Биография Будды

Если бы я смог написать биографию Будды «как это было» и живо рассказать о личности Шакьямуни, то гений мой был беспределен.


Недостаточно быть буддистом или буддологом, чтобы написать достоверную биографию отца-основателя этого кардинально нового арийского мировоззрения.

Недостаточно быть историком или писателем, даже поэтом или высококлассным психологом, чтобы сделать соответствующий правде жизни описание этой масштабной личности.

Одновременно я осмеливаюсь описать личность Будды в силу двух простых причин.

Во-первых, больше я ничью биографию не знаю настолько подробно из всех живших и живущих на земле. Ни биографию своего отца, ни биографию своей матери, ни других родственников - братьев и сестер.

Я не знаю так подробно биографию Владимира Ленина, хотя его биография была предметом исследования пионерского детства, комсомольской юности и коммунистической взрослости.

Я не знаю так глубоко биографию обожаемого с юности Фридриха Ницше.

Я даже биографию своего научного руководителя профессора Новикова Виктора Васильевича не знаю так, хотя и описал его достаточно подробно.

Во-вторых, личность Будды для меня является идеальной. На мой взгляд, это наиболее возможно полная человеческая реализация, пиковое проявление человеческих возможностей и способностей. Дело не в моей идеализации или идеализации тысяч людей, которые думали о личности Будды. Личность была такова.

Несмотря на это, мы постараемся личность Будды описать предельно взвешенно и достоверно.

Большинство современных ученых, занимающихся историей этой философско-психологической доктрины и религии, на основании сохранившихся до наших дней письменных источников, считают основателя буддизма реальной исторической личностью.

В текстах канонического буддизма, фольклоре (гимнах и преданиях), художественные произведениях и научных исследованиях основателя буддизма называют разными именами. Он по рождению принц, названный Сидхартхой (Сидартой), из рода Гаутама, клана шакьев (Шакьямуни -«человек из клана шакьев»). Одновременно он Будда, Татхагата, Джина, Бхагаван и др.

Все они отражают черты и свойства личности основателя буддизма. Некоторые определяют его как реального, мирского человека. Другие опираются на привнесенные описания и качества совершенного богоподобного существа в религиозно-мифологических текстах. Они необходимо заменили реальную личность сперва совершенномудрым Гуру и, в конце концов, имеющим только трансцендентное измерение Богом.

В настоящее время известны пять текстов, в которых описана биография Будды: «Махавасту», написанная во II в. н. э.; «Лалитавистара», появившаяся во II - III вв. н. э.; «Буддхачарита», изложенная одним из буддийских философов, поэтом Ашвагхощей (I—II вв. н. э.); «Ниданакатха» (примерно I в. н. э.); «Абхинишкраманасутра», вышедшая из-под пера буддийского схоласта Дхармагупты.

Несмотря на реальность исторической личности, существуют разногласия в определении времени жизни Гаутамы. Даты имеют временной размах почти 600 лет - от IX до III в. до н. э.

Согласно официальному буддийскому летосчислению, Гаутама родился в 623 г. и умер в 544 г. до н. э..
Большинство исследователей - историков, считают датой его рождения 564 г., а смерти — 483 г. до н. э., иногда округляя их до 560 и 480.

Автор недавно был на месте рождения принца Сидхартхи, и своими глазами видел даты 483 и 564 в одном из храмов в Непале.

Излагая биографию Будды, мы должны представлять, что она (биография) существует на трех языках, организованных в три канонических учения буддизма:

