Шеляпин Н.В. Представления о специфике семейно-брачных отношений в российской современной субкультурной группе ритмологов

Аватар пользователя NAUKA
Консультант
был 2 недели назад

Статья "Представления о специфике семейно-брачных отношений в российской современной субкультурной группе ритмологов (по материалам фокус-группового исследования)", опубликованная Шеляпиным Н.В. (канд. соц. наук, проректором Европейского института "ЮСТА" (г. Москва) в научном журнале "Социология" № 3 от 2020 г., написана на основании фокус-группового исследования российской субкультурной группы ритмологов по проблематике отношения представителей данного сообщества к институту семьи и брака. В ходе фокус-группы была выявлена специфика трансформации понимания и оценки семейно-брачных отношений в среде данной субкультурной группы в результате бурных социально-экономических, политических и культурных процессов, происходящих в российской социальной системе последние три десятилетия.


    Для понимания специфики жизнедеятельности современных российских социальных слоёв, социальных групп и сообществ, а также для понимания их жизнедеятельности, необходимо комплексное и всестороннее изучение семейно-брачных отношений, существующих внутри настоящих социальных общностей. Современное российское общество характеризуется дифференциацией и атомизацией. Для каждого нового социального слоя, группы или страты становятся предпочтительнее собственные семейно-брачные модели. Российские граждане формируют свои представления о браке и семье, во многом исходя из своего реального социального статуса и своих экономических возможностей.В недавнем прошлом советская социальная система в целом и семья, как социальный институт в частности, были вполне устойчивыми и предсказуемыми образованиями.В связи с этим, многие установки, ценности и стереотипы советской семьи «эпохи заката СССР»  до сих пор значимы для современных российских граждан. Таким образом,  для современной российской социологической наукив настоящее время особо  актуальны комплексные исследования семейно-брачных отношений, существующих в рамках современных российских социальных групп и иных сообществ с учётом анализа и осмысления традиций прошлого.

    С точки зрения современной американской социологии и психологии управления, хорошо известные и изученные организации и институты получили название SPOD-мир.Настоящая аббревиатура состоит из четырёх английских слов: steady (устойчивый), predictable (предсказуемый), ordinary (простой), definite (определенный). [1.]. На смену хорошо знакомому и понятному SPOD-миру советской эпохи, в начале 1990 -х годов пришла сложная и во многом неизвестная по сей день постсоветская реальность, которая, в современной социологии часто определяется, как VUCA-мир. Термин «VUCA» – это также аббревиатура английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). VUCA-мир – это новый и неизведанный мир, в котором задачи прогнозирования трудно реализуемы. Ярким примером подобного VUCA-мира выступает как вся современная российская социальная система, так и отдельно взятые социальные институты. В сложно дифференцированном и нестабильном российском обществе ещё недостаточно хорошо изучены реально существующие семейно-брачные отношения. Довольно сложно говорить о прогнозах в области трансформации семьи как социального института и как малой группы. В нынешних условиях особо актуально, с точки зрения социальной науки, изучение тех социальных общностей, которые уже сформировали или пытаются сформировать новые семейно-брачные идеологии и новые модели семейно-брачных отношений. [2.]. Иными словами, в сложившейся социальной действительности спросом будет пользоваться та семейно-брачная идеология, которая будет в состоянии предложить ответ «VUCA-вызов» т. е. дать обществу так называемый «VUCA-ответ».«VUCA-ответ» включает в себя следующие параметры : vision (видение), understanding (понимание), clarity (ясность), agility (подвижность, мобильность, динамичность, сообразительность, маневренность) [3.].
   Не случайно, гибкая методология и методика по разработке эффективных решений получила название agile-методов.

 В связи с вышесказанным, определённый научный интерес вызывает российская современная субкультурная группа ритмологов и предложенная ей семейно-брачная идеология, которая предлагает общественности собственные agile-методы. В условиях потенциального идейного и духовного кризиса в бывшем СССР в конце 1980-х в начале 1990-х годов, автор концепции "ритмология" советский астроном-геодезист Евдокия Дмитриевна Лучезарнова (Марченко) сформулировала мысль о необходимости создания ценностейи ориентиров для раскрытия человеческого потенциала, в условиях новых социально-экономических, культурных и политических вызовов. Новая идейная доктрина должна быть выстроена с учётом необходимости приобретения индивидами актуальных знаний для полноценной общественной жизни и удовлетворения широкого комплекса потребностей современного человека. [4. с. 64-72.]. В сложившихся общественных условиях по-новому был сформулирован вопрос о роли и месте фактора времени в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Е.Д.Лучезарнова, утверждая, что время- объективная реальность, которую можно трансформировать и корректировать различными способами, предложила новый оригинальный способ познания этой субстанции:«Человек пользуется временем, живет во времени, живет за счет времени, мозг человека постоянно хронометрирует время. Время – субстанция надмыслия. Через определенный звукобуквенный ряд время можно перевести в пространство, в информацию, в энергию. Время хранится в изысканной речи, хранится в информозонах, в которых собраны слова. Человек способен думать за счет времени, переводить через язык свои мысли, передавать через слова время другим людям."[5. 632 с.].

    Е.Д. Лучезарнова пришла к выводу, что хранилищем времени являются особые фонетические звукобуквенные и словесные гармоничные конструкты, называемые ритмами. Люди, живущие и работающие во времени, согласно ритмологии, сами способны создать событие на уровне сознания, а затем должны встретить это событие в реальном мире. В контексте указанной теории основным понятием является ритм. Ритм, по мнению Лучезарновой, представляет собой «свёрнутую» сущность любого события от общества в целом до отдельного человека. Следовательно, данная концепция может быть применима как один из возможных подходов к осмыслению развития любого явления, например, для изучения вопросов семьи и брака.  Ритмологию правомерно определить как социальноеоптимистическое учение, предлагающее пути преодоления кризисных явлений в общественной психологии и в общественной жизни. В рамках ритмологии уделяется достаточное  внимание изучению семейно-брачных отношений и формированию новой семейно-брачной идеологии. [6. ].

 В настоящее время группа ритмологов активно исследуется в контексте различных социогуманитарных наук. Так, С.Д. Мезенцев в своей работе «Трактовка времени как субстанции в космологии Н.А. Козырева и ритмологии Е.Д. Марченко» рассматривает ритмологию как философскую концепцию, которая продолжает традиции русского космизма [7.]. Н. С. Радевская обосновывает актуальность идей и социальных технологий ритмологии для педагогики взрослых [8.]. И.К. Москвина анализирует с точки зрения культурологии язык и художественные образы в книгах основательницы ритмологии Е. Д. Марченко. [9.]. В свою очередь, социальная структура группы ритмологов, её ценностные ориентиры и специфика социального поведения были достаточно подробно изучены в рамках комплексных социологических исследований, проведённых О. В. Алимовой и Н. Т. Цимакуридзе в течении 2016- 2018 годов. [10. 104 с]. Указанные социологические исследования были также использованы в монографии Н. В. Шеляпина «Новые ценностные и духовные ориентиры в современных российских идеологических процессах (на примере концепции «ритмология»). В настоящей работе группа ритмологов определяется как современная российская субкультурная группа со своей оригинальной идеологией, сформировавшаяся в условиях постсоветской социальной дифференциации. [11. 244 с.]. В вышеуказанных трудах [10,11] делается попытка исследовать проблему отношения представителей группы ритмологов к институту брака и семьи, а также проанализировать семейно-брачную идеологию, формирующуюся внутри данной группы. 

 Изучение и анализ семейно-брачной идеологии группы ритмологов в частности особо актуальны для описания и понимания специфики отношений к семье и к браку, существующих в современном многоуровневым и дифференцированном российском социуме в целом. Концепция ритмологии начала формироваться ещё 1980-е годы. В этот период Евдокия Дмитриевна Лучезарнова (Марченко), длительное время работала в Миасском СКБ-385 («Специальное Конструкторское Бюро по ракетам дальнего действия»). Годы заката СССР ознаменовались изменением сознания граждан, это безусловно касалось и работников советского военно-промышленного комплекса (ВПК), которые, будучи инженерами, техниками, рабочими и военнослужащими, вместе с членами своих семей составляли особую социальную группу. Сотрудники ВПК обладали высоким уровнем квалификации, но получали невысокие зарплаты, их уровень жизни характеризовался многими лишениями и запретами. Особенно остро ощущали социальные проблемы представительницы женского пола, работавшие в данной системе. В сознании представителей этой группы, относящихся к советской интеллигенции, стихийно формировались поведенческие установки, направленные на повышение своего социального статуса и улучшения финансового благополучия.[12. c. 140-141]. 

Иными словами, у сотрудников советского ВПК, в особенности у специалистов женского пола, наблюдался процесс отчуждения, описанный ещё Карлом Марксом. Отчуждение( Entfremdung) - это социальный процесс, или ситуация, когда человек перестает воспринимать собственную деятельность и ее результаты в качестве таковых, а рассматривает их как нечто чуждое и довлеющее над ним. Во время интервью журналистке Ольге Казберовой 13. 03. 2013 года в программе «Женские откровения» на украинском телеканале MAXXI TV Е.Д. Лучезарнова рассказала, что во время работы в Конструкторском бюро, при формальном равенстве мужчины и женщины в СССР, за одну и ту же выполненную работу, сотрудник мужского пола получал более высокую зарплату, чем сотрудник женского пола. [13.]. Возможно, под влиянием несправедливого отношения к представительницам женского пола в советском обществе, Лучезарнова отказывается от принятого в советской идеологии принципа формального равенство полов. Автор ритмологии  утверждает, что мужчины и женщины- это «две разные цивилизации», а семейно-брачные отношения между мужчиной и женщиной должны выстраиваться так, чтобы оба партнёра получили реальную возможность саморазвития. По замечанию Лучезарновой: «Мужчины считали своим правом говорить о времени. У мужчин была наука, религия. Женщины были в некой капсуле, они не могли самовыражаться..» 

Новая мировоззренческая  система, созданная Лучезарновой,  актуальна для XXI века, дает толчок для всестороннего развития человеческой личности, гармонизации общественных отношений, в частности в области семейно-брачных отношений, и способствует становлению особого женского мироощущение, направленного на приобретение новых знаний и новые достижения общечеловеческой цивилизации. [14 ]. Некоторые идеи Лучезарновой содержат феминистические черты, объясняющие исторические причины неравенства мужчины и женщины, а также особенности мужского доминирования в обществе в прошлом и в настоящем: «На планете Земля оказались две взаимоисключающие цивилизации...Они поделили между собой разум человеческий. Центр человеческого разума захватили мужчины, окраины человеческого разума взяли себе женщины. Полное непонимание царит между двумя цивилизациями. [15. с. 92-93]. Характеризуя гендерные отношения, как отношения «между двумя разными цивилизациями», Е.Д. Лучезарнова  своих работах описывает их социальные, экономические и культурные особенности.  По Лучезарновой, для того, чтобы сформироваться в качестве всесторонне развитой, социально активной и успешной личности XXI века любой человек должен научиться мыслить и действовать на практике, опираясь на закономерности и стереотипы поведения, свойственные для обоих полов. Следовательно, необходимо изучить специфику мужского иженского мышления. Е.Д. Лучезарнова даёт следующую рекомендацию своим читателям: «..Надо, чтобы вы владели и мужскими, и женскими энергиями. И также вы могли работать со своим мозгом, делая этот мозг, то мужским, то женским.» [16. с. 103]. В социальном, политическим, экономическом и культурном контексте, по мнению Е.Д.Лучезарновой, мужчина должен осознано трансформировать своё поведение и воздерживаться от использования силового ресурса и перманентной агрессии в общественной жизни, прежде всего в семейно-брачных отношениях и в отношениях с противоположным полом вообще: «..Мужчины вовлекают в гонку вооружений огромные потенциалы. Они взрывают свои ракеты, они взрывают всё, что их окружает...Когда мужчина направляет взгляд вверх, он вынужден пройти через женщину..У него просто нет другого пути, нет другого выхода. Так мужчина пытается себя примерить к женщине и пытается себя сделать более женственным.» [17. c. 159-160].

  Е.Д.Лучезарнова говорит о необходимости коррекции в современном мире многих гендерных ролей и гендерных стереотипов, но, при этом, выступает против феминизации мужчин и подчёркивает, что специфические особенности типично мужского и типично женского поведения являются неотъемлемыми чертами половой самоидентификации. Для ритмологии не свойственен радикальный феминизм. Так, Лучезарнова подчёркивает, что многие сферы общественной жизни, как и многие социальные институты, будут оставаться в области мужской гегемонии: «Религия-это чисто мужское философское мировоззренческое образование. Не может быть ни женских сообществ, ни женских дум, ни женских государств. Потому что каждая женщина неповторима». [18. c. 158-163].Как было отмечено выше, концепция ритмология в современном мире предлагает свой оригинальный «VUCA-ответ» на существующий на сегодняшний день «VUCA-вызов» в области трансформации гендерных и семейно-брачных отношений в условиях глобализма. «VUCA-ответ», как уже отмечалось, включает в себя четыре следующих параметров : 1. vision (видение)- собственные исследования, наблюдения и аналитические материалы, подтверждающие общемировую тенденцию трансформации семейно-брачных отношений и гендерных ролей, которая актуальна и для современной России; 2. understanding (понимание)- понимание того, что многие социальные группы нуждаются в новых идеологиях семейно-брачных отношений; 3. clarity (ясность)- предложение социальным группам новой семейно-брачной идеологии, вытекающей из концепции ритмологии; 4. agility (подвижность, мобильность, динамичность, сообразительность, маневренность)- практическое применение идейных и технологических наработок, существующих в ритмологии,  предполагает не полный отказ от самого принципа разделения социальных статусов, ролей и установок поведения по гендерному принципу, а трансформацию гендерных ориентиров, согласно вызовам времени и личным интересам каждого индивида.

   Тезисы о смене гендерных стереотипов  подтверждаются множеством социологических исследований, проведённых за последние два десятка лет в странах Европейского Союза, бывшего СССР и в современной России. Так, например, многие современные мужчины готовы отказаться от традиционной роли главы семьи и кормильца и взять на себя роль воспитателя детей и домохозяйки, чтобы помочь жене сделать профессиональную карьеру на благо семьи. Так же  социологические исследования подтверждают, что профессиональная деятельность в разных сферах всё меньше и меньше определяется половой принадлежностью, поэтому многие прежние гендерные образцы и стереотипы уже ушли в прошлое. [19.- c. 155-172].

   Исследование специфики семейно-брачных отношений в современной российской субкультурной группе ритмологов имеет большое научное и практическое значение не только с точки зрения важности изучения данного общности в контексте существующей российской социальной системы, но и с точки зрения целесообразности выработки рациональных предложений для формулировки новых семейно-брачных идеологий, которые будут востребованы рядом социальных групп, выкристаллизовавшихся за последние годы.Для практического исследования специфики семейно-брачных отношений в современной российской субкультурной группе ритмологов был выбран метод фокус-групп. На сегодняшний день фокус-группа является самым распространенным качественным социологическим методом исследования социальной общности и сбора социальной информации. Фокус-группы нацелены на выявление спектра мнений представителей некого сообщества по изучаемой проблеме, поиск объяснения поведения представителей указанной группы в тех или иных ситуациях. Эффективность использования метода фокус-групп в целом определяется тем, что большинство людей ощущает себя комфортно при вовлечении в дискуссию как часть группы. На наш взгляд, именно фокус-группа даёт возможность для получения углубленной информации, чем при индивидуальных интервью или анкетировании. Одновременно групповая динамика в процессе проведения фокус-группы предоставляет возможность определить значимость такого явления, как групповое влияние внутри данного сообщества.

8 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге была проведено фокус-групповое исследование, направленное на выявление специфических представлений о семейно-брачных отношениях в современной российской субкультурной группе ритмологов. В настоящем исследовании приняли участие 12 человек, которые уже несколько лет занимаются ритмологическим методом. Все люди, принявшие участие в данной фокус-группе, имеют высшее образование и постоянно проживают в Санкт-Петербурге (в крупном мегаполисе). Самому старшему участнику 67 лет, а самому младшему-32 года. 11 участников имели реальный опыт семейной жизни, из них 5 в настоящий момент находятся в официальном браке, а 6 разведены. Один из участников данной фокус-группы никогда не состоял в браке. Четверо участников на данный момент не имеют своих детей. Двое из участников являются «потомственными ритмологами» т. к. начали заниматься ритмометодом в детстве. Один из них имеет самый большой стаж занятия ритомологией-26 лет (он начал заниматься данным методом в 9 лет). У лиц, занявшихся ритмометодом во взрослом возрасте, самый долгий опыт равняется 26 годам и, наоборот, самый короткий срок занятия ритмометодом составляет 3 года.

Исходная проблематика: в настоящий момент, несмотря на ряд  научных исследований по указанной тематике, специфика семейно-брачных отношений, существующая в  современной российской субкультурной группе ритмологов ещё недостаточно полно  изучена. Исходя из этого, необходимо более глубокое и подробное изучение семейно-брачной идеологии, которая сформировалась в контексте  системного и многоуровневого ритмологического мировоззрения. Поскольку семейно-брачная идеология ритмологов является одной из семейно-брачных идеологий, циркулирующих в современном российском дифференцированном и плюралистическом обществе, то изучение мировоззренческих установок данной группы в частности будет способствовать выявлению широкого набора мировоззренческих установок, имеющихся в российской социальной системе в целом. Следует отметить, что в настоящее время в некоторых источниках информации распространяются  всевозможные мифы о самой концепции ритмологии и её отношении к институту семьи и брака. Поэтому фокус-группа должна способствовать выявлению реальных идейных и поведенческих установок ритмологов в области семейно-брачных отношений.

Цель фокус-группы- изучить при помощи социологического метода фокус-групп специфику понимания и отношения к институту брака и семьи в среде представителей российского субкультурного сообщества ритмологов.

