Соотношение теоретической и эмпирической социологии

Современная социология — сложная, внутренне дифференцированная сфера исследовательской деятельности, включающая различные компоненты. По критерию способа познания социологию принято разделять на теоретическую и эмпирическую. Теоретическая социология — это совокупность исследований, основным содержанием которых является построение концептуальных моделей, т. е. систем логически связанных утверждений, описывающих и объясняющих социальные явления. Особенностью теоретических исследований является то, что они ведутся без обращения к объекту непосредственно в процессе его изучения. Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основным содержанием которых является сбор и анализ фактических данных об объекте.

Фактическими данными для социолога являются не любые сведения, а только те, что получены в результате применения специальных научных процедур. К числу таких процедур относятся:

  1.  методы организации объекта исследования — экспериментальное исследование, выборочное исследование, панельное исследование, исследование отдельного случая (case study);
  2.  методы сбора данных — опрос (анкетирование, интервью), наблюдение, анализ документов (текстовых, визуальных, звуковых);
  3.  методы обработки и анализа данных — статистический (количественный) анализ, логико-смысловой (качественный) анализ, сравнительно-исторический анализ.

Таким образом, факты для социологии — это не сама изучаемая реальность, а особым образом созданный научный материал, на основании которого можно делать научно значимые выводы об изучаемой реальности. Фактические данные, которыми оперируют социологи, подразделяются на три уровня:

  1. собственно эмпирические факты — совокупность данных, характеризующих каждую единичную ситуацию исследования (содержание ответов на вопросы анкеты или интервью, содержание протокола наблюдения или дневника исследователя и т. п.);
  2. аналитические (сводные и статистические) факты — данные о результатах агрегирования и группировки эмпирических фактов (в виде таблиц, процентных распределений, диаграмм и т. п.);
  3. эмпирические обобщения — формулируемые при помощи социологических понятий выводы о выявленных устойчивых связях (тенденциях, закономерностях и т. п.) между эмпирическими и аналитическими фактами.

Эмпирическое обобщение является высшим уровнем исследовательской работы в эмпирической социологии и одновременно формой исследовательской работы в теоретической социологии, поскольку оно представляет собой концептуализацию эмпирических данных.

Теория — это концептуальная модель изучаемого объекта.

Моделирование — общий метод познания в естественных и общественных науках. В основе этого метода лежит способность человеческой психики моделировать реальные процессы и явления. Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) дал имя теоретическому средству, общему для социологии и естествознания, введя понятие «идеальный тип». Вебер исходил из того, что социологии необходимо выработать понятия, позволяющие ориентироваться в многообразии исторического материала, не вгоняя вместе с тем этот материал в предвзятую схему. Формулируя понятие идеального типа, он интуитивно стремился внедрить в обществоведение простейшие модели для изучения социальных явлений, подобные тем, что издавна используются в естествознании («идеальная жидкость», «идеальный газ», «абсолютно твердое тело» и т. д.). В социологии в ближайшее время едва ли удастся построить столь же простые и строгие модели, но создание даже приближенных и несовершенных их образцов может быть полезно для познания общества.

Первичными моделями, наиболее тесно связанными с процессом теоретического познания, являются представления и понятия. Закрепление их с помощью слов позволяет создавать различные описания: бытовые, художественные (литературные), идеологические и собственно научные. Эти описания различаются степенью включенности в них представлений, понятий, ценностных установок, математического аппарата. Все описания можно рассматривать как модели, которые один человек, создав их в своей голове, хочет передать другим людям.

Теоретические понятия, называемые концептами, служат формами компактного и общезначимого выражения накопленного научного знания. Систематизация знания путем введения научных понятий и установления логических связей между ними составляет суть теоретизирования. В социологии можно выделить три основные формы теоретизирования:

  1. эмпирическое обобщение — фиксация тенденций, регулярностей в наблюдаемых социальных явлениях и процессах;
  2. типологизация — выделение логически возможных типов социальных явлений и процессов, не существующих в реальности в чистом виде, но служащих идеальными моделями, с которыми исследователь соотносит наблюдаемые явления и процессы;
  3. построение концептуальных схем — установление каузальных (лат. causalis — причинный) и функциональных зависимостей между социальными явлениями и процессами, которые представлены в виде понятий — переменных.

По степени общности в социологии можно выделить три уровня теоретического знания:

  1. объяснение ad hoc (лат. — по случаю), т. е. концептуальная модель, создаваемая в данное время в данном месте в качестве теории наблюдаемого единичного явления;
  2. теория среднего уровня, т. е. частная или специальная теория, с помощью которой описывается и объясняется некоторый ряд или определенная категория социальных явлений;
  3. общесоциологическая теория, т. е. универсальная теория, с помощью которой можно было бы описывать и объяснять любые социальные явления и процессы.


В начальный период развития социологии, на рубеже XIX-XX вв., велись дискуссии о том, какой способ познания является главным — построение теорий или сбор эмпирических данных. Одни социологи считали главным создание теорий, способных объяснить и заменить логически связной системой понятий и утверждений большие, но разрозненные массивы фактических данных. Другие же полагали, что главное — получение конкретной информации, непосредственно характеризующей объект и способной заменить абстрактные рассуждения о нем. В современной социологии теоретическая и эмпирическая составляющие исследовательской деятельности связаны отношениями взаимообмена. Теории служат источником исследовательских подходов и гипотез, направляющих процесс сбора и анализа эмпирических данных, а эмпирические обобщения — материалом для построения концептуальных моделей.

Существующие теории и сбор эмпирических данных социологи связывают в общий процесс исследовательской работы посредством дедукции (лат. deductio — выведение) — логических построений, выводящих из «общего» (теоретических положений) «частное» (гипотезы, допускающие проверку фактами). Полученные эмпирические данные и построение новой теории социологи связывают посредством индукции (лат. inductio — наведение) — логических построений, приводящих от «частного» (отдельных фактов) к «общему» (обобщению, позволяющему строить концептуальную модель). Содержание эмпирической социологии составляет фундамент науки о социальной обусловленности явлений, определяет основу ее развития. Содержание теоретической социологии определяет достигнутый уровень и направление дальнейшего развития науки о социальной обусловленности явлений (рис. 1.1).

Представленная структура исследовательской деятельности показывает, что на практике деление социологии на теоретическую и эмпирическую довольно условно. Нужно понимать, что приведенная здесь модель структуры социологии — это не установление реальных границ, разделяющих социологов на группы с принципиально разными интересами, а схема, позволяющая систематизировать разные виды и аспекты исследовательской деятельности, объединяющей социологов в профессиональное сообщество.

Ключевые слова: Социология
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Предпосылки возникновения социологии
Словарь-справочник по социологии. Учебное издание: Издательско-торговая корпорация «Дашков и...
Макро- и микросоциология. Структура и уровни социологического знания
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Этапы развития социологии
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Постмодернистская социология
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Парадигмальный кризис в социологии 1960-1970-х годов
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Предмет и функции социологии
Ритерман Т.П., Социология
Виды социальных институтов
Хмелевская С.А., Социальная философия и социология
Социологические исследования как инструмент изучения общества, социальных групп и личности
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий