Основные теории и концепции социологии

Общество представляет собой достаточно сложный объект исследования. В зависимости от научных ориентаций и идейных пристрастий одни и те же социальные факты и события могут по-разному объясняться и интерпретироваться социологами. Дело в том, что при анализе общества могут использоваться различные познавательные принципы и приемы его отображения, которые задают логику организации полученных знаний. Совокупность основных методологических положений, принципов, формирующих изначальные критерии и установки на определенное понимание социальных явлений, соответствующий подбор и интерпретацию эмпирических факторов, называется концепцией (от лат. conceptio — понимание, система). Иначе говоря, концепция — это определенный способ понимания, толкования какого-либо явления или процесса, руководящая идея их систематического освещения. Определенный способ понимания социологических фактов может приобретать форму теории, которая также используется для интерпретации социальных явлений.

Термин «теория» (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) обозначает систему основных идей, дающих целостное представление о закономерностях и существенных связях социальной реальности.

Социологическая наука содержит множество школ и направлений теоретического истолкования социальных явлений, каждая из которых достаточно избирательна в оценке эмпирических фактов, определяющих поведение людей, групп, общностей.

Многообразие концепций социологической науки условно можно разделить на две группы: макросоциологические и микросоциологические. Их различия обусловлены изначальными установками на определенное понимание общества:

  1. либо оно интерпретируется как целостная система, состоящая из внутренне упорядоченных взаимодействий общественных структур (политической подсистемы, экономической подсистемы, культуры, религии и т.д.);
  2. либо общество рассматривается в контексте повседневного взаимодействия индивидов (интеракций).

Условность такого выделения связана с тем, что подчас непросто провести границу между этими двумя уровнями анализа общества, поскольку они взаимозависимы. Преодолеть указанный разрыв пытались многие социологи. По этой причине возник и третий ряд концепций, который можно условно назвать интегральным. Сторонники данного подхода полагают, что ни структура, ни действия не могут существовать независимо друг от друга. Так, американский социолог Питирим Сорокин (1889—1968) рассматривал общество в контексте его взаимоотношений с индивидом и группами, которые обусловлены культурой.

Однако для лучшего понимания специфики социологического исследования общества остановимся на анализе макро- и микросоциологических теорий.

Макросоциологические теории

В анализе общества сторонники подобного подхода главное внимание уделяют выявлению социальных структур, определению характера их взаимодействия. Социальные явления — структуры, институты (семья, религия, экономика и т.д.) — рассматриваются как объективные «вещи» (по Э. Дюркгейму), не зависящие от идей и мнений членов общества. В связи с этим макросоциологические теории можно квалифицировать как объективистские. При таком подходе первичной клеточкой общества выступают социальные институты, которые обусловливают поведение индивидов, входящих в них с момента рождения. По этой причине, например, верующий и атеист различным образом будут относиться к мошенничеству: первый будет считать его грехом, а второй, возможно, найдет ему мирское оправдание. Объективистские концепции стремятся выявлять законы строения, развития и функционирования общества, проявляющиеся во взаимодействии его структур. В основе их взаимодействия может быть либо консенсус (согласие), либо конфликт интересов. В связи с этим среди макросоциологических направлений социологического знания обычно выделяют две теории: теорию функционализма и теорию конфликта.

Теория функционализма

Родоначальником функционализма считается английский социолог Герберт Спенсер (1820—1903), он рассматривал социологию как единственную науку. В соответствии с этой методологической установкой Спенсер отождествлял общество с живым организмом, подобно человеческому телу. Каждый орган человеческого тела (мозг, сердце, руки, желудок и т.д.) выполняет конкретную функцию в процессе поддержания жизни всего организма. Связанные между собой обшей целью, различные органы человеческого тела образуют взаимосвязанную систему. Если один орган прекращает функционировать или действует недостаточно, организм не может функционировать нормально и, возможно, полностью выходит из строя. Социолог-функционалист рассматривает общество как организм, состоящий из взаимосвязанных частей: военной, экономической, медицинской, религиозной и т.д., каждая из которых выполняет свою функцию. И чем больше различий между этими функциями, тем труднее одной части заменить другую.

Существенным дополнением к первоначальной теории антропологического функционализма Г. Спенсера стала идея французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858—1917) о связи социальных структур с моральными ценностями. Если общество состоит из элементов (государства, религии, семьи, образования), каждый из которых влияет на существование всей системы, то понять место каждого из них можно, лишь анализируя его функции. Э. Дюркгейм не только ранжировал общество на структуры по их функциям, но и объяснил, что они взаимодействуют друг с другом на основе преобладающих в обществе верований и системы ценностей.

Современный функционализм акцентирует внимание не только на ранжировании социальных структур по функциям, но и главным образом на способах достижения социальной интеграции, устойчивости общества как системы, преодоления дисфункциональности в деятельности социальных институтов (т.е. неэффективного выполнения ими своих функций). Так, автор современной версии функционализма Талкотт Парсонс (1902—1979) анализирует общество в контексте функциональных требований, которые обеспечивают стабильность и выживание социальной системы. По его мнению, общество — это хорошо интегрированная система, состоящая из экономической, социальной, политической, духовной подсистем, которые выполняют соответственно функции адаптации, интеграции, целедостижения, поддержания существующей модели. Устойчивость и интеграция общества как системы достигаются благодаря согласию большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.

