Парадигма в социологии

Исходная теоретическая модель постановки проблем, методов их исследования и решения. Впервые это понятие ввел американский специалист в области развития научного знания Т. Кун, который считал, что говорить о парадигме можно лишь в том случае, когда одна достоверная теория господствует над всеми остальными и все научное сообщество согласно с правильностью ее постулатов. Это коллективная познавательная установка (модель), посредством которой целое поколение ученых выстраивает и интерпретирует накопление новых фактов, не укладывающихся в иные модели. Другим условием существования научной П. в с. является ее способность объяснять сущностные аспекты реальной действительности. Согласно Т. Куну, ученые работают в рамках П. в с., которые являются общими способами видения мира и на основании которых определяется то, какого рода научной работой следует заниматься и какого рода теории являются приемлемыми. Однако со временем выявляется ряд аномалий, которые не могут быть решены в рамках существующей П. в с. Кун называет это моментом внезапного перелома, когда старая парадигма сменяется новой. В социологии это связано с появлением новой социологической школы. Каждая из школ относительно самодостаточна и использует собственные методы и теории. В социологии сложились и завоевали признание четыре П. в с. Их возникновение связано с именами К . Маркса, Э . Дюркгейма, М . Вебера, Б. Скиннера. Соотвественно это парадигма в социологии: социально-исторического детерминизма, социальных фактов, социальных дефиниций и социального поведения. В рамках существующих научных П. в с. в ходе исторического развития сложились общеметодологические (концептуальные) подходы к анализу общества . Они характеризуются непосредственной направленностью на изучаемый объект, своеобразием исходных принципов анализа, акцентом на той или иной стороне рассматриваемого явления. Концептуальные подходы – совокупность общеметодологических принципов анализа общества, непосредственно направленных на изучаемый объект. В основе каждого из научных подходов лежит специфический исходный принцип рассмотрения социальных проблем, процессов и явлений, поэтому наличие разнообразных концептуальных подходов в социологии свидетельствует о плюрализме социологического знания.

Парадигма в социологии “социальных фактов” интепретируется в социологии с позиций структурно-функциональной, системной и конфликтной теорий. П. в с. “социальных дефиниций” включает теории социального действия, символического интеракционизма , феноменологической социологии, этнометодологии. П. в с. “социального поведения” трактует социальную реальность с позиции теории социального бихевиоризма (бихевиористкой социологии) и теории социального обмена . П. в с. “социальных фактов”, структурный функционализм и теория социальных конфликтов широко использует понятия “согласие и конфликт”, сосредоточивая внимание на социальной обусловленности отношений и процессов. Целостность социальной системы достигается посредством процесса интеграции общепринятых социальных ценностей и норм, что означает постоянное упорядочение и сведение всего многообразия функций различных социальных систем в единую и строго организованную систему социального порядка. Так, в русле П. в с. социальных конфликтов особое внимание уделяется изучению не порядка, а социальных изменений, возникающих в результате борьбы за удовлетворение первичных потребностей через постоянный конфликт в обществе. В П. в с. “социальных дифиниций” наиболее значимой до сих пор остается теория социального действия, основы которой заложили М. Вебер, Т . Парсонс и Р. Мак-Айвер. Особое место в изложении основных принципов этой теории занимает наследие Т. Парсонса. Он дал ответ на вопрос, какие аспекты взаимодействия способствуют стабильности системы, что представляют собой выполняемые ими функции по поддержанию функционирования социальной системы, а также обобщил условия порядка и стабильности социальной системы. В рамках теории интеракционизма отправным пунктом является теоретическое наследие М. Вебера (где основной упор делается на символический, коммуникационный аспект общественной жизни). В числе предшественников символического интеракционизма были Г. Мид, Ч. Кули, У. Томас и др. Среди современных западных социологов широкой известностью пользуется Чикагская школа во главе с Г. Блумером, автором самого термина “символический интеракционизм”.

Формирование феноменологической теории в социологии связано с именами Э. Гуссерля, А. Щюца, Г. Гарфинкеля. Системное изложение теория получила в работе П. Бергера и Т. Лукмана. Важным ответвлением феноменологической теории является этнометодология, получившая статус самостоятельной социологической теории под определяющим влиянием трудов И. Гофмана. Этнометодология исходит из того, что, вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие. Эти представления организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения.

В П. в с. “социального поведения”, психологическом редукционизме и теории обмена рассматриваются аспекты психологического бихевиоризма. Р. Бегесс, Д. Бишелл сводят социальное поведение к поведению психологическому и используют для его описания биологические и психологические понятия. В теории социального обмена , возникновение которой связано с публикацией книг Д . Хоманса и П . Блау , индивид рассматривается как организм с биологическими потребностями, ищущий вознаграждения. Современный психологический подход многовариантен. Одно из центральных мест в нем занимает психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд. Психоанализ ставит в центр психологических исследований бессознательные психические процессы и мотивации, в частности, вытеснение аффективных переживаний человека в сферу бессознательного, что непосредственно сказывается на поведении личности . К позитивистски ориентированным концептуальным подходам примыкает метод структурно-функционального анализа . Он ориентируется на рассмотрение общества как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические роли (функции). Деятельность элементов рассматривается в их взаимосвязи со структурной организацией общества.

Глубокую традицию имеет антропологический подход, основанный на видении истоков коллективистской сущности человека. Этот подход требует изучения обусловленности социальной жизни природными качествами человека, его потребностями в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т.д. Известное сходство с антропологическим методом в требованиях ориентироваться в исследованиях на человека имеет психологический подход. Однако в отличие от антропологизма он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, взятого в его непосредственном окружении. Психологический метод ориентирован на изучение механизмов поведения индивида, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

Системный подход состоит в рассмотрении социальной системы общества как особого механизма, тесно связанного с окружающей средой. Всестороннее изучение внешних и внутренних взаимосвязей и взаимодействий различных социальных образований и их адаптационных свойств и составляет главную познавательную проблему в рамках данного подхода. За сравнительно небольшой срок своего существования (с 1950–1960-х гг.) системный подход показал свою конструктивность и представлен в разнообразных теориях политических систем. Исследование динамичных аспектов явлений и процессов общества связано с использованием деятельностного подхода, который предполагает рассмотрение индивида через призму специфического вида деятельности как циклического процесса, имеющего последовательные стадии.

Источник: 
Словарь-справочник по социологии. Учебное издание: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2011