Эмиль Дюркгейм

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ (1858–1917). Признанный классик мировой социологии. С его именем связан процесс институционализации социологии во Франции, становление ее как научной дисциплины. Он разработал содержание понятий “аномия ” и “девиация ”. По мнению Д., социология может стать наукой только при условии, если у нее будут собственный предмет и собственный метод. Предмет социологии, по Д., – это социальные факты, которые составляют особую социальную реальность, имеющую свои собственные качества и законы. Именно социальные факты управляют индивидом. В “Правилах социологического метода” Д. формулирует 3 основных положения, которым, по его мнению, должна следовать социология. Первое правило состоит в том, чтобы рассматривать социальные факты как вещи.

Это означает, что: а) социальные факты являются внешними для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования обществ.

Второе правило состоит в том, чтобы “систематически отмежевываться от всех врожденных идей”. Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов. Третье правило состоит в признании приоритета целого над составляющими ее частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество представляет собой автономную систему, управляемую своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида. Совокупность социальных фактов составляет социальную реальность, под которой понимается вся общественная жизнь, все общество: его социальная структура , группы , личности , социальные институты , организации , отношения и др. Социальная реальность также существует объективно, независимо от нашего восприятия. Д. одним из первых применил понятие “прикладная социология”, считая, что она должна дать набор правил социального поведения. Им разработана методология и методы социологических исследований.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии, Д. использует понятие “социологизм”, выступающее как философское учение. В конкретной исследовательской практике социологизм означал для Д. необходимость изучения “социального через социальное”, т.е. объяснение всех социальных явлений социальной средой их существования, служившей главной детерминантой общественных явлений. Социология как наука самостоятельна и самодостаточна. У нее должны быть свой понятийный аппарат и своя методология. Ядро социологической теории Д. образует теория “социальной солидарности”. Изучению этой проблемы посвящен его главный труд “О разделении общественного труда”. Анализируя эволюцию общества, Д. выделяет два основных типа социальных связей, которым соответствует общество с “механической солидарностью” и общество с “органической солидарностью”. Общество с механической солидарностью стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминирует его сознание и поведение. В обществе с органической солидарностью социальная сплоченность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов. Главным показателем прогресса и историческим законом Д. считает переход от механической солидарности к органической. Кризисное состояние общества он называл аномией – состоянием, когда общество утрачивает свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в ценности общества. Аномия может также возникать вследствие нарушения равновесия между потребностями и степенью их удовлетворения. Следствие – усиление девиантно го поведения . Д. много внимания уделил исследованию самоубийств . Одной из наиболее известных является его книга “Самоубийство”, которая до сих пор считается основным и наиболее точным источником по данному вопросу. Прижизненные труды: “О разделении общественного труда” (1893), “Метод социологии” (1895), “Самоубийство” (1897), “Социологический этюд” и “Элементарные формы религиозной жизни” (1912).