Что такое дезинформация

Работая с информацией, мы часто сталкиваемся с тем, что попавшие к нам данные, мягко говоря, не соответствуют действительности. Причины такому положению дел были рассмотрены выше. И среди них есть одна, которая требует особого внимания. Это дезинформация, или распространение искаженных или заведомо ложных сведений с целью ввести в заблуждение получателя информации.

Дезинформация — это способ воздействия на человека, заключающийся в намеренном предоставлении ему такой информации, которая вводит его в заблуждение относительно истинного положения дел. Цель такого воздействия всегда одна — оппонент должен поступить так, как это вам необходимо. Его поступок может заключаться в принятии нужного вам решения или отказе от принятия невыгодного для вас решения. Но в любом случае конечная цель — это действие, которое будет предпринято вашим оппонентом.

Дезинформацию можно условно разделить на следующие виды:
— введение в заблуждение конкретного лица или группы лиц (в т.ч. и целой нации);
манипулирование (поступками одного человека или группы лиц);
— создание общественного мнения относительно какой-то проблемы или объекта.

Введение в заблуждение — это не что иное, как прямой обман — предоставление ложной информации.

Манипулирование — это способ воздействия, направленный непосредственно на изменение направления активности людей.

Выделяют следующие уровни манипулирования:
— усиление существующих в сознании людей выгодных манипулятору ценностей (идей, установок);
— частичное изменение взглядов на то или иное событие или обстоятельство;
— кардинальное изменение жизненных установок.

Дезинформирование (введение в заблуждение и манипулирование) тем сложнее осуществить, чем осведомленнее является объект манипулирования.

Отсюда и основополагающие правила дезинформирования:
— объект дезинформирования должен быть максимально отрезан от источников информации по интересующей или смежным темам — для него (объекта) должно быть непросто, а лучше невозможно получить дополнительную информацию или проверить имеющуюся;
— объект манипулирования в процессе обработки необходимо снабжать информационным суррогатом - урезанной информацией, только той информацией, которая отвечает задаче манипулятора.

Основные направления стратегического дезинформирования:
— введение в заблуждение конкурента относительно истинного времени начала тех или иных крупных мероприятий на рынке (новое производство, рекламная акция, маркетинговое исследование и т.п.);
— создание иллюзии подготовки крупномасштабных операций на ложном направлении;
— широкое освещение «труднопреодолимых» проблем;
— «утечка» заведомо заниженных или завышенных экономических и производственных показателей;
— преувеличение или занижение отрицательного влияния климатических, бытовых, социальных и иных условий на перспективность того или иного направления;
— критика «низкого качества» продукции;
— значительное преувеличение ваших возможностей (экономических, политических, социальных, административных и т.п.);
— демонстрация серьезных намерений на направлении, которое, как вам известно, бесперспективно.

Отдельно стоит осветить такой способ дезинформации, как распространение слухов. Слух — это специфический вид информации, появляющийся спонтанно как средство заполнения информационного вакуума либо специально распространяемый.

Для того чтобы информация стала слухом (чтобы ее стали инициативно транслировать), т.е. для ее распространение, не нужно дополнительных усилий, необходимо:
— чтобы информация была значима для членов среды распространения;
— чтобы информация была им понятна;
— чтобы обладание такой информации способствовало повышению престижа.

Необходимо различать:
— слухи-желания;
— слухи-пугала;
— разобщающие слухи.

«Слухи-желания» — это ожидания той среды, в которой данный слух распространяется. Такие слухи часто используют для деморализации людей. Осуществляется это следующим образом. Выявляется или распространяется слух-желание, но те предположения, которые в нем присутствовали, не исполняются. Через некоторое время наступают разочарование и, как
следствие, деморализация.

«Слухи-пугала» это страхи людей. Такие слухи инициируют состояние тревоги, неуверенности, безысходности, а иногда и паники. В военное время это слухи о сверхоружии у противника, о нехватке продовольствия, о заражении местности и т.п.

«Разобщающие слухи» — это недовольство людей социальным или расовым положением. Такие слухи нарушают социальные связи, вызывают расслоение общества, лишают руководство поддержки рядовых членов.

Слухи бывают:
— полностью недостоверные;
— частично недостоверные;
— правдоподобные.

Для погружения в проблему предлагаю ознакомиться с работой доктора физико-математических наук Б. Каценеленбаума «Демагогия: опыт классификации», в которой автор описывает всевозможные способы дезинформирования. Здесь она приводится полностью.

За много столетий существования этого термина (демагогия) содержание его неоднократно менялось. Например, в «Советском энциклопедическом словаре» 1985 года издания в определении участвуют слова «обман», «малосознательные массы» и так далее. Мы будем понимать под демагогией совокупность методов, позволяющих создать впечатление правоты, не будучи правым. При таком понимании демагогия находится между логикой и ложью. От логики она отличается тем, что используется для отстаивания неправильного суждения, от лжи — тем, что демагог не формулирует это суждение, а лишь подводит к нему слушателя, поручая тому самому обманывать себя.

Разумеется, приведенное определение — не единственно возможное понимание демагогии, но это та ее форма, которая, вероятно, наиболее интересна читателям «Науки и жизни». Из этого определения следует и классификация методов демагогии — по степени их близости к логике и по постепенному переходу ко лжи. Заметим, кстати, что ложь заслуживает не только осуждения, но и анализа или хотя бы классификации.

Источник: 
Нежданов И.Ю., Аналитическая разведка для бизнеса