Задачи фокус-группы:

  1. Определить, какой вид брака популярен среди представителей российского субкультурного сообщества ритмологов.
  2. Исследовать специфические черты семейно-брачной идеологии российского субкультурного сообщества ритмологов.
  3. Изучить комплекс социально-экономических, психологических, педагогических и культурных факторов, определивших специфику отношения представителей российского субкультурного сообщества ритмологов к вопросам брака и семьи
  4. Проанализировать процесс трансформации представлений о браке и семье среди участников фокус-группы после того, как они стали изучать ритмологическую концепцию

   Фокус -групповое исследование представляет собой обсуждение участниками (при помощи модератора) вопросов, касающихся отношения участников к актуальным проблемам семейно-брачных отношений.

  Участникам фокус-группы предлагается обсудить семь тематических блоков, связанных с проблематикой брака и семьи. Каждый блок символизирует какой-то жизненный этап. Первый блок переносит участников в годы детства, когда формируются основные принципы понимания смысла семейно-брачных отношений, формируются устойчивые ценности и стереотипы семейной жизни. В ходе исследования мы стараемся выяснить основную информацию о родительских семьях участников фокус-группы, выявляем особенности социализации каждого участника и пытаемся понять, как его детский опыт повлиял на его поведение в сфере семейно- брачных отношений.Второй блок исследования предлагаетучастникам для обсуждения и анализа совершенно три разных проблемных полемических высказывания (афоризма) о браке и семье. Эти афоризмы призваны спровоцировать участников на определённую откровенность и эмоционально окрашенные ответы. Третий блок предлагаетиспытуемым сформулироватьсвоё отношение к семейно-брачным отношениям с точки зрения достаточно зрелого человека. Участники определяют своё отношение к самому понятию «брак» и его возможным видам. Также высказывают свою гражданскую позицию по вопросу внесения в Конституцию России поправки о том, что браком признаётся исключительно союз между мужчиной и женщиной. Четвертый и пятые блоки также призывают подумать над рядом важных вопросов, исходя из жизненного опыта и имеющейся в более старшем возрасте более развитой системы духовных ценностей. Шестой блок призван раскрыть роль и место ритмологического метода в построении личных семейно-брачных отношений участников группы и оценки института брака семьи с точки зрения ритмологии. Седьмой блок (футурологический)ориентирует участников на будущее и своё видение перспектив развития собственных семейно-брачных отношений. Таким образом, мы попытались рассмотреть динамику отношений к вопросам семьи и брака у участников фокус-группы, с учётом попытки выявить скрытые (латентные) мотивы их взглядов на данную проблематику.

Исходные гипотезы исследования и ихпроверка с примерами интересных суждений участников фокус-группы по указанной проблематике
Исходная гипотеза 1. Большинство представителей российского субкультурного сообщества ритмологов с юности считают классический (официальный) брак наиболее правильным и приемлемым для себя, но, при этом, в современных социальных реалиях такой брак очень сложно создать и сохранить, поэтому современные люди вынуждены выбирать более гибкие и более реалистичные виды брачных отношений. Подтвердилась частично.«Брак и семья-это основа основ, совмещения всех противоположностей из которой появляется любовь и рождаются дети. Это главное на планете Земля ..» (Е., 50 лет, биотехнолог-микробиолог, в настоящий момент в разводе, имеет двух детей (дочь и сын), занимается ритмологией 12 лет).

«Если люди хотят жить друг с другом, не оформляя брак, пусть живут, но настоящая семья не может быть вне брака..Современному человеку брак даёт защищённость и поддержку..29 лет уже в браке и ещё столько же». (Г., 59 лет, инженер, женат. двое детей (дочь и сын) занимается ритмологией 8 лет). «Гражданский брак-это нормально, сегодня бывает, что человек взял кредиты или долги, а другой должен за него выплачивать..Мне обещали, что мы будем жить при коммунизме, но мечты все рухнули и мы живём при диком капитализме. Поэтому теперь гражданский брак остаётся комфортным видом современного существования партнёров.» (Ю., 52 года, интернет-маркетолог, состоит в браке занимается ритмологией 24 года). Описанная в данной исходной гипотезе социальная амбивалентность может быть обусловлена следующими причинами:

а)Наличие с детского возраста социальной установки, ориентирующей на классический (официальный) брак и создание крепкой семьи. Причина частично подтверждается. «Я с детства был убеждён, что семья должна быть полной, большой и многодетной..(Г., 59 лет, инженер, женат, двое детей (дочь и сын) занимается ритмологией 8 лет). «Меня в детстве учили, чтосчастливый брак-это, как градообразующее предприятие, на нем можно строить что-то дальше..» (А., 35 лет, математик, в разводе, имеет одного ребёнка, занимается ритмологией 26 лет, потомственный ритмолог)
 б) Наблюдаемая с детского возраста, существующая в советском обществе социальная аномия, проявляющаяся в несоответствии между требуемой установкой на создание и поддержание классических семейно-брачных отношений и отсутствием данных отношений в действительности. Причина частично подтверждается. «Когда мне был один годик семья распалась. Мама выгнала папу...» (Г., 59 лет, инженер, женат, двое детей (дочь и сын), занимается ритмологией 8 лет). «Я в детстве как Золушка выполняла домашнюю работу.Отношения между родителями были сложными, папа выпивал. Из семьи сбежала в 17 лет..». (Т., 58 лет, врач-гигиенист, психолог, специалист по недвижимости, не замужем, детей нет, занимается ритмологией 6 лет).в) Наличие негативного опыта создания классического (официального) брака и сохранению семьи из-за наличия негативных экономических, социально-психологических и культурологических факторов у участников фокус-группы или их родителей. Причина частично подтверждается.«На меня всегда влиял негативный семейный опыт собственного детства. Однажды я вступила в брак по договорённости на определённый срок, но это дало мало хороших результатов». (Т., 58 лет, врач-гигиенист, психолог, специалист по недвижимости, не замужем, детей нет, занимается ритмологией 6 лет)

