Методы тестирования

Методы тестирования используют специальным образом разработанные вопросы и задания. Ответы испытуемого оцениваются по измерительным шкалам в числовой форме. Интерпретация результатов хотя и базируется на числовом материале, но ему не следует слепо следовать. Достоверная интерпретация - это не только наука, но и искусство, требующее от психолога значительного профессионального и жизненного опыта, интуиции, аналитичности мышления и умения синтезировать разнородную психологическую информацию. Неквалифицированное использование тестов представляет собой социальную опасность. Следует очень осторожно подходить к публикации тестов, касающихся психического здоровья людей, продолжительности их жизни, поворотных моментов судьбы и т. п. Самокодирование подсознания негативным тестовым материалом может проявиться в самые неподходящие моменты жизни человека.

В умелых руках тесты - серьезный инструмент психологического исследования. Они нашли широкое применение при индивидуальном отборе персонала, формировании управленческих команд, оценке психических состояний человека и т. д. Достоверность диагностических процедур, осуществляемых с помощью тестирования, достигает 97 %. Такая высокая точность обеспечивается комплексным применением бланковых процедур с аппаратурными методиками (аппаратура регистрации движения зрачков глаз, физиопринт, «детектор лжи» и др.).

Тестирование представлено в психологии большим количеством тест-процедур.

По форме решаемых испытуемым диагностических задач различают следующие виды тестов:

  • самооценочные (испытуемому предлагается самому оценить свои индивидуально-личностные характеристики по представленным стандартным вопросам и сделать некоторые несложные выводы);
  • диагностические (роль испытуемого ограничена лишь выполнением тестового задания без его психологической интерпретации);
  • проективные (испытуемому предлагается задание, которое допускает неоднозначное решение, обусловленное осознанными или бессознательными доминирующими потребностями, пристрастностью и системой ценности личности);
  • тест-задачи (испытуемый решает конкретную задачу, выявляющую наличие той или иной психологической характеристики).

По виду диагностических средств тесты могут подразделяться на бланковые и аппаратурные.

Бланковые тесты предоставляются испытуемым в виде списка вопросов или утверждений и бланков для занесения ответов.

Аппаратурные тесты заложены в программы работ специальных устройств, выполненных на самой различной основе (на электронных, механических, световодных устройствах). Примеры тест-аппаратов:

  • полиграф, или «детектор лжи» (используется, например, в следственной работе для выяснения уровня искренности ответов подозреваемого или свидетелей);
  • аппаратура регистрации движения глаз (также может использоваться для оценки доверия к показаниям человека, проходящего по судебному делу);
  • компьютерные технологии (здесь следует учесть, что достоверность результатов может быть снижена из-за отсутствия навыков работы испытуемого с компьютером).

Выбор вида теста или их «батареи» - задача сложная и ответственная, требующая не только теоретических знаний, но и практического опыта.

Ключевые слова: Тесты
Материалы по теме
Тестирование в психологии
Анна Анастази, Дифференциальная психология
Понятие и виды тестов
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Тест структуры интеллекта Амтхауэра
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Компьютеризированные и компьютерные тесты
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Тест-опросник EPI Г. Айзенка
Ишков А.Д., Учебная деятельность студента
Об «объективных» тестах личности
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Тестирование при приеме на работу
Щекин Г.В., Организация и психология управления персоналом
Определение надежности теста
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Оставить комментарий