Роль и место функциональною состояния в поведении

Функциональные состояния регулируемые модулирующей системой мозга, - необходимая составляющая любого вида деятельности и поведения.

Отношения между уровнем активации мозга и эффективностью выполнения различных действий, операций, навыков, обучения и т.д. обычно описываются куполообразной кривой, показывающей, что наиболее высокие результаты деятельности достигаются не при самой высокой, а при более низкой активации нервной системы, получившей название оптимального функционального состояния.

Манипуляция фармакологическими веществами и электрической стимуляцией ретикулярной формации показала, что с изменением уровня активации в мозге эффективность исполнения и обучения смещается по куполообразной кривой.

Возможность оптимизировать обучение детей за счет управления их состоянием была исследована К. Мангиной. Она показала, что успевающие дети работают в определенном оптимальном коридоре функциональных состояний. Проводя контроль электрической активности кожи и, изменяя функциональное состояние, она ускорила у детей, с задержкой развития, формирование ряда когнитивных навыков и повысила их успеваемость в школе. Данные, свидетельствующие о зависимости обучения от модулирующих влиянии, позволяют говорить о трех факторах, которые необходимы для ассоциативного обучения: наличие условного сигнала, подкрепление и активирующие модулирующие влияния.