Исходная гипотеза 2.Члены российского субкультурного сообщества ритмологов прежде всего ориентированы на всестороннее развитие личности и личностный рост, поэтому ценность брака и семьи во многом является производной от ценности саморазвития. Подтвердилась частично. «Надо развивать себя, ничем не жертвуя..» (Е., 53 года, врач, замужем, двое детей, занимается ритмологией 18 лет). «Браком можно пожертвовать, а семья очень большая ценность. Но выше неё выступает ценность самого себя» (И., 53 года, врач, разведена, двое детей, занимается ритмологией 2 года). «Жизнь многомерна, есть много ценностей, в жизни всё важно, не стоит выделять что-то одно..». (М., 44 года, юрист, разведён, имеет одного ребёнка, дважды состоял в официальном браке, занимается ритмологией 9 лет). Настоящая тестируемая гипотеза основывается на следующих социальных установках представителей сообщества:а) Брак должен прежде всего приносить радость и удовольствие человеку. Данный тезис полностью подтвердился в ходе исследования. « Я рад, что брак приносит мне счастье и радость. Это самое важное..» (Ю., 52 года, интернет-маркетолог, состоит в браке занимается ритмологией 24 года). б) Вступая в брак, индивид прежде заботится о собственном всестороннем развитии. Данный тезис полностью подтвердился в ходе исследования. «Для меня главное-разумность и сознательность...Но всё равно всё это должны вести человека к браку..У меня есть партнёр, он помогает мне быть более самодостаточной, способствует моему саморазвитию...» (Е., 50 лет, биотехнолог-микробиолог, в настоящий момент в разводе, имеет двух детей (дочь и сын), занимается ритмологией 12 лет). «Счастливый брак очень важен, но в жизни много сторон, самое главное, чтобы брак помогал достичь намеченных целей»..(В., 32 года, коммерческий директор, женат, детей нет, занимается ритмологией 18 лет с перерывом, потомственный ритмолог).

в) Под браком понимается добровольный и свободный союз между мужчиной и женщиной, который в условиях современной социальной реальности, не обязательно должен быть оформлен официально. Данный тезис полностью подтвердился в ходе исследования. «Для меня брак-когда ты приходишь домой и есть близкий тебе человек противоположного пола и он тебе принимает такой, какая ты есть, и наоборот. Брак-это дом твоей жизни». (Т., 58 лет, врач-гигиенист, психолог, специалист по недвижимости, не замужем, детей нет, занимается ритмологией 6 лет). «К гражданскому браку отношусь хорошо, как к способу тестирования своего партнера на будущую совместную жизнь, чтобы будущий брак был бы крепким. Но браком это тоже не стоит называть, следует назвать сожительством». (В., 32 года, коммерческий директор, женат, детей нет, занимается ритмологией 18 лет с перерывом, потомственный ритмолог). г)Представители сообщества ритмологов понимают под браком союз мужчины и женщины и не считают браком отношения между представителями одного пола т. к., по их убеждению такой, союз между мужчиной и женщиной не только естественен по своей природе, но и способствует в полной мере раскрытию способностей обоих супругов. Данный тезис полностью подтвердился в ходе исследования. «Я за то, чтобы в Конституции было записано, что брак-это союз между мужчиной и женщиной. Гей-отношения направлены на вырождение, если посмотреть в перспективе. Если будут заключаться такие браки, то жизнь на Земле вскоре прекратится. Я за официальный брак. Иначе женщина многое теряет в правовом поле». (Т., 58 лет, врач-гигиенист, психолог, специалист по недвижимости, не замужем, детей нет, занимается ритмологией 6 лет). «Я человек традиционный, но понимаю, что свободу надо давать всем. Есть разные люди с разными медицинскими параметрами, если они есть, то пусть живут вместе. Не стоит ограничивать их на уровне Конституции..» (Ю., 52 года, интернет-маркетолог, состоит в браке занимается ритмологией 24 года). «Я согласен с поправкой в Конституции, что брак должен быть союзом между мужчиной и женщиной.. Однополые «браки» призваны разрушить институт семьи, внедрив туда инородный элемент. Надо прописать это по-другому: сожительство между партнерами и на основании этого прописать все законы, а браком это не стоит называть». (В., 32 года, коммерческий директор, женат, детей нет, занимается ритмологией 18 лет с перерывом, потомственный ритмолог).

Исходная гипотеза 3. Представления о браке и семье, существующие внутри в российского субкультурного сообщества ритмологов (групповая семейно-брачная идеология), сформировались под воздействием ряда социальных факторов: а) Последовательное воспитание будущих членов российского субкультурного сообщества ритмологов в детстве осуществлялось в духе строгой приверженности советской идеологии. Настоящий тезис в большей степени подтвердился. «Я девочка очень правильная у меня было по жизни много разных правил..У меня было этих масок, моими настольными книгами были «Молодая гвардия» и другие..Олег Кошевой, Наталья Ростова на меня слишком сильно влияли...» (Е., 50 лет, биотехнолог-микробиолог, в настоящий момент в разводе, имеет двух детей (дочь и сын), занимается ритмологией 12 лет).«У меня было типичное счастливое советское детство. О семье и браке у меня были такие же представление, которые были приняты в Советском Союзе»..(Ю., 52 года, интернет-маркетолог, состоит в браке занимается ритмологией 24 года).

б) Будущие члены российского субкультурного сообщества ритмологов в течении длительного периода жизни рассматривали институт семьи и брака, как социальную обязанность гражданина в контексте советской идеологии. Настоящий тезис в большей степени подтвердился. «Я более архаичный человек и с самого детства считаю, что брак должен быть официальным.» (Г., 59 лет, инженер, женат. двое детей (дочь и сын) занимается ритмологией 8 лет). в) У большинства представителей российского субкультурного сообщества ритмологов с детских лет и по сей день существует потребность в авторитетном лидере и в авторитетных идеях, которые либо предлагают идейные ориентиры для социального поведения, либо формулируют теории, оправдывающее те или иные социально значимые поступки индивидов.

