Юность как социально психологическое явление

Понятие юности и ее возрастные границы. В возрастной психологии юность обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Однако уже это определение, в котором « первая граница — физиологическая, а вторая — социальная, показывает сложность и многомерность явления.

Существует множество теорий юности. Биологические теории рассматривают юность прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальное. Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах внутреннего мира и самосознания. Психоаналитические теории видят в юности определенный этап психосексуального развития. Указанные теории рассматривают юность прежде всего с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Но это развитие по-разному протекает в различной социальной и культурной среде. Социологические теории юности рассматривают ее прежде всего как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого. Внимание исследователей сосредоточивается на тех социальных ролях, которыми надлежит овладеть человеку, на формировании его ценностных ориентаций, проблемах, связанных с вступлением в трудовую жизнь, т. е. индивидуально-психологические проблемы выводятся из социальных.

Советская наука считает, что проблему юности надо изучать комплексно, сочетать социально-психологический подход с учетом внутренних закономерностей развития. Это довольно трудно, так как темпы и фазы психофизиологического развития не всегда совпадают со сроками социального созревания. В результате акселерации, ускорения физического развития, сегодняшние дети растут быстрее и достигают своего полного роста в среднем на два года раньше, чем два-три поколения назад. На два года раньше начинается и заканчивается половое созревание. Физиологи подразделяют этот процесс, в зависимости от появления вторичных половых признаков, на три фазы — препубертатную, пубертатную и постпубертатную, причем возрастная психология обычно связывала подростковый возраст (отрочество) с первыми двумя фазами.

В связи с акселерацией границы подросткового возраста сдвинулись вниз, так что он теперь заканчивается уже в 14— 14,5 лет. Соответственно раньше начинается юность. Но конкретное содержание этого этапа развития определяется в первую очередь социальными условиями. От них зависит положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть, и ряд других факторов.

Во многих первобытных обществах возрастные различия непосредственно совпадают с социальными; основным механизмом социализации являются возрастные группы, объединяющие людей (во всяком случае мужчин) одного возраста, причем каждая из таких групп выполняет специфические, только ей присущие, социальные функции. В феодальном обществе социализация осуществлялась в значительной мере путем непосредственного включения подростка или юноши в деятельность взрослых (помощь в крестьянском хозяйстве, функции пажей и оруженосцев в рыцарском сословии). Школа лишь дополняла эти практические формы обучения. В современном обществе, в связи с усложнением трудовой и общественной деятельности, подготовительный период, когда человек не работает, а главным образом учится, значительно удлинился. Чем продолжительнее общественно необходимые сроки образования и обучения, тем позже наступает действительная социальная зрелость. Отсюда — удлинение периода юности и некоторая неопределенность возрастных границ вообще.

Ранняя юность (14,5—17 лет)—только начало этого сложного периода. Каковы же ее основные особенности?

Физическое развитие. Ранняя юность — период завершения физического развития человека. Рост тела в длину по сравнению с подростковым возрастом замедляется. Своего полного роста девушки достигают в среднем между 16 и 17 (отклонения плюс — минус 13 месяцев), юноши — между 17 и 18 (отклонения плюс — минус 10 месяцев) годами. Увеличивается вес, причем мальчики наверстывают свое недавнее отставание от девочек. Очень быстро растет мускульная сила: 16-летний мальчик почти вдвое превосходит в этом отношении 12-летнего. Примерно через год после окончания роста человек достигает своей нормальной взрослой мускульной силы. Очень многое зависит, конечно, от правильного режима питания и занятий физкультурой. В некоторых видах спорта ранняя юность — период максимальных достижений.

В отношении полового развития большинство юношей и девушек этого возраста находятся уже в постпубертатном периоде. Вопреки распространенным представлениям, сроки полового созревания не зависят от расовых и национальных особенностей и климата. Зато сказываются различия в характере питания и другие социально-экономические факторы. Кроме того, очень важно иметь в виду несовпадение среднестатистической нормы с индивидуально-физиологической. Некоторые вполне нормальные люди развиваются с большим опережением или отставанием от среднестатистических сроков. Отличить эти вариации темпов от патологических случаев не всегда просто.

Социальная ситуация развития. Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. Роли, выполняемые ребенком, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно сознают обе стороны. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности. В 14 лет юношу принимают в комсомол, в 16 лет он получает паспорт, в 18 лет — активное избирательное право и возможность вступать в брак. Юноша становится ответственным за уголовные преступления. Многие в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, все думают о выборе профессии и т. д. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Материально старшеклассник еще находится на иждивении родителей. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, старший, а с другой стороны, постоянно требуют от него послушания. Это наблюдается и вне школы, где зачастую не только шестнадцатилетних, но и двадцатилетних не считают взрослыми. Неопределенность положения (в одних отношениях признают взрослым, в других — нет) и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской психологии.

Особенности умственной деятельности. Общие умственные способности человека к пятнадцати-шестнадцати годам, как правило, уже сформированы, и такого быстрого роста их, как в детстве, уже не наблюдается. Однако они продолжают совершенствоваться. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата делает умственную деятельность юношей и девушек более устойчивой и эффективной, приближая ее в этом отношении к деятельности взрослого. Особенно быстро развиваются специальные способности. В сочетании с растущей дифференциацией направленности интересов это делает структуру умственной деятельности юноши гораздо более сложной и индивидуальной, чем в младших возрастах. Судя по имеющимся данным, процесс дифференциации умственных способностей у мальчиков начинается раньше и выражен ярче, чем у девочек. Специализация способностей и интересов делает более заметными и практически значимыми и многие другие индивидуальные различия. Учитывая это, а также необходимость подготовки старшеклассника к выбору профессии, нужно усилить индивидуализацию обучения в старших классах, повышая степень самостоятельности учащихся и давая им, в рамках общеобразовательной школы, возможность некоторой специализации (факультативные предметы, кружковая работа, специализированные школы и ПТУ). При этом следует учитывать, что формирование специальных способностей само в огромной степени обусловлено характером и направленностью обучения.

Юность — завершающий этап созревания и формирования личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще и не взрослый), усложнение жизнедеятельности и расширение круга лиц, с которыми личность должна сообразовывать свое поведение,— все это вместе взятое резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентационную деятельность. Идет ли речь о познании собственных качеств, усвоении новых знаний, об отношениях со старшими или со сверстниками — юноша особенно озабочен их оценкой и стремится строить свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм.

Прежде всего это проявляется в развитии самосознания.

Источник: 
Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология