Ковалевский Максим Максимович

КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ (1851–1916). Крупнейший русский ученый-социолог, историк, экономист, правовед. Благодаря энциклопедизму знаний оказал огромное влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Основатель генетической социологии. Играл активную роль в создании первых международных социологических институтов, в создании системы социологического образования в России. В двухтомном труде “Социология” (1910) изложил свой подход к социологии как системе научного знания, придерживаясь той же классификации наук, что и О . Конт , а также представил ранее неизвестные факты из истории первобытного общественного строя. Опираясь на знания из нескольких областей (история, социология, экономика, право), изучал историю общины, французскую революцию, западноевропейский феодализм, вопросы социального развития.

Будучи сторонником объективной социологии, К. решительно встал в оппозицию к идеям русской субъективной школы. Определение предмета социологии тесно связывал с исследованием коллективного сознания разных социальных групп , их организации и эволюции. Вслед за О . Контом определял социологию как науку, призванную вырабатывать свод социальных законов и раскрывать таким образом смысл человеческого бытия. Контовскую формулу “наука о социальном порядке и социальном прогрессе” он изменил, считая, что социология – это “наука о социальной организации и социальном изменении”, что каждая социальная организация тождественна порядку, а социальная эволюция не всегда совпадает с процессом лечения социальных болезней. “Социальный порядок” есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования; поэтому изучение социальных изменений он рассматривал как одну из главных своих задач. Итогом исследований в этой области явились сформулированные им принципы нового направления – “генетической социологии” (или социальной эмбриологии). Он применил этот прием при изучении возникновения и последующего генезиса собственности, семьи , рода, обычаев, власти , государств разных типов.

С успехом генетической социологии были связаны надежды К. на открытие законов, управляющих социальными процессами, а затем и общей формулы социальной эволюции. Адекватным средством решения задач социологии он считал сравнительно-исторический метод. По мнению К., общественный прогресс – это постепенное расширение сферы солидарности, выявление ее сущности и описание ее форм. Все народы участвуют в мировом прогрессе, который приведет их объединению в “мировое солидарное общество”. Здесь действует много факторов, ни один не является определяющим. Задача социологии – преодоление односторонности различных школ, интеграция всего положительного в них на почве “теории социального прогресса”. Разрабатывая положения генетической социологии, К. предложил концепцию методологического плюрализма как итог дискуссии по проблеме одного фактора.

Его плюралистическая концепция представляется важным этапом в развитии социологической мысли в России. Она фактически способствовала постановке новой задачи социологии, которая теперь рассматривалась как систематизация социальных фактов, установление их причинных связей и социальных функций. В истории отечественной и мировой социологии К. занимает особое место, завершая классический этап развития позитивистской социологии. Созданные им теории и обновленный понятийный аппарат ускорили ее переход на новую ступень – неопозитивистскую стадию. Критики К. ставилиему в укор недооценку роли социальных конфликтов , рассмотрение идеальной модели общества . Революцию он рассматривал как результат ошибок правительства.