Типовая структура профессиограммы

Профессиографический анализ — анализ работы исполнителя, выделение основных задач, результатов, процессов, схем взаимодействия, максимально полно описывающих деятельность. Процедура профессиографического анализа деятельности, как правило, начинается с ознакомления с целями, структурой и схемой информационных сетей организации. Затем осуществляется сбор информации о содержании описываемой деятельности с точки зрения как исполнителей, так и их руководителей. В качестве метода как правило используется структурированное интервью с исполнителем и его непосредственным руководителем. Важно по итогам сбора первичной информации произвести схематизацию анализируемой деятельности и экспертизу полученных результатов.

Профессиограмма — документ, представляющий описание деятельности и ее места в организации.

1.    Описательные характеристики деятельности.
1.1.    Параметрическое описание (целостное):

  • а)    название организации;
  • б)    статус организации;
  • в)    структура организации;
  • г)    цели и задачи организации;
  • д)    основные виды деятельности, осуществляемые работниками организации;
  • е)    принципы и нормы, принятые в организации.

1.2.    Морфологическое описание (по элементам):

  • а)    применяемые средства труда;
  • б)    рабочее место;
  • в)    основные элементы деятельности (действия, операции);
  • г)    ожидаемый результат и требования, предъявляемые к нему.

1.3.    Функциональное описание:

  • а)    последовательность операций, действий, «технология» деятельности;
  • б)    режим труда и отдыха;
  • в)    способы взаимодействия и коммуникативные сети.

2.    Количественная оценка элементов деятельности:

  • а)    выделенные задания, их описание;
  • б)    количество экспертов и их оценки по различным шкалам

3.    Психограмма:

  • а)    требования, предъявляемые деятельностью к исполнителю;
  • б)    профессионально важные качества исполнителя.

Пример.
Профессиографическнй анализ рабочего места менеджера по персоналу.

Наименование должности — менеджер по вопросам управления персоналом, производительностью труда.

Общее описание рабочего процесса. Менеджер выполняет ответственную административную работу по управлению деятельностью персонала организации X. Он несет ответственность за планирование и управление кадровыми программами, которые включают прием на работу, конкурсные собеседования, оценку работников и назначение их на должности, выдвижение и перевод на должности, составление рекомендаций по изменению статуса работников организации, а также создание системы распределения информации среди работников. Менеджер работает под общим контролем линейного руководства, при этом он свободен проявлять инициативу и иметь независимое мнение в части возложенных на него задач.

Действия, присущие рабочему процессу менеджера.

  1. Участвует в общем планировании и принятии решений по созданию единой и эффективной службы персонала.
  2. Разъясняет политику, проводимую организацией, на разных ее уровнях путем распространения бюллетеней, организации собраний и личных контактов.
  3. Проводит собеседования с кандидатами на должности, оценивает их квалификацию и соответствие заявкам.
  4. Совещается с начальниками по вопросам, связанным с его деятельностью, включая проблемы назначения на должность; зачисляет на должности работников, прошедших испытательный срок; перемещает по должностии увольняет постоянных работников.
  5. Организует тестирование работников.
  6. Разрабатывает системы обучения персонала.
  7. Разрабатывает систему оценки деятельности и обучает менеджеров методам оценки деятельности подчиненных.
  8. Ведет кадровую документацию.
  9. Выполняет другие обязанности, связанные с его деятельностью.

Спецификация рабочего места менеджера (личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать исполнитель рабочего места).

  1. Подготовка и опыт работы. Должен обладать большим опытом в данной профессии. Рабочий стаж — минимум шесть лет.
  2. Образование. Университет, специализирующийся на работе с персоналом, управления делами или промышленной психологии.
  3. Знания, навыки и способности. Должен обладать знаниями по теории и практике управления персоналом, включая отбор, назначение на должности и оценку работников.
  4. Степень ответственности. Руководит отделом, состоящим из трех сотрудников, специализирующихся по управлению персоналом.
Ключевые слова: Профессиограмма
Источник: Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А. Тихоновскова, А.Н. Дулин, М.Т. Белов; под ред. К.В. Воденко. — 2-е изд. 2019
Оставить комментарий