  • язык мифа и сказки, поучительных историй и притч, где Будда выступает в качестве высшей добродетели и проявляет божественное происхождение, обладает сверхвозможностями как Бог на Земле. Это язык образов и символов, которыми насыщены тексты Малой Колесницы -Хинаяны и некоторые сутры Махаяны. Потребность в этом языке всегда существовала для основной массы людей. Как и два с половиной тысяч лет назад, так и сегодня, огромное количество людей Востока и Запада, где популярен буддизм, больше мыслит на языке образов и эмоций и им вполне присущ мифологический способ мышления и выраженная потребность молиться Богам, чем последовать по стопам человека, уже открывшего истину. В сутрах Большой колесницы существует та же тенденция.
  • язык историй из жизни Будды и диалогов с учениками, которые проявляют личность Будды как гуру, Учителя и образца для подражания для миллионов монахов. Этот язык организован в язык предписаний и историй, имеющих нравственное содержание и заповедей для тех, кто встал на путь пробуждения - садхану.
  • язык философии и психологии буддизма, где Будда является ученым человеком, ищущим истину. Здесь наиболее полно раскрывается личность Будды, т.к. она состоит из откровений человека своим близким друзьям. Это язык тантраяны, мантраяны, ваджраяны. Это язык алмазной колесницы.

На этих трех языках Будды имеет три персонификации для человека, изучающего буддизм:

  • Бог
  • Великий Учитель,
  • человек, ищущий истину.

Давайте раскроем все эти три биографии Будды, тем более, все они являются живыми и убедительными для разных людей одновременно.

История Бога-Будды

Принц Сидарта родился в культурной среде, где доминировали идеи шиваизма, джайнизма и брахманизма. Основным содержанием духовной культуры был брахманизм. Посредником между обычными людьми и Богами в нем выступала привилегированная каста браминов, не только контролировавшая отправление религиозных обрядов, но и владевшая накопленными знаниями во многих направлениях культуры (философии, мифологии, астрологии и др.). Носителями этой традиции, священными текстами которой считались Веды, были в основном арии (арьи, арийцы), светлокожая раса, вторгшаяся в Индию за тысячу лет до нашей эры.

Когда умер реальный Будда, то, через несколько столетий, его биография превратилась в глобальную мифологему, состоящую из легенд, преданий, сказок, притч, мистических и религиозных мифов, которые всегда из вполне приличного человека делают сперва, полубога с присущими ему сверхъестественными способностями, а затем и трансцендентного Бога.

Эта трансформация - плод интеграции индусской традиции и жизнеописания Будды. Точнее - плод проекции индусской традиции на личность Будды.

С точки зрения этой интеграции мифологическая биография Будды выглядит как манифестация сил онтологического и трансцендентного порядка.

В течение многих кальп (1 кальпа — период времени, равный 24 000 «божественных» лет или 8 640 000 000 лет человеческих) Будда перерождался на земле в виде разных живых существ — 83 раза святым, 58 раз царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной, 13 раз купцом, 12 раз курицей, 8 раз гусем, 6 раз слоном, а также рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, свиньей, зайцем и т. д. Всего таких перерождений было 550.

В соответствии с мифологическим представлениями, Будда Шакьямуни -это возрождение многих предыдущих будд, воплотивший в себе черты бесчисленных индивидуальностей и эволюционировавший в течение многих миллионов лет в борьбе с силами зла.

Согласно этому учению, будды появлялись с незапамятных времен. Одни версии утверждают, что до Будды Шакьямуни на Земле жили шесть Будд. Поэтому в некоторых священных местах буддизма, например в Санчи и Бхархуте (Центральная Индия), были воздвигнуты семь ступ в честь семи Будд и посажены семь «священных» деревьев — баньянов. В других версиях сообщается о существовании 24 поколений Будд. Сообщается, что Будда -один из Будд, являвшихся в разное время на землю. После смерти каждого Будды его религия процветала в продолжение некоторого времени, и затем забывалась до прихода нового Будды, который снова начинал проповедовать ту же истину. Отчет о двадцати четырех Буддах, предшествовавших Гаутаме, находится в Ятаке. В третьих источниках сообщается о тысяче поколений Будд. Существует мифологическая версия, что Будда Шакьямуни является земным воплощением Верховного Божества индуистического пантеона - Кришны. Будда, по позднейшему учению брахманов, есть одно из воплощений Вишну (девятое).

Будда, таким образом, является не столько человеком во плоти, а, сколько проявлением внемирового начала.

