Схема рождения мотива поведения и действия

Схема процесса мотивации и место мотива в структуре действий по достижению цели показаны на рисунке 5.12.

Интерес - особое внимание к чему-нибудь, эмоциональное проявление потребностей человека.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены. Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни - положительно, если в них правильно сочетаются общественное и личное; другие - отрицательно, как мелкие, обывательские, стяжательские, эгоистичные, связанные только с удовлетворением своих различных потребностей или низких страстей.

Различие по цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Первые вызываются непосредственной эмоциональной привлекательностью значимого объекта, вторые - имеют место тогда, когда интересует человека то, что нужно для реализации другого интереса.

Различают широкие и узкие интересы. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного - двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов - содержательные интересы располагаются в двух (а иногда и в трёх) не связанных друг с другом областях деятельности.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами её психологического склада. Устойчивый интерес - одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Интересы - это важная сторона мотивации деятельности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система знаний личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения - это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека.

Мировоззрение - система обобщённых взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нём, определяющих жизненные позиции, ценности, идеалы, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Понятию мировоззрение близки понятия общая картина мира, мировосприятие, мироощущение, миропонимание.

Не следует забывать и о стремлениях. Стремления - это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно отсутствуют в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

Если отчётливо осознаются не только условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства, которые рассчитывает он использовать, то такие стремления принимают характер намерения.

Стремления могут приобретать различные психологические формы. Наряду с намерениями конкретной формой стремлений человека является мечта, как созданный фантазией образ желаемого, побуждающий человека не только созерцать в законченном виде то, что еще предстоит совершить, создать и построить, но и поддерживающий и усиливающий энергию человека. К стремлениям следует отнести и страсти - сильные чувства, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план в деятельности человек всё, что не связано с интересующим объектом, и на протяжении длительного времени неизменно определяющие направление мыслей и поступков человека. Неудовлетворённая страсть вызывает бурные эмоции. Стремления порождаются и идеалами, вызывающими потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец поведения.

Разумеется, намерения, мечты, страсти, идеалы и другие мотивационные образования могут быть высокими и низкими, моральными и аморальным, и в зависимости от этого играть различную роль в деятельности людей и жизни общества.

Источник: 
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 217 с.
Материалы по теме
Мотивы учебной деятельности
Карпов А.В., Общая психология
Задачи и мотивы деятельности
Теплов Б.М., Психология
Иерархическая модель мотивов по А. Маслоу
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Интериоризация действий
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2
Конфликты мотивов
Хайнц Хекхаузен, Психология мотивации достижения
Понятия мотивации, потребности, мотива
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Сила мотива и эффективность научения
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Условия развития предметных действий
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Оставить комментарий