Как дезинформируют

Очень интересно систематизировал инструменты и приемы дезинформирования А.В. Бурьяк. В своих работах основными инструментами дезинформирования он назвал:
— СМИ (печать, радио, телевидение);
— Интернет;
— искусство (кино, изобразительное искусство, сатира)
слухи;
— «случайно» увиденное или услышанное;
— «утечка» особо охраняемой информации.

Основные приемы дезинформирования:
1) информационная перегрузка — параллельно с основной информацией сообщается огромное количество вспомогательной, сопутствующей информации, составляющей абстрактные рассуждения, ненужные подробности, разнообразный информационный мусор, в результате чего объект воздействия не в состоянии разобраться в истинной сути проблемы;
2) дозирование информации — сообщается только выгодная часть информации, а остальное замалчивается — результатом такого воздействия становится искажение картины реальности;
3) стереотипизация — создание иллюзорных стереотипов (так называемых ценностей — стандартов поведения, социальных мифов, политических иллюзий и т.п.) и воздействие с их помощью на аудиторию;
4) сенсация и сенсационность — использование информации о событии исключительном, вызывающем интерес широких масс и впечатлении, произведенным этим событием, для отвлечения внимания от действительно важных событий;
5) смешение (использование полуправды и инсинуаций) — смешивание истинных фактов с разнообразными слухами, гипотезами, допущениями, предположениями, рассуждениями до такой степени, что невозможно отличить правду от вымысла;
6) большая ложь — чем наглее и неправдоподобнее обман, тем скорее люди в него поверят — любимый прием министра пропаганды фашистской Германии;
7) затягивание времени - оттягивание момента обнародования (предоставления) важных сведений до той поры, когда уже невозможно что-то изменить;
8) замалчивание — намеренное неосвещение определенных фактов, недопущение к распространению определенной информации — сродни приему «затягивание времени»;
9) легализация информации - выгодную манипулятору информацию (вымышленную или реальную) через подставных лиц распространяют в СМИ, нейтральных по отношению к обеим сторонам (в чьих интересах работают манипулятор и объект манипулирования), СМИ оппонента обычно охотнее доверяют таким публикациям, чем прямым участникам конфликта;
10) своевременная ложь — сообщение ложной, но ожидаемой в настоящий момент информации, и чем сильнее ложь отражает ожидания аудитории, тем эффективнее ее результат — позже обман будет раскрыт, но или острота ситуации спадет, или важный процесс примет необратимый характер.

Источник: 
Нежданов И.Ю., Аналитическая разведка для бизнеса