Его манифестация, проявление, в возможных (для человека и всех других существ невозможных) формах опирается на изначальной «буддовости» его сущности.

Воплощение его в формы живого во многих различных сферах и временах возможно потому, что "он" (Оно, То, Тот) имеет в своем распоряжении три чудесных тела:

  1. Нирманакаю - тело, в каковом он появляется в обычном мире (хотя это и не "реальное" тело, а магическое творение для целей сострадания).
  2. Самбхогакаю - в этом теле он является в небесных мирах, чтобы учить бодхисаттв и архатам для наставления и совета (бодхисаттва - букв. "существо, стремящееся к просветлению"). В буддийской традиции бодхисаттва - человек или какое-либо другое существо, который принял решение стать Буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений и спасти все живые существа от страданий.
  3. Дхармакаю, своего рода космическое тело, которое сродни Абсолютной Дхарме - это квинтэссенция качества Буддовости, высшая совершенность шуньяты. Исторического Будду теперь часто называют также Татхагатой - тем, кто осуществил-постиг "таковость" или "этовость" (татхату).

Учение большой колесницы породило пышный пантеон небесных и кос-мических будд и бодхисатв, таких как Амитабха, Будда безграничного Света, обитающий в своем Западном Раю Сукхавати, Манджушри, Бодхисаттва Мудрости, чей алмазный меч отсекает ложные мнения и заблуждения.

Поскольку мир за это время погрузился во мрак неведения, этот необусловленный кармой Бог решил, что пора ему родиться в облике человека, достичь при жизни просветления, стать Буддой, начать проповедовать свое учение, указать человечеству путь к спасению.

И основным мотивом воплощения было Великое Сострадание (Махакаруна), которым наполнилось это божественное существо, увидев, в каком мраке неведения (авидья), страдании (дукха), живут люди на земле.

Этот Будда из высших лок сам выбрал, где и от кого ему родиться. Он воплотился в человеческое тело в Северной Индии, в долине удивительной красоты Лумбини, в манговой роще у озера, где пышно цвели лотосы.

Он принял человеческое тело в арийском племени шакьев, от царя Шуддходаны (Судходаны) и царицы Майя (Махамайи, Майядеви). Царице приснился вещий сон, будто белый слон входит в ее лоно. По более одухотворенной версии - белый слон вошел через правое плечо и поместился в середине грудной клетки, в том месте, где расположено духовное сердце (анахата-чакра) человека.

В соответствии с первым пророческим мифом, толкователи снов предсказали рождение великого сына с 32 необыкновенными телесными признаками (в их число входят золотистая кожа, ровные зубы, округленные руки и ноги, широкие пятки, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. д.), 80 малыми отметинами, в том числе родинками, наделенными магическими свойствами. Обладатель этих признаков и отметин может стать либо Великим Правителем, либо Великим Учителем.

В соответствии со вторым мифом на место в манговой роще, где родился младенец, подошел святой старец, и, осмотрев его и увидев все телесные признаки Великого Учителя, упал перед ним ниц, предсказал ему, что он сделается Буддой, и поведет род человеческий к спасению.

В соответствии с третьим мифом, святой старец, спустился с Гималаев к царю клана шакьев Шудходане. Это было перед рождением ребенка Майей. Он предсказал ему, что родится сын. Он станет или «Императором Веселенной», великим правителем всех времен, или, если увидит болезнь, старость и смерть, станет Буддой - Великим учителем.

Пятимесячным ребенком, он, лежа под деревом, так глубоко задумался, что впал в забытье.
Пять мудрецов, проходивших мимо, так были поражены этим, что поклонились ему и спели ему гимн, которым предвещали, что младенец этот будет проповедником такого учения, которое, как волна, зальет всякое пламя и горе жизни, и, как огонь, очистит весь мир.

Не менее красивый миф существует о том, как он обучился медитации. Его взрослые оставили под деревом во время Фестиваля Пахоты, который шакья праздновали каждую весну, он прикрыл глаза и совершенно естественно вошел в обращенное вовнутрь состояние медитации.

Есть еще очень красивый миф о детстве Сидхартхи. Будучи пятилетним ребенком, он сидел под деревом и видел, как крестьянин пашет землю. На пашню прилетали птицы и склевывали земляных червей. Смотря на это достаточно обыденное для тех мест дело (он родился и вырос в районе Северной Индии, где жили за счет возделывания риса), Сидарта открыл важный закон существования на земле - закон взаимосвязи между действиями (карма) и их результатами (випака). Он пришел к идее детерминированности. Все в мире взаимосвязано. Ни одно действие, как праведное, так и злобное, не проходит бесследно и оплачивается результатом.

Сын Шудходаны подрастал и царь все чаще вспоминал предостережение святого старца. Вне сомнения, ему было важно передать свой престол принцу, чтобы власть в его руках расцвела новыми гранями совершенства и мудрости. И, чтобы он не встречался с болезнью, старостью и смертью, он построил для сына дворец (или несколько дворцов), где он жил и воспитывался в идеальных условиях в среде мудрецов, воинов, красоты учености, музыки, танцев.

Девятнадцатилетним юношей он женился на своей двоюродной сестре Язодгаре (Jasodhara) и предался всей роскоши и неге восточной жизни. По южно-буддийскому преданию, его родственники открыто обратились с жалобой к его отцу, говоря, что сын его живет только в свое удовольствие, ровно ничему не учится, и они боятся, что он не сумеет управлять государством. Принц Сидарта, узнав об этом, просил назначить день испытания и поразил всех своими познаниями. Это единственное предание об его юности.

В соответствии с мифологией, к 29 годам он был не только совершенным витязем, но брахманом, знающим Веды, сложные жреческие ритуалы, современную философию и астрологию.
Язодгара была беременна, и Шудходана уже подумывал о том, чтобы передать царствование наследному принцу и удалиться на покой воспитывать внука.

Но именно в 29 лет принцу пришлось задуматься о своем предназначении.
Хотя Шудходана готовил сына к реализации в качестве царя царей, но не в его власти изменить то, что выбрал Будда из высшей локи. Предначертание должно было быть исполнено.
В соответствии с мифом Боги послали Чанну в качестве возничего. Он был не кем иным, как воплощением Арджуны, мифического героя.

И вот 4 встречи, выступившие как 4 знамения, меняют жизнь принца Сидхартхи.

Встречи с болезнью, старостью, и смертью открывают ему неустойчивость мира сансары, т. е. мира, в котором живет человек. Встреча с монахом подсказывает ему путь, каким он должен пойти.

Когда принц решил стать отшельником и пошел из свого дворца, Мара, великий искуситель, появился в небесах и остановил Гаутаму, обещая ему через семь дней владычество над всеми четырьмя материками, если только он не пойдет далее и откажется от своего намерения. Слова эти не подействовали на Гаутаму, но искуситель утешился надеждой, что возьмет верх, когда грешная мысль западет в душу Гаутамы. - "И с этой минуты", говорится в Бирманской летописи, "он как тень следовал за Гаутамой, стараясь постоянно ставить ему препятствия к осуществлению его мысли о том, чтобы стать Буддой".

Однако открытие истины пришло после долгих поисков. Сидхартха пробует стать аскетом, но потом отвергает этот путь. Он садится под дерево Бо и погружается в состояние созерцания, решив не вставать с места, пока не постигнет истину, и, несмотря на искушения демона Мары, в первый же день достигает пробуждения - нирваны.

В соответствии с мифологией, пробуждение Гаутамы и становление его Буддой было событием не просто личного или общечеловеческого значения, но и космического масштаба. Некоторые из более мифически обогащенных свидетельств описывают, как обитатели всех шести лок - Боги, Асуры и Апсары, Демоны, бодхисатвы, животные, преты и нараки - все обитатели небес и адов, наблюдавшие это впечатляющее событие, происходящее в центре мировой сцены, взорвались неистовыми рукоплесканиями. Ибо вновь была открыта Дхарма, путь к освобождению, утраченный целые эпохи тому назад. Гигантская темная эпоха пришла к концу. В мир вновь вошли свет и надежда. Будда из клана шакьев открыл дхарму и принял решение возвестить ее миру.

