Основные инструменты при дезинформации

Очень интересно систематизировал инструменты и приемы дезинформирования А.В. Бурьяк. В своих работах основными инструментами дезинформирования он назвал:

  • СМИ (печать, радио, телевидение);
  • Интернет;
  • искусство (кино, изобразительное искусство, сатира)
  • слухи;
  • «случайно» увиденное или услышанное;
  • «утечка» особо охраняемой информации.

Основные приемы дезинформирования:
1) информационная перегрузка — параллельно с основной информацией сообщается огромное количество вспомогательной, сопутствующей информации, составляющей абстрактные рассуждения, ненужные подробности, разнообразный информационный мусор, в результате чего объект воздействия не в состоянии разобраться в истинной сути проблемы;
2) дозирование информации — сообщается только выгодная часть информации, а остальное замалчивается — результатом такого воздействия становится искажение картины реальности;
3) стереотипизация — создание иллюзорных стереотипов (так называемых ценностей — стандартов поведения, социальных мифов, политических иллюзий и т.п.) и воздействие с их помощью на аудиторию;
4) сенсация и сенсационность — использование информации о событии исключительном, вызывающем интерес широких масс и впечатлении, произведенным этим событием, для отвлечения внимания от действительно важных событий;
5) смешение (использование полуправды и инсинуаций) — смешивание истинных фактов с разнообразными слухами, гипотезами, допущениями, предположениями, рассуждениями до такой степени, что невозможно отличить правду от вымысла;
6) большая ложь — чем наглее и неправдоподобнее обман, тем скорее люди в него поверят — любимый прием министра пропаганды фашистской Германии;
7) затягивание времени - оттягивание момента обнародования (предоставления) важных сведений до той поры, когда уже невозможно что-то изменить;
8) замалчивание — намеренное неосвещение определенных фактов, недопущение к распространению определенной информации — сродни приему «затягивание времени»;
9) легализация информации - выгодную манипулятору информацию (вымышленную или реальную) через подставных лиц распространяют в СМИ, нейтральных по отношению к обеим сторонам (в чьих интересах работают манипулятор и объект манипулирования), СМИ оппонента обычно охотнее доверяют таким публикациям, чем прямым участникам конфликта;
10) своевременная ложь — сообщение ложной, но ожидаемой в настоящий момент информации, и чем сильнее ложь отражает ожидания аудитории, тем эффективнее ее результат — позже обман будет раскрыт, но или острота ситуации спадет, или важный процесс примет необратимый характер.

Ключевые слова: Дезинформация
Источник: Нежданов И.Ю., Аналитическая разведка для бизнеса
Материалы по теме
Что такое дезинформация
Нежданов И.Ю., Аналитическая разведка для бизнеса
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий