Миронов Д.А. Современный русский космизм: вчера и сегодня

Аватар пользователя NAUKA
Консультант · г. Санкт-Петербург
5 лет на сайте, рейтинг: 313

Материалы V Международной научной конференции КОСМИЗМ И ОРГАНИЦИЗМ: ЭВОЛЮЦИЯ И АКТУАЛЬНОСТЬ. г. Санкт - Петербург. 27-28 октября 2017 | ББК 87  К71  ISBN 978-5-7310-4229-1 

Миронов Данила Андреевич /Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова/

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ КОСМИЗМ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

        В статье дается краткая характеристика философско-культурологических взглядов Евдокии Дмитриевны Лучезарновой (Марченко) в контексте содержания русского космизма. Косвенно ставится проблема принципов русского органицизма и космизма в современном исследовательском контексте.

Ключевые слова: русский космизм, российский органицизм, время, антропный принцип, сознание, мозг, субъективный и объективный факторы.

         Мы давно привыкли говорить о русском космизме в интонациях прошлых побед. Но нити философских рассуждений, завещанные нам русскими космистами, длятся и ныне. Так, отрадно представить современного русского космиста — Евдокию Дмитриевну Лучезарнову (Марченко) (далее ЕДЛМ), которая выставила на суд читателя свою новую книгу «Размышления и афоризмы», по тематике осмысляющую узловые аспекты данного направления современной русской философской мысли. Книга собрана из разрозненных суждений и высказываний в вольной литературной форме. Ненавязчивые мысли, произнесенные словно бы за чашечкой чая в дружеском разговоре, тем не менее, не оставят равнодушным никого, кто хоть раз задумывался над сложнейшими вопросами смысла жизни человека на земле и его месте в структуре мироздания. Для вновь посвященного в дискурс русского космизма, возможно, на сегодняшний день, лучшей книги и не найти, если рассматривать её именно как введение в тему. Для специалиста-философа книга будет интересна в аспекте моментов привнесения новизны содержания в достаточно солидный корпус уже известных текстов.

         В последние несколько десятилетий в России, в период глубочайших социально-исторических потрясений для страны, тема русского космизма успела неожиданно приобрести широкий резонанс среди исследователей на рубеже только что ушедшего века, но потом была несколько оттеснена из тренда дискурсивных стратегий современной российской мысли. Причин к тому нам видится несколько. В связи с образованием нового государства, в момент распада СССР, тема русского космизма открылась на волне появления ранее запрещенных книг: как отечественных, так и зарубежных. Доступность неизвестных источников породила череду исследований, преследовавших цели открыть широкой аудитории информацию о данном философском направлении, которое оказалось намного шире, чем ранее предполагалось. Выяснилось, что тема русского космизма представлена не только в трудах русских ученых, но пронизывает и русскую литературу, образуя своеобразную подводную линию, которая ещё ждет своего исследователя. Перечислим только несколько хорошо знакомых имен, которые перенимают своеобразную эстафету идей русского космизма друг у друга (В. Одоевский, А. Сухово-Кобылин, Ф. Тютчев, М. Пришвин, А. Платонов, И. Ефремов, Б. и А. Стругацкие). Уникальность текстов обозначенных авторов свидетельствует о том, что они были достаточно осведомлены в области русского космизма и осмыслили в художественной форме многие вопросы. Однако сегодня ажиотаж вокруг русского космизма несколько исчерпан в связи с тем, что бурные горизонтальные потоки информации захлестнули и перекрыли потоки вертикальные: качество информации уступило место многочисленным интерпретациям в популистской манере. Данный процесс вполне закономерен, но, очевидно, он носит временный характер: однажды мы проснемся от острого чувства голода по подлинной и достоверной информации — и тогда идеи русского космизма захватят нас с удвоенной силой.

         Очень приятно держать в руках книгу Е. Д. Лучезарновой, на обложке которой смело  написано — современный русский космизм. Это значит, что тема вовсе не исчерпана, но продолжается, а значит, прерванная нить, подхвачена новым поколением людей, населяющих огромную землю с «названьем кратким Русь», которая обладает гигантским интеллектуальным потенциалом, накопленным веками нашими предками, таки не прерывается.

         Русский космизм исторически представлен несколькими течениями, которые с разных сторон и различными средствами подходят к рассмотрению осевых тем данного дискурса. Стоит напомнить основные вехи. Начало положено развернутым религиозно-философским проектом Н. Ф. Федорова, предлагавшему человечеству перспективу всеобщего братства, которое означает необходимость создания в будущем технологии буквального воскресения мертвых предков из оставшихся в земле атомов, дабы восстановить торжество и справедливость жизни. Со своеобразным религиозно-эзотерическим учением выступил Н. К. Рерих, творившим не только в литературном жанре, но и в живописи. Естественнонаучный блок русских космистов сыграл в рождении советской космонавтики решающую роль  (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский). Беспрецендентный проект о влиянии солнца на живую материю на земле выдвинул А. Л. Чижевский. Эта линия была продолжена далее в XX веке как мысль о ноосфере в трудах современных ученых-философах (Г. И. Шипов, В. П. Казначеев, А. Н. Дмитриев, Н. Н. Моисеев). Наряду с утвердившимися материалистическими тенденциями в науке, в культуре никогда не утрачивалось космическое ощущение в структуре мировоззрения русских литераторов. Размышления о космосе русских писателей составили значительный вклад в формировании мировоззренческой составляющей русского космизма среди широкой аудитории страны. Основные идеи русского космизма могут быть выражены в нескольких осевых направлениях мысли. Магистральная мысль — о космосе как о живом организме, который как вечен, так и бесконечен, способен к самоорганизации и всеобщей целостности всего во вселенной, представляет собой единство и взаимозаменяемость материи и энергии. Его можно изучать с разных сторон, но мысль о всеобщности и единстве будет венчать любую интерпретацию рассуждений о космосе.  Среди ответвлений, частных и практических идей, следует отметить мысль о ноосфере — сфере разума. Освоение космоса и близлежащих планет связывается с непосредственным  будущем человечества. Смена парадигмы при воззрении на живое и жизнь, с превалирующей тенденцией органицизма и холизма вместо механицизма. Вместе с очевидными успехами на поприще практической реализации мыслей русского космизма остаются и не проясненные вопросы, в частности время и пространство, соотношение души и тела, возможности разума в отношении косной материи и другие.

         Надо сказать, что идейный проект русского космизма настолько огромен и богат содержанием, что его смело можно отнести к национальному достоянию России, поскольку нигде в мире настолько развернуто и насыщенно он так не представлен, кроме как в нашей стране. Родина русского космизма — Россия. Поэтому достаточно трудно выделить главные темы вне контекста рассмотрения персональной мысли того или иного ученого. К самым общим можно отнести антропологическую составляющую — направленность на осмысление человека не в социально-экономическом, политическом, историческом и иных аспектах, характерных для западной мысли, но рассмотрение человека в контексте безграничного космоса. Главной интенцией русских космистов является необходимость духовной широты восприятия вне формальных ограничений рамками конкретных наук. Западная же наука  больше тяготеет к рационализму и методологии, тогда как русские мыслители — к поэзису. Даже антропология на Западе родилась как философская дисциплина, отмежевавшись в сторону от междисциплинарного дискурса на стыке естественных и гуманитарных наук (М. Шелер, Х. Плесснер, Ж. Лакруа).

Особенностью русского космизма является глубокая эмоциональная составляющая в осмыслении — идеи русского космизма нельзя рассматривать в отрыве от личности, которая эти мысли представляет. Не столько рационально-рассудочная составляющая исследователя, опирающегося на факты, выходит на первое место, сколько духовное, душевное и эмоциональное переживание космоса как факта личной встречи с непознанным — главная ценность исследования русских космистов в копилку общечеловеческой культуры. Русский космизм не объективистская наука о понятиях и фактах, не математическая сумма идей, но наука, в которой важен фактор субъекта и его интуиций. Только к XX веку западной мысли станет ясно, что система наблюдения за космосом в науке зависит от наблюдателя, будут введены и принцип наблюдателя, и антропный принцип, значительно скорректирована методология исследования в науке. Русская наука всегда в большей степени, чем западная, утверждала стратегию персонализма в подходах изучения природы и космоса.

         Поэтому читать тексты по русскому космизму следует в определенной оптике. И чувства, и рассудок, и разум — получат необходимую информационную пищу для насыщения вопрошающей сущности человека. Не стоит ловить авторов на противоречии и упрекать в излишних воображении и фантазии, напротив, стоит отдаться текстам и отказаться от стереотипов и заданных рамок восприятия. Русский космизм — это стихия свободы, позволяющая человеку почувствовать живую связь с космосом, которую современный житель крупных мегаполисов стремительно утрачивает. Даже если большинство вопросов покажутся читателю утопией, то стоит напомнить ему, что утопия в переводе с греческого есть то, чему пока нет места в имеющихся реалиях, но кто сможет с уверенностью сказать, что завтра она не окажется явью?

         В русском космизме соединились многочисленные идеи, мысли и принципы, которые накопились в истории человечества на протяжении последних 2500 лет. Русский космизм выступил как интегральный философский проект, дерзающий объединить разрозненные представления о космосе в единую программу его освоения человеком как теоретически, так и практически. Русский органицизм, представленный такими учеными как Д. М. Велланский М. Г. Павлов, А. И. Галич, явился предтечей русского космизма, однако он в большей мере тяготеет к материализму и позитивизму. Русский космизм обладает, в сравнением с органицизмом, большей степенью свободы и абстрагирования. Органицизм и космизм взаимно исторически переплетены и не всегда их можно отделить друг от друга, исторически они строятся на одних принципах. Общей для обоих направлений программой является преодоление различия и разобщенности субъекта и объекта. 