Не менее важным положением современного функционализма является тезис о постепенности, эволюционном характере изменений в обществе, исключающий революцию как способ преобразования.

Конфликтологическая концепция

В противоположность этому конфликтологическая концепция иначе объясняет законы развития общества.

Движущей силой социального прогресса является конфликт как состояние скрытого или открытого столкновения конкурирующих сторон.

Причины и характер противоборства социальных общностей и групп по-разному объясняются в социологии, что привело к существованию различных версий конфликтологической парадигмы.

Основоположником теории социального конфликта был немецкий философ Карл Маркс (1818—1883). Он рассматривал общество как целостность, состоящую из групп людей — классов, интересы которых не совпадают. Деление людей на классы зависит от их различного положения по отношению к средствам производства. Интересы классов-собственников (например, буржуазии) являются противоположными интересам классов, не обладающих собственностью на средства производства (например, пролетариата). Непримиримость их интересов порождает классовый конфликт, который должен быть разрешен с помощью социальной революции. Эксплуатируемый класс восстает и преобразует общество. Следует заметить, что в марксизме не только социальный конфликт объясняется влиянием материального производства, но и все сферы жизни общества обусловлены им (материальный базис общественноисторической формации определяет ее надстройку — государство, политику, идеологию и т.д.).

Однако негативные последствия социальной революции — это всегда состояние хаоса, разрушение привычных форм жизнедеятельности. По этой причине возникло иное объяснение природы конфликта, сформулированное современным немецким социологом Ральфом Дарендорфом (р. 1929). Его социология конфликта основана на тезисе о том, что каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом. Существование конфликтующих групп он связывает не с их местом в экономической системе, а с наличием у одних возможности властвовать и господствовать над другими. Поэтому структурирование общественных групп у Р. Дарендорфа основано на отношениях господства и подчинения. Так, ученики подчиняются учителю, предприниматели господствуют над рабочими и т.д. Осознание общности интересов объединяет людей в классы, интересы которых могут открыто выражать профсоюзы, политические партии и т.д. Благодаря институтам представительной демократии (свободным выборам, парламенту, партиям) удается включать подчиненные группы в процесс распределения материальных и иных ресурсов. К тому же система ценностей, по Р. Дарендорфу, предохраняет общество от распада, притом что каждый элемент общества вносит свой вклад в дезинтеграцию и изменения.

Микросоциологические теории

Этот ряд концепций интерпретирует общество как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируя внимание на специфичности социального поведения человека, отличающего его от животного. В противоположность макросоциологическим (объективистским) микросоциологические парадигмы трактуют социальные явления субъективно', как существующие исключительно благодаря идеям и мнениям людей. Данную группу концепций можно назвать культурно-аналитическими.

Среди них выделяют теорию социального действия немецкого социолога Макса Вебера (1864—1920). Социальными Вебер называет такие действия, которые содержат субъективно подразумевающийся смысл, доступный пониманию других индивидов. Понять и интерпретировать поведение людей можно, лишь раскрывая значения и смыслы, которые сами индивиды ему придают. Следовательно, действия (и взаимодействия) людей всегда сознательны, опосредованы определенными мотивами или намерениями.

Позднее теория социального действия была дополнена и развита концепциями символического интеракционизма и социальной феноменологии.

Ее автором являлся американский социолог Джордж Мид (1863 — 1931). Он исходил из того, что в совокупности межиндивидуальных взаимодействий формируется общество и происходит становление индивидуального сознания. Сторонники данного подхода считают, что, когда незнакомец вступает с вами в разговор, вы пытаетесь разгадать смысл его слов, действий и их мотивов, чтобы выработать правильную реакцию. В отличие от животных люди реагируют непосредственно не на воздействия внешнего мира: они наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки.

Одним из основоположников феноменологии являлся австрийский социолог Альфред Щюц (1899—1959). Он акцентировал внимание на способах, которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификации его явлений. Чтобы понять социальную роль жизни, по мнению ученого, необходимо изучить способ, с помощью которого люди дифференцируют конкретные явления по определенным категориям. Истолкование социальных взаимодействий, согласно Щюцу, основывается на понимании мира человеческой непосредственности, феноменального мира чувствования, стремления, фантазирования, желания, сомнения, утверждения, воспоминания о прошлом и предвосхищения будущего, вообще всего того, что составляет жизненный мир.

Теория этномедологии. Она была сформулирована американским социологом Гарольдом Гарфинкелем. При анализе общества он акцентировал внимание на методах, используемых индивидами для воспроизводства социальной жизни. По его мнению, упорядоченность межличностных взаимодействий достигается с помощью принятия на веру правил и понятий, господствующих в обществе и определяющих поведение людей в процессе их взаимодействия. Другой представитель этнометодологии — американский социолог Ирвин Гофман вслед за В. Шекспиром уподобляет жизнь театру, где люди, как актеры, играют определенные роли, которые они сознательно принимают на себя, чтобы произвести впечатление и воздействовать на других.

Ключевые слова: Социология
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Неоклассическая социология
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Критическая теория Франкфуртской школы
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Метод биографической прогулки в социологическом исследовании
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Основные направления современной социологической науки
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Методология социологического исследования
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Функции социологии
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Постклассическая социология
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Марксисты в российской социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий