Символдрама

Психоаналитически ориентированная психотерапия краткосрочного характера с детьми и со взрослыми может проводиться с использованием техник символдрамы (X. Лейнер) или катататимно-имагинативной психотерапии (Я. Л. Обухов). Это психоанализ при помощи заданных, эмоционально переживаемых пациентом образов. Но психотерапевт задает лишь тему, без материальной структуры, а у пациента, находящегося в состоянии расслабления и покоя, в воображаемых образах отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты. В этих детально воспроизводимых образах, как и в сновидениях, наблюдаются сходные явления в виде сгущения, смещения, вытеснения и т. д. Предлагаемые психотерапевтом мотивы имеют широкое Диагностическое и терапевтическое значение. В этом отношении наиболее широко используются следующие мотивы,

  1. Цветок. Обращается внимание на форму, цвет, наличие почвы, фона, ощущения от прикосновения. Признаками нарушений, например, считаются абстрактные, металлические цветы, черные или увядшие растения.
  2. Дерево. Символизирует родителей или других значимых для пациента лиц, либо то, каким хотелось бы быть пациенту.
  3. Три дерева. Образ рассматривается психотерапевтом как проективный тест на внутрисемейные отношения.
  4. Семья животных. Происходящее в семье животных отражает события в собственной семье пациента.
  5. Собственный надел земли. В данном образе отражается состояние Я пациента, его границы и отношения с окружающими.
  6. Пациенту предлагается представить себя на 10 лет старше. Таким образом раскрываются ожидания и установки субъекта на свое будущее,
  7. Луг. Образ луга является с точки зрения психоанализа матерински-оральным символом, отражающим главным образом переживания первого года жизни.
  8. Подъем в гору. Остроконечная гора символизирует мужское начало, гора с округлой вершиной — женское. Подъем в гору отражает характер половой идентификации пациента, уровень его притязаний и характер самооценки. Вид с вершины горы назад символизирует прошлое, вперед — будущее, направо — рациональную («мужскую») установку, налево — эмоциональную оценку и установку пациента («женскую»).
  9. Следование вдоль ручья. Ручей считается орально-материнским символом. Данный образ отражает характер психического развития пациента, его динамику.
  10. Обследование дома. В таком образе отражается состояние личности пациента, его самооценка, эмоциональное состояние в данный момент, его проблемы, пристрастия, страхи и желания.
  11. Встреча со значимым лицом. Образ представления может быть реалистичным или символическим в виде животного. Он символизирует актуальные отношения пациента со значимым для него человеком.
  12. Опушка леса. Лес символизирует бессознательное. Из леса могут выходить разные существа, то есть в образах отражается отношение Я к своему бессознательному, к своим аффективным импульсам.
  13. Лодка. Образ отражает переживания Я в мире.
  14. Пещера. Образ символизирует женский аспект, утробу матери. Прорабатываются разные сексуально ориентированные проблемы.

 

Сторонники метода символдрамы рекомендуют использовать его в психотерапевтической работе с пациентами начиная с 8 лет жизни. По их мнению, работа с вызванными образами особенно эффективна у людей с невротическими проявлениями.

Более сложно, чем у 3. Фрейда и его сторонников, представлена структура и динамика личности в аналитической психологии К. Юнга. На грани сознательного и бессознательного находится так называемая «тень» — желания и мысли человека, которые им не принимаются или вытесняются в бессознательное, но влияют на регуляцию поведения.

Более глубокие образования — это «анимус» (образ мужчины в женщине) и «анима» (образ женщины в мужчине). Это некие обобщенные образы в бессознательном человека.

Еще более глубокими являются образы Великой Матери и Великого Отца.

И, наконец, самыми глубокими в структуре бессознательного являются базисные архетипы мужского и женского начал.

Таким образом, работа с болезненными переживаниями пациентов больше всего ориентируется на раскрытие образов коллективного бессознательного, отражающего не только онтогенетические особенности психологического развития пациента» но и филогенетические закономерности развития человечества.

Поскольку для проведения психоаналитической психотерапии необходима склонность пациента к самоанализу в понятиях психоанализа, что, с одной стороны, для многих пациентов неприемлемо в силу сексуально односторонней направленности, а с другой — из-за невольного игнорирования значимых актуальных переживаний иного содержания, то постепенно в мире остается не так уж много специалистов, приверженных только психоанализу. Существуют различные ответвления от этого направления. Одним из них является когнитивно-аналитическая психотерапия, разработанная Э. Рейлом.

Источник: 
Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилатики и психотерапии: Пособие для студентов психологических факультетов университетов.— Саб.: «Паритет», 1999.— 224 с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.