Настоящий тезис в большей степени подтвердился. «В детстве в СССР было всё понятно..обещали, что все будем жить при коммунизме, но этого не произошло, сейчас хочется кому-то верить, но это стало сложно...» (Ю., 52 года, интернет-маркетолог, состоит в браке занимается ритмологией 24 года). «Я прислушивался к словам и советам моей мамы..Её советы до сих пор оказывают влияние на мои поступки» (Г., 59 лет, инженер, женат. двое детей (дочь и сын) занимается ритмологией 8 лет).г) Крушение советской мировоззренческой системы в условиях тяжёлой и тревожной социально-экономической ситуации для многих представителей указанного сообщества стало личным идейным и нравственно-ценностным кризисом, потерей жизненных целей и ориентиров, что привело к ощущению духовного вакуума, которое длилось в течении нескольких лет. Настоящий тезис в большей степени подтвердился. «В советское время было построение гармоничной всесторонней развитой личности, сейчас всё товар. Секс и гражданский брак, социальные сети-всё это товар. Сегодня этот товар устраивает, завтра нет.» (Т., 58 лет, врач-гигиенист, психолог, специалист по недвижимости, не замужем, детей нет, занимается ритмологией 6 лет). «Распад СССР негативно повлиял на брак и семью. В «лихие» 90-е годы число проблем возросло..Материальные проблемы, расширение социальных сетей, появилась возможность знакомиться на стороне..». (Г., 59 лет, инженер, женат. двое детей (дочь и сын) занимается ритмологией 8 лет). д) Концепция ритмологии для данной группы людей выступила в качестве мировоззренческого основания, в частности в процессе свободного выбора индивидами модели семейно-брачных отношений. Настоящий тезис в большей степени подтвердился.

«Психология даёт возможность анализа и констатации фактов, но не говорит, что надо делать, а ритмология даёт ответы. Считаю, что книги по ритмологии живые.» (Т., 58 лет, врач-гигиенист, психолог, специалист по недвижимости, не замужем, детей нет, занимается ритмологией 6 лет).

«Ритмология помогает найти взаимопонимание с другим человеком. Если есть взаимопонимание, то люди вступят в брак, создадут семью и такая семья сохранится во всех перипетиях. Не скажу, что ритмология однозначно укрепляет семью, на практике часто происходит обратное, потому что люди становятся более самостоятельными и свободными. Когда человек начинает думать, то начинает лучше понимать происходящее. Например, если один член семьи пойдёт воровать, то другой член семьи, который занимается ритмологией, вряд ли будет помогать своему родственнику совершить преступление». (В., 32 года, коммерческий директор, женат, детей нет, занимается ритмологией 18 лет с перерывом, потомственный ритмолог). 

Исходная гипотеза 4. После того, как члены данной группы стали активно изучать ритмологию, у них произошли кардинальные изменения взглядов по вопросу понимания и специфики оценки семейно-брачных отношений. Гипотеза подтвердилась.«Я пришла к себе при помощи ритмологии, стала ощущать радость жизни, появилась гармония внутри, гармония с собой, чего не было раньше в семье..Раньше я жила исключительно мужем и детьми, сейчас у меня есть какие-то личные «зацепочки», я приподнялась над этой ситуацией и чувствую себя более гармонично..» (И., 53 года, врач, разведена, двое детей, занимается ритмологией 2 года). «После того как я пришёл в ритмологию у меня появилось ощущение, что я иду по своему пути, занимаюсь тем, что мне нужно. Я стал понимать, что, если этого человека не должно быть в моей жизни или этот человек ушёл именно тогда, то это только плюс». (М., 44 года, юрист, разведён, имеет одного ребёнка, дважды состоял в официальном браке, занимается ритмологией 9 лет).

«Ритмология даёт понимание и самоуважение. Разумность и самодостаточность в хорошем смысле возрастают. Возрастает и уважение от самодостаточности партнёров. Если идут какие-то деструктивные действия, то не стоит за них держаться..Поэтому метод даёт гармонизацию отношений, но не укрепление брака..». (М., 54 года, психолог-консультант, замужем, один ребёнок (сын), занимается ритмологией 23 года).»

Суть этих изменений кратко можно изложить в следующих тезисах:

а) Отход от понимания классического брака в качестве социальной обязанности индивида («единственно правильного брачного союза»).

Формирование толерантного отношения в различным видам брака и семьи. Настоящий тезис в большей степени подтвердился. Можно быть счастливым и в браке и вне брака. Счастье более многогранное, чем брак. Я не про себя говорю, а в целом. Люди разные..» (Е., 53 года, врач, замужем, двое детей, занимается ритмологией 18 лет). «Гармония должна быть внутри, тогда можно ощущать эту гармонию снаружи и это не зависит от того в браке ты или нет»…(И., 53 года, врач, разведена, двое детей, занимается ритмологией 2 года).

б)  Сохранение предпочтения классического брака, но при возможной его замене в случае рациональной необходимости иными видами семейно-брачных отношений. Отказ от обязательности вступления в брак, деторождения и воспитания детей. Иными словами, отход от понимания брака, как социального института с набором основополагающих социальных функций. Настоящий тезис в большей степени подтвердился. «Счастливый союз между мужчиной и женщиной для меня очень важен. Но это не единственное, главное- знать самого себя, своё предназначение, откуда ты пришёл, зачем..т. е. жить во всей полноте с эти миром, тогда это счастье.» (Т., 58 лет, врач-гигиенист, психолог, специалист по недвижимости, не замужем, детей нет, занимается ритмологией 6 лет). «Я считаю, что официальный брак нужен только для рождения детей..Если пара пока не собирается иметь детей, то это не обязательно..Брак даёт гарантии детям, будущим поколениям, если семья захочет распасться..В таком случае мужчина будет иметь обязательства перед детьми». (А., 35 лет, математик, в разводе, имеет одного ребёнка, занимается ритмологией 26 лет, потомственный ритмолог). «В детстве у меня был стереотип того, что брак должен быть официальным. Сейчас такого нет. Я, например, приемлю и гражданский брак…». (А., 35 лет, математик, в разводе, имеет одного ребёнка, занимается ритмологией 26 лет, потомственный ритмолог).

в) Понимания брака, как свободного союза комплиментарных разнополых личностей, обеспечивающего эмоциональный комфорт супругов и способствующего развитию каждого партнёра. Настоящий тезис в большей степени подтвердился.«Брак должен быть между понимающими друг друга мужчиной и женщиной. Такой брак даёт защищённость, комфорт и уют». (Е., 53 года, врач, замужем, двое детей, занимается ритмологией 18 лет). «Сейчас хочу найти того, который хочет принять меня и моих детей. Я знаю, что такой человек найдётся. Для меня важно, чтобы мой супруг мог бы помочь моему развитию, а я смогла бы быть по-настоящему интересна и полезна ему..Вот тогда у нас будут серьёзные и крепкие отношения ». (Е., 53 года, врач, замужем, двое детей, занимается ритмологией 18 лет).

г) Чёткое следование идеям и рекомендациям основательницы концепции ритмология Е. Д. Лучезарновой. Данное предположение не подтвердилось. Участники группы ритмологов, как правило, интерпретируют идеи и рекомендации основательницы ритмология Е. Д. Лучезарновой, исходя из собственных ценностей и личностного опыта. Не воспринимая ритмологию, как догму, члены данного сообщества стараются при помощи указанной методики выстроить ориентиры для своей жизнедеятельности или «морально оправдать» собственные поступки. «Ценности и понимания семьи у меня сохранились прежние, но ритмология даёт много методик. Хорошо, когда этим занимаются муж и жена-это помогает улучшить отношения»..(Е., 53 года, врач, замужем, двое детей, занимается ритмологией 18 лет).«За время увлечением ритмологией я очень выросла, я стала свободной. У меня сейчас нет семьи, но я стала знать себя. У меня есть партнёр, он помогает мне быть более самодостаточной, способствует моему саморазвитию..Я за брак. Я хочу придти к новому браку.» (Е., 50 лет, биотехнолог-микробиолог, в настоящий момент в разводе, имеет двух детей (дочь и сын), занимается ритмологией 12 лет). «За эти годы я до конца не понял, что такое ритмология. Я узнал о ритмологии в 2013 году, занимаюсь ей 3 года, но лично мне до конца не ясно, что это такое? Особая методика, позволяющая корректировать свою жизнь? Или это некая вселенская философская миссия?..А, может быть, ритмология-это просто обычная методика, которая помогает в определённых ситуациях? Сейчас мне становится ближе третье понимание..» (В., 48 лет, дизайнер, холост, не имеет детей, занимается ритмологией 3 года). «Занимаясь ритмологией я начал ощущать себя более свободным. Не могу сказать, что точно буду заниматься ритмологией и в дальнейшем. Это зависит от многих факторов..». (М., 44 года, юрист, разведён, имеет одного ребёнка, дважды состоял в официальном браке, занимается ритмологией 9 лет).

д) Освобождение представительниц женского пола из числа ритмологов от многих архаических мифов и стереотипов о месте и роли женщины в семье и в браке. Настоящий тезис в большей степени подтвердился.«Брак нужен, чтобы познавать мужчину, как другую цивилизацию. За союз любви и мудрости, а не за брак ради штампа в паспорте..» (Т., 58 лет, врач-гигиенист, психолог, специалист по недвижимости, не замужем, детей нет, занимается ритмологией 6 лет). е) Отказ, как мужчин, так и женщин из числа ритмологов от многих гендерных ролей и поведенческих стереотипов, существовавших в классических семьях. Настоящий тезис в большей степени подтвердился. «У меня произошёл выход за границу «правильной девочки», которой я была в детстве. Я стала ощущать себя свободной..». (Е., 50 лет, биотехнолог-микробиолог, в настоящий момент в разводе, имеет двух детей (дочь и сын), занимается ритмологией 12 лет).«Женщина должна выстроить отношения со своим партнёром так, чтобы он знал следующее: мужчина нужен для праздника. Тогда мужчине тоже станет страшно потерять такую женщину..». (М., 54 года, психолог-консультант, замужем, один ребёнок (сын), занимается ритмологией 23 года). «Метод ритмологии точно даёт гармонию в отношениях между мужчиной и женщиной, но не всегда укрепляет семью. Почему? Да потому, что очень часто крепкая семья-это «глупая» семья, где деспотия мужа, муж бьёт жену и детей..такую модель семьи ритмология точно не поддерживает». (В., 32 года, коммерческий директор, женат, детей нет, занимается ритмологией 18 лет с перерывом, потомственный ритмолог). ж) Признание со стороны мужчин ритмологов особой ценности женского мышления и женского социального поведения. Сознательный и добровольный отказ мужчин-ритмологов от стереотипов доминирования и агрессивного поведения по отношению к женщине в контексте новой семейно-брачной идеологии. Настоящий тезис в большей степени подтвердился. «В ритмологию я пришёл в 2012 году. Пришёл не сам, у меня есть ведущая, которая меня привела сюда и многому научила. У меня уже до этого была семья, и я продолжаю семейную жизнь, но я стал более ответственно относится к себе, к своей семейной жизни, стал больше ценить свою жену.» (Г., 59 лет, инженер, женат, двое детей (дочь и сын) занимается ритмологией 8 лет). «Ритмологией я начал серьёзно заниматься в 2002 году, меня туда привела моя будущая жена. Я узнал то, что важно для меня. У меня изменились многие прежние представления о супружестве, о роли мужа и жены в семье. Вскоре у нас с ней начались более близкие отношения. Потом образовалась семья. Благодарен, что есть такая методика, которая позволяет получить в том числе и семейное счастье..» (Ю., 52 года, интернет-маркетолог, состоит в браке занимается ритмологией 24 года).

