, принимающего решение к исполнению;
• определение круга лиц, участвующих в решении;
• участие ЛПР в его исполнении;
• определение момента решения и его места;
• определение методики и калькуляции решения;
• постановка целей и расстановка приоритетов;
• ограничение числа альтернатив;
• привлечение лиц определенной компетентности;
• контроль хода решения;
• предоставление или ограничение информации;
• ссылки на аналогичные решения;
• моральное и материальное воздействие;
• расширение свободы в решениях;
• возложение ответственности за решения.

Источник: 
Корпоративный менеджмент