         При всем прагматизме естественнонаучной линии русского космизма (изобретение летательных аппаратов, программы космических исследований), в нём всегда остается некая тайна и принципиальная непознаваемость всего космоса в целом из-за ограниченности органов познания человека. Но при этом действует оптимизм и надежда на возможное решение проблем с помощью изобретения технических устройств, которые позволят усовершенствовать природу человека внешними средствами, не вторгаясь в интимное ядро его природы. Сегодня одним из популярных трендов в науке является агрессивное расчеловечивание человеческой природы (генетические опыты клонирования над животными, расшифровка генома человека, трансплантация органов и т. д.), что создает серьезную проблему потери идентичности человеком своей собственной природы (идеи создания биороботов и киборгов). Русский космизм, напротив, призывает человека развивать собственную природу до той степени естественного и гармоничного максимума, чтобы открыть для себя новые горизонты познания, которые потом смогут быть реализованы и на техническом уровне. Техника, в свою очередь, в умных руках человека смогла бы усилить и очеловечить то потаенное и космическое в человеке, что будет способствовать  максимально полному раскрытию человеческого потенциала не только на земле, но уже и в космосе, с неизменной надеждой на встречу с иными видами разума.

         «Когда у людей что-то не ладится в обычной жизни, они начинают обращаться к звёздам». [1, с. 20]. — этот афоризм можно выделить как эпиграф к книге ЕДЛМ. И, действительно, условно можно представить себе жизнь человека на Земле в двух фазах: на первой — он трудится в поисках благоустройства и создания дальнейших условий для своего проживания; на второй — у него есть время, достаток, досуг, которые тратятся им на постижение себя и мира. Именно в этот момент взор его устремляется в небо, обнаруживая в себе удивительную способность для восприятия космоса. «Как я представляю, когда приходит разум, у него есть определённая голограмма. В процессе жизни она вся раскрывается и затем, когда мы уходим, то берём эту голограмму с собой» [1. с. 41]. Каждый приходит в мир с определенными способностями, которые предстоит развить, чтобы стать в олимпийском смысле — лучше, выше, сильнее. Каждому человеку однажды приходится поверить в необходимость существования Бога, бессмертия души и свободы — ведь мир и космос так красив и великолепен! С самых юных лет человечества, житель планеты Земля не смиряется с видимой конечностью жизни, а продолжает мечтать, мыслить, фантазировать относительно своего бессмертия в космосе. Мысль о космосе всегда сопряжена с размышлениями о последующей жизни вне Земли. Осознание себя через космос есть своеобразный инициатический акт: «пока человек себя не осознал, он не родился... осознание — есть рождение» [1. с. 49]. Жизнь — это вещь-в себе — она ускользает в определении, её трудно определить в каком-то одном предикате, она не объективируется нашим сознанием законченной схемой, «человек фиксирует не саму жизнь, а своё отношение к жизни» [1. с. 52].

Главным органом и носителем сознания является мозг: «главная ценность человека — головной мозг» [1. с. 54], и он, по мнению автора, «есть самая незагущённая материя, которая существует внутри человеческого тела» [1. с. 61]. Загущение и разряжение материи происходит благодаря способности мозга работать со временем и осваивать информацию. Словно бы речь шла об электричестве: «через мозг можно пропустить время» [1. с. 53], и «каждый мозг есть пустота... внутри пустоты проникают сгустки времени» [1. с. 204]. Внутри мозга формируется разум, который является своеобразным пультом управления: «разум не круглый, он похож на кубик, в котором течёт время» [1. с. 63]. Разум как суперкомпьютер анализирует, синтезирует и принимает решения. Два базовых потока — информационный и энергийный — составляют главную содержательную часть, с которой работает мозг и разум. При этом «мозг и разум обязаны быть пустотой» [1. с. 75], чистой формой для того, чтобы содержание смогло осуществиться. Соответственно можно и нужно разработать методики своеобразного обнуления замусоренных частей сознания и разума, которые бы позволили бы привести этот инструмент в искомой чистоте. «Мозг нуждается в информации, получаемой через понятия. Сердце нуждается в энергиях, получаемых через чувства» [1. с. 220].

Всего ЕДЛМ насчитывает 6 видов разума: три сердечный и три мозговых. «Когда мысль подходит к существу, она может пройти через его сердце или через его мозг. Если проходит через мозг, человек ощущает наполнение. Если проходит через сердце, человек ощущает опустошение» [1. с. 221]. Диалектика работы сердца и мозга иллюстрируется следующим высказыванием: «мозг: быстро, ещё быстрее, спеши к цели, выходи наружу. Сердце: медленно, ещё медленнее, замри от счастья, возьми вовнутрь» [1. с. 233].

         Стержнем метафизики ЕДЛМ является представление о времени. Время понимается как субстанция, независимая от нашего сознания, с которой человек может вступить во взаимодействие, освоив разработанный ею метод 7R0. «Время — это форма существования материи в вечности и бесконечности» [1. с. 165] и даже  «звёзды светят временем» [1. с. 187]. «Человек есть место встречи духа и материи» [1. с. 68], энергии и информации. Уникальность человека среди других представителей живого мира на Земле является его открытость космосу и возможность вступать во взаимодействие с ним. Одной из таких возможностей является более глубокое осмысление сущности языка. Работа с языком позволяет иначе переструктурировать представление о времени. Возможно ли работать со временем? Возможно. Время может стать активным инструментом познания, самопознания и практики. «Время есть энергия события. Пространство есть информация события» [1. с. 239]. Энергия и информация два коррелята единого физического пространственно–временного континуума. Причем время и пространство взаимосвязаны своеобразным образом: «время всегда может стать пространством, а пространство временем не будет никогда» [1. с. 237]. Время есть интегральное энерго-информационное понятие. Проблема овладения временем давно волнует умы космистов, свой оригинальный вариант решения проблемы времени предлагает ЕДЛМ.

         Ритмология — становящаяся на наших глазах новая дисциплина, которую трудно четко отнести к той или иной отдельной науке, психологическому методу, философско-культурологической доктрине или религиозному направлению мысли. Точнее будет охарактеризовать её как особое междисциплинарное направление изучения ритмов человека, методика самопознания, практика освоения собственным ресурсом времени, мировоззренческая установка на активное и практическое овладение временем. Понимание идей ЕДЛМ должно проистекать из внимательного чтения её текстов, так называемых автором «живых книг», которые имплицитно несут в себе ритмы. От читателя-исследователя требуется настрой и концентрация внимания, чтобы собрать себя как определенный спектр ритмов и излучений. Наблюдая за собой в повседневной жизни, параллельно начитывая ритмы, которые представлены в форме поэтических произведений (книги серии «Звёздные ритмы времени»), постепенно человек начинает замечать изменения в своем отношении к инстанции времени в сознании: он учится уплотнять и разуплотнять время посредством языка. Автор метода убеждена в том, что «русский язык — это огненный язык, это язык ноосферы» [1. с. 73] и работа с русским языком через поэзис открывает новые горизонты самопознания, нежели традиционное эстетическое восприятие.

Большинство текстов-ритмов автора носят выраженный поэтический характер и доступны буквально каждому человеку, овладевшему русским языком в пределах школьной программы. Беда современного человека в том, что он пользуется языком формально, как совокупностью штампов, теряя глубинное содержательное измерение. которое способно его духовную сущность. Зачастую означающее теряет первоначальную связь с означаемым и существует на правах копии без оригинала (симулякра), что не позволяет человеку через язык прикоснуться к подлинным явлениям реальности. Разорванные связи с природным миром и космосом замыкают человека в собственном несовершенстве, блокируя дальнейшее духовное развитие, язык «замусоривается» и превращается в своеобразную болезнь цивилизации, представляя из себя искусственное и уродливое образование: бесплодный бунт означающих без означаемого. Однако с помощью несложных методик автор предлагает обнулить исходный трафарет языка, очистить сознание и от стандартных стереотипов, чтобы открыть для себя ритмы как язык подлинности, который позволит увидеть пути дальнейшего личного совершенствования.

     Для того чтобы начать осваивать космос, совсем необязательно лететь на Марс или бомбить летающие тарелки, достаточно попытаться нащупать действенный язык, скорректировать собственное сознание, чтобы услышать однажды «музыку сфер». «Человеку пора пойти туда, где он себя ещё не знает, и наслаждаться собой по-настоящему, наслаждаться своей человечностью» [1. с. 197]. И если он по-настоящему этого хочет, сегодня для него предлагается одна из таких возможностей.

         Евдокия Дмитриевна Лучезарнова может быть отнесена к представителям современного русского космизма, поскольку темы, затронутые её книгах, как формально, так и содержательно вытекают из основных принципов русского органицизма и космизма. Понимание единства космического и органического произошло и на Западе в начале XX века. Так Л. Ж. Гендерсон писал в своей книге «Среда жизни»: «общий процесс развития, как космический, так и органический представляют единство... вселенная биоцентрична в своём существе» [2. с. 191]. Субстанциональный подход находит поддержку у современных специалистов по русскому космизму: «не важно, что мы имеем в виду под субстанцией: природу, порождающую в своем саморазвитии человека, (материализм) или мировой разум, или Бога (идеализм)»  [3. с. 259]. ЕДЛМ предлагает положить в основу концепт времени и разрабатывает методики его освоения как теоретически, так и через практику (метод 7R0). Именно субстанция времени пронизывает всё живое и является универсальной (принцип целостности и всеобщности жизни). Человек (сознание и мозг) есть активно-деятельностный субъект, который, овладев временем, способен гармонизировать свои отношения с окружающей средой (принцип гармонии).  

Список литературы

  1. Лучезарнова Е.Д. Размышления и афоризмы // Авторский центр «РАДАТС». – М.: Академический проект, 2016. – 256 с. 
  2. Гендерсон Л.Ж. Среда жизни. – М.-Л.: Госиздат, 1924.
  3. Маслобоева О.Д. Российский органицизм и космизм XIX-XX вв.: эволюция и актуальность. Часть I-III. Монография. – М.: АПК и ППРО, 2007. – 296 с.

 

Ключевые слова: не указаны
Комментарии
Аватар пользователя Nila
Nila

11 марта 2020 г. в галерее Л. Талимоново1 (п. Свобода, Щёкинского района) состоялось открытие новой экспозиции «Космизм Любови Талимоновой и реальная космонавтика».

О русском космизме и космизме Л. Талимоновой рассказала мама художницы Н.Л. Талимонова.

О современной космонавтике рассказал лётчик-космонавт, Герой Советского Союза А.Я Соловьёв. Он ответил на многочисленные вопрсы слушателей.

Выступила председатель комитета по культуре Щёкинского района Широкова Т.В.

Аудиторию составляли учащиеся и учителя Николо-Упской общеобразовательной школы, представители Тульского отделения РГО, директор истории локомотивного депо станции Узловая Курносова Е.В., врачи Крапивенской амбулатории и др. Прессу представлял главный редактор Дубенской районной газеты «Наследие» Положенцев В.И.

А.Я. Соловьёва долго не отпускали, просили автографы.
Собравшимся был предложен фуршет (безалкогольные напитки, конфеты, тульские пряники.

Аватар пользователя Alexei Talimonov
Alexei Talimonov

Нила Талимонова

КОСМИЗМ ЛЮБОВИ ТАЛИМОНОВОЙ

Космизм (в переводе с греческого – упорядоченный мир) – философское и эстетическое течение, зародившиеся в Х1Х в., утверждающие взгляд на Землю как на космическое тело, подчинённое общим законам вселенной, и на человека как на активный фактор происходящих во вселенной изменений.
Философия, как известно, это любовь к мудрости.
К появлению русского космизма привёл прорыв в научно-философских знаниях. К взаимодействию человека, Земли и космоса обратились Н.Ф. Фёдоров, П.А. Флоренский, В.С. Соловьёв, В. И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и др. Русские космисты были всесторонне развитыми людьми. Каждый из них имел выдающуюся память, был разносторонне образованным человеком, умел анализировать информацию из различных сфер культуры, обладал глубокой интуицией и способностью предвидения. В русском космизме впервые творческая деятельность человека по преобразованию себя и примыкающего к нему пространственно-временного бытия рассматривается в контексте творческой эволюции, является выражением потенциальных духовных сил космоса, претворяющих замысел творца. Все космисты говорили о необходимости высшей цели при многовекторности эволюционных направлений развития, все они понимали бесконечность пути познания и всю неисчерпаемость бытия. Сформировались главные ветви космизма: религиозно-философская, естественно-научная и эзотерическая.
«Философия общего дела» – фундаментальный труд Н.Ф. Федорова, в котором он доказывает, что раньше или позже восторжествует супраморализм (сверхморализм), суть которого в обожествлении предыдущих поколений. «Борьба с разъединяющим пространством» для Фёдорова – «первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем». Он писал, что предстоит «не только посетить, но и населить все миры вселенной». Фёдоров высказал замечательные соображения о космической устремлённости именно русского человека, «воспитанного широкими пространствами суши и океана – постоянного источника богатства и свободолюбия». Л.Н. Толстой сказал о нём: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком».
П.А. Флоренский полагал, что есть «идеальное родство» человека и мира, их взаимосвязанность, «пронизанность друг другом». Человек и мир этот философ соотносит как микрокосмос и макрокосмос. И человек, и мир внутренне бесконечны и одинаково сложны, поэтому могут считаться частями друг друга.
Тема космизма наиболее полно рассмотрена В. С. Соловьёвым в трактате «Чтения о богочеловечестве». Вечность Бога, по его мнению, предполагает вечность человечества, однако не природного, а идеального, умопостигаемого. Мировая душа в человеке впервые соединяется с Логосом и осознаёт себя в качестве чистой формы всеединства.
В.И. Вернадский создал учение о биосфере и её переходе в ноосферу, сферу разума.
К.Э. Циолковский – творец своеобразной космической философии, предвосхитивший конечный переход разума в фазу «лучистого человечества», родоначальник ракетостроения и пророк современной космонавтики. Он писал задолго до первых опытов освоения межпланетного пространства: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство... Он русский... По профессии, вероятнее всего, лётчик... У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства... Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола». Каждый из нас видел Юрия Гагарина.
Циолковский утвердил единство мира в работе «Монизм вселенной», где его материализм сочетается с панпсихизмом.
А.Л. Чижевский стал основателем гелиобиологии, открыл зависимость земной истории от 11-летнего цикла солнечной активности. В своих работах он подчёркивал принцип «монизма», сформулированный Циолковским: «Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы».
Чижевский предсказывал, что «потенциал человеческой фантазии неисчерпаем. Но совершенно невообразимо, какую энергию должна будет развивать психика, чтобы приучить себя к бездонным просторам Космоса, к его черноте с колючими звёздами, к беспредельному одиночеству в нём».
Русская космическая, ноосферная мысль предлагает новый выбор целей и ценностей. Морали успеха она противопоставляет образ истинного большого успеха – преображение вселенной в царство божие и ключевую роль человека в этом преображении.
Свой вклад в новую планетарно-космологическую культуру вносит мысль Запада – А. Гумбольдт стоит у истоков немецкого варианта философии космизма, французский вариант представлен концепцией творческой эволюции А. Бергсона и христианским эволюционизмом Т. де Шардена. На Востоке идеи космизма выражены интегральной йогой Шри Ауробиндо.
Русский космизм – философия, имеющая большие традиции в культуре нашей страны. Это направление мысли объединяет не только философов, религиозных мыслителей и учёных, но и поэтов, писателей, художников, композиторов. Группа художников «Амаравелла» (в переводе с санскрита «Свет несущая») в своих необычайно смелых по мысли картинах воплощала идеи космизма. Большое влияние на творчество «Амаравеллы» оказала встреча с Н.К. и Е.И. Рерихами, знакомство с учением Живой Этики. Огромный вклад в становление и развитие школы русского космизма внесли Рерихи, Чюрленис, Черноволенко, писатели-фантасты, – особенно И.А. Ефремов, композиторы.
Если философия узнаёт мир посредством мыслительной деятельности, то искусство делает это через художественные образы.
Очевидно, что для искусства в приоритете эмоциональный уровень и художественность, а для философии – наличие строгих и точных категорий, позволяющих рассматривать её в качестве науки.
Художник отражает в своём творчестве ту реальность, которую он видит. Но что такое «реальность»? Только ли яблоки в вазе или сцены на улице? Духовный поиск – это реальность? Мысль – это реальность? Могут ли зримые образы передать полёт мысли? Художники, которых принято называть космистами, отвечают на этот вопрос утвердительно. В их художественном пространстве отражено космическое мироощущение, поиск новой красоты.
Любовь Талимонова (1971-2011) является ярким представителем философского направления в искусстве, - как в литературе, так и в живописи. Ее творчество – это своеобразное возвращение к нерасчленённости философии и искусства, и космизм – одно из направлений ее творчества. Юная Люба писала:
Пространство, время, звезды, люди, -
Едины мы, зависим друг от друга…
Она являлась членом Союза художников и Союза писателей Великобритании. Любовь создала серии картин: «Космос», «Мегалиты», «Странствия Духа», «Гармония мира», «Знания» и др.
География выставок Любови Талимоновой, – при её жизни их было более 30-ти, – не только широка, но и необычна. Это Россия (Москва, Тула, Звездный городок, Троицк, Волоколамск и др.), Украина, Польша, Франция, Англия, Ирландия, Италия, Испания, Германия, Китай и … Космос. В 1992 –1993 гг. картины тогда ещё совсем молодого мастера совершили шестимесячное звёздное путешествие на борту орбитальной станции «Мир», о чём свидетельствуют автографы космонавтов и штемпели космической почты. В 1994г. картины Любови Талимоновой выставлялись в Кремле по случаю празднования 60-летия Юрия Гагарина.
Своеобразие вклада Л.Талимоновой в развитие идей школы русского космизма отмечено Дипломом X Конгресса Международной Ассоциации участников космических полётов. Этой награды она была удостоена наравне с писателем-фантастом И.А.Ефремовым, исследователем Ж.И. Кусто и художником-космистом В. Т. Черноволенко.
В 2013г. в Музее Рерихов в Москве проходила выставка «Русские космисты ХХ-ХХ1 веков», картины Л. Талимоновой экспонировались на этой выставке. В 2014г прошла персональная выставка её картин в этом музее.
Недалеко от Тулы, в живописном уголке природы на берегу реки Упы, в доме родителей Любови, в 2016 году открылась галерея Любови Талимоновой, созданная на базе творческого наследия художницы. Галерея функционирует как благотворительность семьи и является культурной достопримечательностью области. 11 марта 2020 года состоялось открытие новой экспозиции «Космизм Любови Талимоновой и реальная космонавтика». В этой экспозиции широко представлены работы художницы из серии «Космос», «Знания», «Странствия Духа», а также фотографии и личные вещи из архива лётчика-космонавта, Героя Советского Союза, А.Я. Соловьёва, который вместе с супругой присутствовал на открытии выставки и рассказал о своих пяти полётах в космос. Состоялись выставки картин Л. Талимоновой в Туле, Новомосковске, Богородицке, Крапивне, а также выставки репродукций с её картин прошли в Зареченске (Пензенской области), в Сызрани и Тольятти (Самарской области), в Усть Коксе (Алтай), в индийском имении художника Н.К. Рериха (долина Кулу, Индия), в Борисове (Белоруссии) и др.
«Каждая картина – это целая история, мир, легенда, сказка, которую я рассказываю людям, не применяя слов. Картины – это мой мир, я открываю его людям» – говорила Любовь. Она воспринимала творческий процесс как горение, как полёт мысли, как работу души. Со свойственной ей любознательностью, эмоциональностью и богатым воображением, она смотрела на искусство глазами исследователя, аналитика.
Л. Талимонова создала свой особый, ни на кого не похожий мир, соединив в своём искусстве фантастическое и реальное, провидение и конкретность и очень точно расставив чувственно-смысловые акценты. Размышляя сама, она как бы приглашает зрителей и читателей жить по законам Истины, Добра и Красоты, – и это самый важный вопрос в её творчестве.
Красота картин Л. Талимоновой возвышенная и утончённая. Её сюжеты вполне реальны, но эта реальность более высокого порядка. Техника и манера художницы глубоко индивидуальны. Как и другие художники Л. Талимонова обращается к языку мифологических символов, память о которых веками хранится в человеческой культуре.
В её картинах много синего цвета самых разных оттенков. В мифологии это цвет мудрости, тайны, знаний, добываемых из запредельных, других миров. На полотнах художницы выделяется небо. Если это пейзаж, то, за редким исключением, это пейзаж обобщённый, художница не акцентируется на индивидуальных чертах конкретной местности. Вибрация, которую создаёт цвет, подчёркивает как иллюзорность, так и реальность. Пейзажи Любови – часто с одинокой женской фигуркой, иногда безлюдные – воплощение ее психологического состояния или философской идеи. Такие пейзажи воспринимаются не как изображение природы, а как отражение человеческой души. Она самостоятельна в своём творческом поиске, из её мыслительной деятельности выплавляется мудрость духа. Сама художница определяла свое творчество как парапсихоживопись.
Ещё одна особенность её картин – это свет: свет как явление физического мира, и свет как отражение духовного состояния художницы. Она мастер композиции, свободно оперирует линией горизонта, у неё великолепная перспектива. Все элементы каждой картины находятся в гармонии, художнице удаётся убедить зрителя в том, что речь идёт о гармонии человека и вселенной.
Её полотна музыкальны: картины «Колокол неба», «Сквозь музыку миров», «Невероятная Вселенная», «Радостный мир», «Спектры», «Solo placido. Музыка во времени», «Дорога к поющим звездам», «В бескрайнем небе» и др. Силой творческой интуиции Любовь переносит на холст звуки космических ритмов, поэтому зритель становится сопричастным этой красоте и энергетике, которая расширяет его миропонимание, будит воображение, рождает высокие образы. Любовь так определяла источники вдохновения:
В тишине ночного неба
И в прибое океана
Слышу музыку Вселенной…
В этой песне тайны жизни
И секреты мирозданья.
Память прошлого незримо
Среди звёзд поёт сонеты.
Вслед за И. Ефремовым, Л. Талимонова напоминает нам, что необходимо развитие индивидуальности, но не индивидуализма. Нужно понять, что эгоизм – это естественный первобытный инстинкт, а не порождение каких-то сил зла. Любовь подчеркивала, что усложнение быта ведёт к мельчанию переживаний и противостоит богатству духовного мира и тонкости восприятия.
В борьбе с тёмными сторонами жизни огромная роль принадлежит женщине. Женщина – вдохновительница и охранительница (картины «Вечность истины», «Странствия радостной души», «Владычица», «Приветствуя светлый мир», «Золотая Берегиня», «Светлая Берегиня», «Данаэ и Золотой клубок», «Страж Мира», «Светлый Дух-хранитель», «Дух Огня» «Свет других миров» и др.) Одинокая женская фигурка – это образ проснувшейся души, поднявшейся к звездам. Душа наполняет мир сильным и светлым огнем любви, мысли, терпения и заботы. Известно, что восхождение любого общества неизбежно начинается с возвышения женщины. Там, где женское начало угнетается или уподобляется мужскому, наступает деградация.
На многих картинах Любови присутствует символика весов как напоминание о чувстве меры во всем. Понимание меры является основой культуры.
Особого внимания заслуживает серия картин Л. Талимоновой «Знания». Перед зрителем фантастически богатый информационно-энергетический мир, постигаемый через цвет, числа, геометрические фигуры и их соотношения. Сюжеты многих картин этой серии даны на фоне звёздного неба, - это свидетельствует о том, что речь идёт о законах мироздания: «Жизнь», «Колесо жизни», «Знания о человеке», «Знания о времени», «Знания о движении», «Бесконечность» – названия только некоторых работ этой серии. На каждой картине геометрические фигуры: спирали, круги, треугольники, квадраты, пирамиды, т.е. отражено взаимодействие видимого и невидимого, проявленного и непроявленного, конечного и бесконечного. На многих картинах этой серии зашифровано число 7. Гармоничное сочетание пропорциональных частей, их соразмерность и органическое единство рождает эмоциональное, эстетическое и духовное наслаждение.
Художница отсылает зрителя к учению о формах пространства и закономерностях развития бытия в соответствии с этими формами, т.е. к сакральной (священной) геометрии. Этот термин охватывает всю пифагорейскую и неоплатоновскую геометрию, обращаясь также к геометрии вогнутых пространств и фракталов.
Эстетика как отдельная ветвь науки у древних греков была неразрывно связана с космологией, они обладали геометрическим видением универсального порядка и воспринимали вселенную как обширное пространство разнообразных взаимосвязанных элементов.
Космичны не только картины Л. Талимоновой, но и её сказки, стихотворения, видеопритчи. В них ярко выражены космические и нравственные мотивы, связь с древностью, с мифологией. Все свои книги, а это «Сказки о созвездиях», «Сказка о лунных эльфах», «Предсказатели прошлого», «Путешествие во Времени», «Колыбельные сказки» и др. Любовь иллюстрировала сама.
Последняя книга Л. Талимоновой, философская сказка-роман «Болотный Принц», продолжает древнюю традицию персонификации природы: сущности воды – воданы, сущности воздуха – поветруны, сущности болот – болотаны, сущности огня – огневики и т.д. Одушевлены не только природа и человек, но и космос. В образе Великого Света выведен творец всего сущего. Небо и Земля представлены как части целого, герои сказки свободно перемещаются с Неба на Землю и с Земли на Небо.
С великой любовью выписаны женские образы: Утренняя Заря, Мерцающая Звезда, Великая Тьма, Главная Тень, Владычица Огня и др.
Вселенная развивается, всё движется и изменяется. В образе Нового Человека, бывшего хромым чёрным духом, Л. Талимонова показывает высокодуховную личность, которой присущи высочайшая нравственность, бесконечная любовь, понимание, умение прощать и стать названым братом Главной Тени, нестяжательство, самопожертвование... Он истинно свободен.
Этот образ – это вопрос выбора пути: или путь познания через совершенствование личности, или через наращивание вокруг себя бесконечного количества технических «протезов». Новый Человек решает внутрипсихическую задачу, он находит единство внутри себя и единство в окружающей вселенной. Он представляет собой целостное духовное «Я» и это «Я» открыто миру. Он излучает Любовь – высшее знание и высшую радость, он истинный сотрудник Великого Света. Новый Человек всегда слышит тихий голос Великого Света: «Я люблю тебя и называю тебя Новым Человеком. Не забывай меня! Всегда ищи дорогу ко мне…»
В наше время естествознание, философия, химия, биология и медицина начинают объединяться вокруг физики, и это позволяет составить более полноценную картину мира. Квантовая психология – это новейшее научное направление, которое представляет мир как нечто неделимое и целостное.
В романе И. Ефремова «Часе Быка» устами Вир Норина излагается замечательная идея: «Никогда нам не выйти в большой космос, пока не допустим внутри себя беспредельность. Мы не поймём беспридельность мира, пока внутри нас конечность, закапсулированность. И во внешний мир мы транслируем свой внутренний опыт».
У Л.Талимоновой был опыт беспредельности:
Кто я? И для чего я в этом мире?
Я вечный странник, кочующий пилигрим.
Где место моё?
Везде и нигде.
Оно там, о чём мечтаю,
В стране, где летается легко.
Но где такая страна?
Она во мне, всегда со мной,
И я кочую по её дорогам звёздным.
Любовь Талимонова была убеждена, что назначение искусства состоит в том, чтобы просвещать, просветлять и возвышать душу человеческую, и она щедро делилась с людьми своим опытом странствий по звёздным мирам.

