Социальные учения Нового времени

Новое время — период в жизни европейских народов, приходящийся на XVII в. и первые десятилетия XVIII в. Ключевыми в эту эпоху трансформаций стали значительные экономические преобразования и вызревание нового социально-экономического класса — буржуазии, стремившейся к обретению политической власти, буржуазные революции в Англии и Нидерландах, открытия в области естественных наук и распространение идей новой, нерелигиозной картины мира. Возрастающая потребность в научном знании была обусловлена в конечном счете нуждами производства.

Необходимость получения достоверного знания послужила мощным импульсом для поиска ведущих к нему путей и методов. Именно в Новое время окончательно формируются два направления в науке, по-разному отвечающие на запросы познания, — эмпиризм (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Дэвид Юм) и рационализм (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц). Движение по пути научного освоения мира протекало противоречиво и неравномерно. В качестве лидирующих дисциплин в это время выдвигаются математика, механика и геометрия. Под их воздействием формируется общее представление о мире — механистическая его картина, основу которой составляют физические законы движения тел. Отсюда идея о правильности, регулярности и равномерности этого движения как высшей ценности и базовой категории культуры.

Механистические представления лежат в основе представлений и о человеке, государстве, обществе, что нашло выражение в социальных учениях Нового времени. Социально-политические концепции этого периода представляли собой рефлексию свершившегося крушения предшествующей мировоззренческой системы — католической картины мира и религиозной легитимации монархии, представления о божественно предустановленном порядке. В фокусе обсуждения оказывается вопрос: как возможен социальный порядок, если он не установлен изначально Богом? Ответом становятся идеи о том, что государство является не проявлением Божьей воли, а результатом договора между властью и людьми в целях их самосохранения.

Теория общественного договора Томаса Гоббса

К числу концепций, наиболее значимых для развития последующего дискурса социологии, относится теория общественного договора Томаса Гоббса (1588-1679). Именно в трудах этого английского социального мыслителя был впервые поставлен и осмыслен вопрос о том, как возможен социальный порядок. Примечательно, что данный вопрос в трудах теоретической классики современной социологии принято называть «гоббсовской проблемой» или «вопросом Гоббса». В своем четком и структурированном виде указанная проблема артикулирована в труде «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Будучи последовательным протестантом, сторонником гражданских преобразований в сфере политики и государства, Т. Гоббс подробно излагает свое видение проблемы сущности человеческой природы, генезиса государства и политической власти. Предложенный им ракурс рассмотрения предполагал отказ от идеи божественного происхождения государства и церкви, замещение ее концепцией соглашения, договора между людьми.

Включение в название сочинения имени Левиафана, библейского чудовища, живущего в океанских стихиях, призвано маркировать отказ от средневекового определения государства в качестве божественной институции. Уже во введении Гоббс использует методологическую инновацию — механистическое сопоставление государства как «искусственного тела» и тела человека как «естественного тела». В дальнейшем основоположники теоретической социологии неоднократно применяли этот методологический ход — сопоставление общества и живого организма, рассмотрение общества как части природы и пр. Необходимость в подобном разъяснении продиктована тем, что, в отличие от естественных наук, социология не имеет явных предпосылок. Вслед за Гоббсом социальные мыслители отказываются от рассмотрения общества как результата действия внешней силы (Бога, высшего Духа и др.), что в свою очередь ставит перед ними проблему трактовки генезиса социального и политического.

В своих трудах Гоббс не проводит различения социального и политического и не вводит термин «общество». Следуя своим предшественникам, он задается вопросом о генезисе государства как базовой формы социальности. В трактовке Гоббса предпосылкой возникновения социальности, или государства, выступает «естественное состояние человека». В естественном, природном состоянии люди равны как физически, так в своих возможностях и надеждах на достижение целей: не существует никакого права или ограничений их желаний и притязаний. Ведомые эгоистическими устремлениями, они пребывают в состоянии войны, когда «человек человеку волк», т. е. один нападает, а другой защищается, нет собственности, нет владения. Именно природная асоциальность человека и становится в конечном счете причиной возникновения государства. Страх смерти заставляет людей объединяться и искать способы избавления от войны всех против всех. Гоббс полагает, что не божественные законы руководят деятельностью человека, а данный природой разум приводит его к осознанию существования «естественных законов» и необходимости договариваться.

Государство возникает тогда, когда люди приходят к пониманию потребности в установлении закона и суверенного правления. Создавая государство, они договариваются о делегировании своих естественных прав государству. Права человека в естественном состоянии безграничны, в состоянии соглашения, договора безграничными правами наделяется государство. Согласно Гоббсу государство — это «единое лицо», ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора огромное количество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как сочтет необходимым для их мира и общей пользы. Носитель этого лица является сувереном, обладает верховной единоличной властью. Люди, выступая в качестве граждан, образуют политическое тело, возглавляемое сувереном. Таким образом, Гоббс видит генезис политического в консенсусе людей, а государство трактует как гаранта социального порядка.

Теория происхождения власти Джона Локка

Дальнейшая разработка столь важного для современной социологии концепта общественного договора осуществилась в трудах английского философа Джона Локка (1632-1704). Его базовым сочинением по данной проблематике стала работа «Два трактата о правлении» (1689). В концепции Локка уже обнаруживается отчетливое различение социального, экономического и политического. Первая часть этой работы всецело посвящена детальному рассмотрению библейских текстов, относящихся к генезису политической власти. Локк наглядно демонстрирует, что в текстах Библии не содержится указаний на правомерность одной лишь монархии. Он считал, что превалирование монархического устройства государственной власти есть результат исторического прецедента, а не божественного Промысла. Не ставя под сомнение божественное происхождение природы человека, Локк тем не менее полагал, что государство является результатом длительной совместной жизни людей. Во второй части «Двух трактатов» он подробно анализирует динамику вызревания политического сообщества, или государства. По мнению Локка, нет оснований говорить о некоем состоянии войны всех против всех, поскольку исторически это недоказуемо, а логически допустимо, что уже есть политическое сообщество, объявляющее войну. В концепции Локка естественное состояние — это состояние политической свободы людей в отношении собственных действий и распоряжения собственным имуществом и личностью. Кроме того, естественное состояние — это еще и состояние равенства перед Богом.

Локк выдвинул концепцию вызревания политического общества. Он полагал, что первичной единицей анализа должно выступать внутрисемейное взаимодействие, объединение людей в целях продолжения рода и удобства сосуществования. С течением времени различные семьи начинают устанавливать экономические отношения обмена и взаимодействия, закрепляя их договором. Появление разделения труда и его усложнение, умножение собственности приводит людей к идее создания законов, охраняющих неприкосновенность жизни и собственности. О политическом обществе можно говорить тогда, когда появляются письменно зафиксированные законы о защите жизни и имущества, о правах и обязанностях граждан.

На третьей стадии развития природы человека появляется «гражданское общество», или политический союз людей, договорившихся о создании государства. Локк вводит новый термин «гражданское общество», подразумевая под ним политический союз людей, возникающий на основе договора. Локк считал, что монархия не совместима с такого рода политическим союзом. Более того, он подчеркивал, что гражданское общество — это результат исторического развития, его возникновению предшествуют определенные экономические трансформации и появление договорных отношений в сфере экономического обмена. Отдельным достижением Локка можно считать его концепт политической власти как включающей законодательную, федеративную и исполнительную составляющие.

Ключевые слова: Новое время, Социология
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Социологическое наблюдение
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Структура и уровни социологических знаний
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Россия на рубеже XIX–XX вв.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Направления субъективного подхода к анализу общества
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Методы социологии
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Понятие общества в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Понимающая социология М. Вебера
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Анализ документов при проведении социологического исследования
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Оставить комментарий