Операции мыслительной деятельности

Под операциями мыслительной деятельности понимают умственные действия по преобразованию объектов (психических состояний, идей, мыслей, образов и др.), представленных в форме понятий. Они как бы составляют технологическую структуру мышления. Это операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации и классификации.

Анализ - мысленное расчленение познаваемого объекта на отдельные составляющие или выделение его элементарных свойств. Так, в познавательной деятельности индивида выделяются составляющие ее процессы ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, представления, воображения и речи, хотя эти процессы образуют единую системы познания окружающего мира человеком.

Синтез - мысленное соединение отдельных составляющих объекта в единое целое. Эта операция функционально противоположна анализу Вместе с тем анализ и синтез столь взаимосвязаны, что их независимость друг от друга весьма условна. Например, изучая индивида, психолог, выявляет отдельные его черты и одновременно создает психологический портрет в целом. Единство этих операций столь велико, что С. Рубинштейн в качестве важнейшего механизма мыслительной деятельности обозначил познавательную операцию «анализ через синтез» Ее суть состоит в последовательном чередовании этих операции при изучении объекта. Познавая объект, индивид включает его во все новые связи с другими объектами. В этих обновляющихся связях объект про являет новые качества и свойства, которые вновь анализируются, и т.д.

Сравнение - установление сходства и различия между объектами познания. При сравнении становятся видимыми такие свойства сравниваемых объектов, которые трудно было заметить в условиях их изучения в отдельности.

Абстрагирование - игнорирование в познаваемом объекте всего того, что в данной ситуации может быть отнесено к несущественному, и выделение только важного, значимого. Например, при изучении психологического климата в группе на первых порах в целях оперативного получения общей картины можно не учитывать ее половозрастной состав. Однако же ясно, что подобный учет приблизил бы результаты наблюдения к объективным.

Обобщение (генерализация) - выделение общего значимого в изучаемом объекте. Так, исследуя уровни развития процессов восприятия у отдельных детей, мы с определенной гарантией (риском, достоверностью) переносим выявленные феномены на всех детей, устанавливая тем самым некоторые закономерности.

Конкретизация - перенос общего утверждения о свойствах, характеристиках и параметрах объектов на какой-либо отдельно взятый объект. Это операция, противоположная обобщению. Зная, например, что холерикам свойственна вспыльчивость, мы вполне обоснованно можем ожидать от человека с холерическим темпераментом аналогичного поведения в той или иной ситуации.

Систематизация - представление объекта в виде, не сводимом к сумме его отдельных составляющих или частей, когда целое по содержанию оказывается больше суммы его составляющих. Согласуя, например, отдельные качества кандидатов в спортивную команду при ее создании, мы формируем целостный игровой «организм», превосходящий по своим возможностям сумму возможностей отдельных индивидов.

Классификация - группировка психологических объектов или их частей по каким-либо признакам. По набору таких признаков осуществляется классификация характеров, темперамента, нарушений психических процессов.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Темы: