Ульрик Найссер

Ульрик Найссер родился в 1928 г. в Германии, в г. Киле. В Соединенные Штаты родители привезли его в возрасте трех лет. Сначала он изучал физику в Гарвардском университете, а затем переключился на изучение психологии. Он прослушал курс по психологии общения у Миллера и означился с основами теории информации. На его развитие также оказала влияние книга Коффки «Принципы гештальтпеихологии».

Получив в 1950 г. степень бакалавра в Гарварде, Найссер продолжил образование в Свартморском колледже под руководством представителя гештальтпеихологии Вольфганга Келера. Для получения докторской степени он вернулся в Гарвард, где успешно защитил диссертацию в 1956 г.

Свою первую академическую должность получил в университете Брандейса, где факультет психологии возглавлял Абрахам Маслоу.

В 1967 году Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология». Спустя девять лет после выхода в свет своей эпохальной книги Найссер опубликовал еще одну работу под названием «Познание и реальность» (1976). В этой работе он выражал неудовлетворенность явным сужением позиции когнитивной психологии, которая слишком полагается на исследования искусственных лабораторных ситуации в ущерб изучению реальных жизненных случаев. Он был разочарован, полагая что когнитивная психология со времени своего появления внесла весьма скромный вклад в понимание того, каким образом человеческое познание строится в действительности.

В итоге, являясь одной из ключевых фигур в становлении когнитивного движения, Найссер сам же стал его откровенным и ярким критиком. Он стал подвергать сомнению когнитивное движение ючпо так же, как прежде критиковал бихевиоризм. В настоящее время он сотрудничает с университетом Эмори в Атланте, штат Джорджия. До этого в течение 17 лет он работал в Корнеллском университете.

Более чем за сто лет своей истории психология в понимании предмета своей деятельности прошла путь от метафоры часов до метафоры компьютера. Психологи используют компьютерные операции как пояснительную схему для понимания процесса познания.

Компьютерные программы выступают как своего рода модель для понимания процессов обработки информации в человеческой психике. Именно такого рода компьютерное представление процессов получения и обработки информации и лежит в основе современной когнитивной психологии.

Когнитивная психология отличается от бихевиоризма:
1. Когнитивная психология обращает внимание, прежде всего, на сам процесс познания, а не только на реакцию организма на определенный стимул. С ее точки зрения, важной оказывается вся совокупность психических процессов, а не только взаимосвязь стимулов и реакций; акцент делается на сознании, а не на поведении. Однако это не означает, что когнитивная психология игнорирует поведение, просто последнее не является единственной целью исследования. Поведенческие акты рассматриваются, скорее, с точки зрения возможности получения заключений о тех или иных связанных с ними психических процессах.
2. Когнитивную психологию интересуют те способы и формы, в которых сознание человека организует имеющийся опы т. Гсштальт-психологи, как и Жан Пиаже, оспаривают утверждение, ч то тенденция опыта (ощущений и восприятий) образует целостные, а потому значимые образы, носит врожденный характер. Именно сознание человека придает связанность психическим процессам. Эти процессы в значительной мере и составляют предмет когнитивной психологии. 13 этом она противостоит британскому эмпиризму и последователям скинне-ровского бихевиоризма, утверждающим, что ничего подобного в процессе познания не наблюдается, сознание лишено каких бы то ни было врожденных, организующих опыт способностей.
3. С точки зрения когнитивной психологии, индивид усваивает стимулы из окружающей среды в ходе некоторых активных и творческих процессов. Мы способны активно участвовать в познавательном процессе на основе сознательного отбора тех или иных событий. Человек вовсе не пассивно воспринимает внешние и внутренние стимулы, как это считали бихевиористы, а сознание не есть чистый лист бумаги, на котором запечатлеваются данные чувственных восприятий.