Контекстуализм

Контекстуализм — это системный взгляд на развитие и поведение, последователи которого утверждают, что данные процессы всегда реализуются в некотором специфическом физическом и социокультурном контексте. Большинство аспектов развития человека подвержены значительному влиянию культуральных практик, обычаев и убеждений, а также обусловленных ими взаимодействий ребенка и человека, заботящегося о нем, что соответствует обсуждавшейся ранее позиции, занимаемой Выготским.

Исторически методами исследования, предпринимаемыми в рамках контекстуального подхода, были кросс-культурные сравнения и изучения воздействия на ребенка различных практик заботы о нем и воспитания. Например, популярной областью исследования было очевидное различие контекстов, в которых дети спят одни либо вместе с одним или двумя родителями, и вероятных последствий этого. В ставшем классическим описательном исследовании, проведенном Глидой Морелли и ее коллегами, установки американских семей, представителей среднего класса, в которых дети никогда не спали вместе с матерями по достижении 6-месячного возраста, сравнивались с установками семей майя, проживающих в Центральной Америке, где все младенцы спят с матерями до 2-3-летнего возраста. В интервью матери из США подчеркивали необходимость ранней тренировки независимости ребенка, что соответствует представлениям индивидуалистической культуры Соединенных Штатов.

Матери майя, напротив, считали, что если младенец спит один и в другой комнате, то это признак пренебрежения ребенком. Они упоминали такие преимущества «совместного сна», как сохранение близких отношений с ребенком и стимуляция его социального сознания. В детальном обзоре другого исследования, посвященного данной теме, авторы цитируют такие дополнительные преимущества совместного сна, как повышение вероятности выживания ребенка, поскольку, если ночью что-нибудь случится с ребенком, родитель всегда оказывается рядом. Этот пример показывает, как при помощи традиционного контекстуального подхода к изучению развития путем сравнений можно получать информацию, которую легко упустить, изучая проблему только в рамках одной культуры и затем делая генерализацию результатов, перенося их на всех детей.

Сегодня контекстуальные подходы идут еще дальше, акцентируя внимание на том, как происходит взаимодействие культурных практик, ребенка и взрослого в ходе развития одновременно на нескольких уровнях. Это приводит нас к теориям экологических систем.

Темы: Выготский
Материалы по теме
Личность с точки зрения Выготского
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Л. С. Выготский в истории возрастной психологии
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Л. С. Выготский о личности
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2
Л. С. Выготский - Проблема возраста
Дубровина И. В., Возрастная и педагогическая психология
Выготский Л.С. - Кризис семи лет
Дубровина И.В., Младший школьник
Л. С. Выготский - О подростковом кризисе
Дубровина И. В., Возрастная и педагогическая психология
Происхождение и развитие высших психических функций
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Оставить комментарий