Выводы: 1.Результаты фокус-группового исследования по вопросу понимания специфики брака и семьи среди современного российского субкультурного сообщества ритмологов показали, что в данной социальной общности наблюдается естественный и закономерный процесс постепенного отхода от принципов и традиций классического брака и традиционной семьи, характерный для постиндустриального и информационного общества. Брак и семья постепенно утрачивают жёсткий статус социальных институтов. Семья превращается в малую слабоструктурированнуюсоциальную группу, в которой отсутствует чёткое разделение статусов и ролей между мужчиной и женщиной. Новые семьи часто не закреплены формальными юридическими актами и нередко свободны от деторождения. В такой семье в полной мере проявляется свобода поведения и раскрепощенность.На наш взгляд, важно отметить, что особенности настоящего процесса трансформации прежних семейно-брачных отношений и его объективные закономерности, которые актуальны и для исследуемой группы, были описаны ещё в работе английского социолога Э. Гидденса «Трансформация интимности. Сексуальность,любовь и эротизм в современных обществах», изданной впервые в 1992 году. На основании многих исследований, Гидденс пришёл к выводу, что уже с середины XX века «новый брачный союз»стал миром сексуальных договоренностей, которые предполагают ответственность и интимность между партнёрами. Гидденс сравнивает такой брак с «социальным экспериментом с открытым концом», который включает в себя серию проб и ошибок. Также Гидденс считает, что интимность из закрытого и регулируемого внешними нормами института, превращается в важнейший фактор социально-экономических отношений. [20. с. 30].2. Несмотря на то, что в современном российском постиндустриальном обществе в целом также наблюдается естественный и закономерный процесс постепенного отхода от принципов и традиций классического брака, в общественном сознании большинства российских граждан сохраняется образ счастливого традиционного классического брака и традиционной семьи в качестве общественного идеала, который наиболее предпочтителен и теоретически реален, но трудно достижим на практике. В связи с этим, в обществе утверждаются альтернативные виды семейно-брачных отношений, которые признаются общественностью. Российская общественность на уровне обыденного сознания гораздо более консервативна по сравнению со странами Запада. Однако, в начале XXI века и в России и на Западе идут схожие процессы трансформации прежних семейно-брачных отношений, что подтверждают многие социологические исследования по указанной проблематике.[21. с.43-46]. Аналогичные процессы происходят и в рамках российского субкультурного сообщества ритмологов. Для большинства членов ритмологического сообщества классический брак и традиционная семья остаётся общественным идеалом, но на практике римтологи предпочитают другие виды семейно-брачных отношений, которые более реальны для современных социально-экономических и культурных условий. В условиях, когда утрачиваются прежние ценности и стереотипы семейно-брачных отношений и размывается чёткое понимание мужских и женских ролей в семье, концепция ритмология предоставляет своим сторонникам методику по выстраиванию супружеских взаимоотношений, основанных на постоянном диалоге и коррекции межличностных отношений. 3. Представители ритмологического сообщества достаточно терпимо относятся самым различным формам семейно-брачных отношений между мужчинами и женщинами, при этом, большинство участников фокус-группы (8 из 12) поддерживают идею внесения в Конституцию РФ положение о том, что брак-это союз между мужчиной и женщиной. Один из участников исследования предложил внести в Конституции положение об официальном закреплении статуса сожительства между однополыми партнёрами, которое бы, с одной стороны, могло бы защитить права сторонников однополой любви, а, с другой стороны, защитить традиционное понимание и значение брака.

В целом, большинство представителей российской современной субкультурной группы ритмологов ориентировано на основные тенденции трансформации классических семейно-брачных отношений, которые предполагают замену их новыми типами брака и семьи. При этом, на уровне сознания у представителей данной группы сохраняются многие установки на классический брак и традиционную семью в качестветруднодостижимого социального идеала.

                   Литература:
1. http://becmology.ru/blog/management/vuca.htm
2. Там же. http://becmology.ru/blog/management/vuca.htm
3. https://www.b17.ru/blog/129769/
4. Шеляпин Н.В.Формирование идеологии социальной группы
в контексте идеологического процесса в постсоветской России
(на примере концепции «ритмология») // Социология. 2017. № 3 с. 64-72.
5. Марченко Е. Д. Освобождение от информации. — СПб., 2001. 632 с
6. Шеляпин Н.В. «Баллада о времени (о футурологическом и философском ресурсе концепции ритмологии» // http://www.rim.inion.ru/ras/view/publication/general.html?id=100035895
7.  С.Д. Мезенцев  «Трактовка времени как субстанции в космологии Н.А. Козырева и ритмологии Е. Д. Марченко»https://ritmologiya.wordpress.com/2016/03/10/ритмология-марченко-трактовка-време/
8. Н.С. Радевская. Построение новых моделей образования взрослых в контексте индивидуализации и расширения пространства образования https://psyera.ru/ns-radevskaya-postroenie-novyh-modeley-obrazovaniya-vzroslyh-v-kontekste-individualizacii-i_10042
9. Москвина И.К. Ритмологические концепции конца XIX — начала XXI веков и ценности культуры: теоретическое и практическое наследие https://psyera.ru/moskvina-ik-ritmologicheskie-koncepcii-konca-xix-nachala-xxi-vekov-i-cennosti-kultury-teoreticheskoe
10. Алимова О. В., Цимакуридзе Н. Т. Опыт применения Ритмометода 7Р0 Евдокии Лучезарновой. По материалам качественных и количественных исследований. Санкт-Петербург, ИД «Петрополис», 2019. — 104 с.
11. Шеляпин Н. В. Новые ценностные и духовные ориентиры в современных российских идеологических процессах (на примере концепции «ритмология»). — СПб., ИД «Петрополис», 2018. — 244 с.
12. Там же c. 140-141
13. http://www.psylib.org.ua/books/marxk01/txt04.htm].
14. https://www.youtube.com/watch?time_continue=165&v=dEruFuj88ww&feature=emb_logo
15. Лучезарнова Е. Д. (Марченко). Откровенное знакомство. часть 2 М. 2013.  с. 92-93 
16.. Там же с. 103
17. Лучезарнова Е. Д. Размышления и афоризмы. М. 2016. c. 159-160c. 159-160
18. Там же c. 158-163
19. Бурова, С. Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии/ С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2010. с. 155-172.
20.  Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах, СПб, Питер, 2004, с. 30
21. Социология семьи. Под ред. А.И.Антонова. М., МГУ, 2005, с.43-46 

Источник:  Научный журнал «Социология» (ISSN 1812-9226)  № 3, 2020 г. Стр.302 

Оставить комментарий