Использованная литература:
1. Н. Фёдоров, Философия общего дела.
2. В. Соловьёв, Чтения о богочеловеке.
3. В. Соловьёв, Оправдание добра.
4. К. Циолковский, Монизм вселенной.
5. А. Чижевский, Земля и Космос. Земное эхо космических бурь.
6. В. Вернадский, статья «Несколько слов о ноосфере».
7. П. Флоренский, Оправдание Космоса (сборник). «Макрокосм и микрокосм».
8. О. Ерёмина, Н. Смирнов, Иван Ефремов, ЖЗЛ.
9. Д. Пидоу, Геометрия и искусство.
10. С. Неаполитанский, С. Матвеев, Сакральная геометрия. Ключ к тайнам Вселенной и человека.
11. Ж. Бержье, Л. Повель, Утро магов.
12. О. Вовк, Энциклопедия знаков и символов.
13. И. Ефремов, Час Быка.
14. Интервью Л. Талимоновой газете “Deutsche Allgemeine Zeitung”.
15. С. Семёнова, Создание будущего. Философия русского космизма.

www.talimonova-lyubov.com

В посёлке Свобода открыли галерею Любови... - MySlo.ru

myslo.ru›city/people/person/v…lubovi-talimonovoy

Талимонова Любовь. Галерея-1

interlit2001.com›talimon-gallery-1.htm

Оставить комментарий