Процесс управления — деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей компании путем реализации определенных функций с использованием методов управления.
Как правило, процессы управления компанией очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления.
Решение — центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов принимаются решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.
На практике проблема принятия решения специфична: давят сроки, недостаток квалификации или информации для решения, ненадежность методов, склонность менеджеров к рутине, разногласия между ЛПР.
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами компаний, можно классифицировать следующим образом:
- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);
- инновационные и определяющие решения.
Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры.
Решение с четко выраженной структурой характеризуется наличием данных, методов решения, ограниченного набора альтернатив, методов оценок риска и целей. Слабо структурированное решение основано на субъективных оценках, неформализуемых представлениях отдельных участников принятия решения, неопределенности внешней среды.
Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет, естественно, уточнен и индивидуализирован.
Реальные процессы принятия решений могут быть осложнены следующим образом:
- подэтапы могут проходить не в такой очередности, срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;
- процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;
- ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции;
- предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;
- нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;
- участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения под этапов;
- менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя на их качество.
Наиболее часто встречаются следующие случаи вмешательства менеджеров:
- априорное определение лица, принимающего решение к исполнению;
- определение круга лиц, участвующих в решении;
- участие ЛПР в его исполнении;
- определение момента решения и его места;
- определение методики и калькуляции решения;
- постановка целей и расстановка приоритетов;
- ограничение числа альтернатив;
- привлечение лиц определенной компетентности;
- контроль хода решения;
- предоставление или ограничение информации;
- ссылки на аналогичные решения;
- моральное и материальное воздействие;
- расширение свободы в решениях;
- возложение ответственности за решения.