После пробуждения Будда 49 дней просидел под деревом Бо и сам Брахма являлся к нему для беседы и наставлений.

В мифологических текстах, повествующих о жизни и деяниях Будды, постоянно упоминаются Боги, божества, демоны, духи, которые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним.
Сам Будда поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а Боги, в свою очередь, неоднократно посещали его во время медитаций на земле.

Мифологическая история награждает Будду множеством паранормальных свойств и способностей. Помимо обычного зрения Будда обладал глазом мудрости во лбу и способностью всевидения. Согласно традиции, всевидение Будды, кроме обычного зрения обеспечивалось глазом, видящим прошлое, настоящее и будущее; глазом, видящим восьмеричный (или срединный) путь; глазом, видящим намерения и поступки всех существ Вселенной; глазом, видящим все, что совершается в бесчисленных вселенных.

Как явствует из мифологических текстов, которые делают Будду Богом, он ощущал, чувствовал, видел, слышал все, что делается на земле и в других мирах. Будда обладал другими волшебными качествами: мог спускаться под землю, подниматься на небо, летать по воздуху, вызывать огненные мистерии, принимать любой облик...

В мифологических текстах Будда награждается множеством эпитетов, свидетельствующих о том, что он повелитель Вселенной, Бог Богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т. д. Его называют татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к сансарическому бытию), сугата (добро созидающий), будда (просветленное существо), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый), а всего более 30 эпитетов, превозносящих величие Будды.

В ваджраяне существует представление о пяти Буддах (панча-татхагата (санскр.)), в число которых входит белый Вайрочана, красный Амитабха, желтый Ратнасамбхава, синий Акшобхья и зеленый Амогхасиддхи. Эти пять будд, зачастую именовавшиеся в буддийской алмазной колеснице термином «дхьяни-будды», являются верховными в иерархии пантеона.

Каждый из них является владыкой одной из кланов будд, и несут определенную важную функцию: Вайрочана - семьи татхагаты, трансформирующей неведение; Амитабха - семьи лотоса, трансформирующей сладострастие; Ратнасамбхава - семьи драгоценности, трансформирующей ревность; Акшобхья - семьи ваджры, трансформирующей гнев; Амогхасиддхи — семьи кармы, трансформирующей зависть.

Тысячи божественных будд ваджраяны могут рассматриваться как эманации «пяти татхагат». Размещаясь по странам света (Вайрочана — центр, Амитабха — запад, Ратнасамбхава — юг, Акшобхья — восток, Амогхасиддхи — север), пять татхагат составляют центральный символ всех мандал ваджраяны.
На земле всегда жили и сегодня живут люди, которые могли и могут молиться только Богам со сверхвозможностями, сверхспособностями и сверхсилой. Они и сделали Будду Богом.

Для нас более важно, что человек во плоти и в сомнениях, измученный поиском истины, сел под дерево бодхи и стал Буддой. Затем он открывает «путь будды» для других, создает монашескую общину, проповедует свое учение и в возрасте 80 лет умирает и погружается в паранирвану.

Родившись, он тот час же прошел три шага и громовым голосом подал весть о своем величии. В соответствии с некоторыми мифами, сделав три шага он прочитал свою первую проповедь.

В Лумбини, в храме Майядеви, как знак этого события мы можем увидеть отпечаток ступни младенца - будущего просветленного. Он хранится как тиснение в камне, похожем на огромную ступню. Охранник храма, увидев мое нескрываемое любопытство, сказал, что это не просто камень. Это отпечаток ноги его шестиметрового энергетического тела, который начал светиться сразу, как он ступил на землю. Тут я вспомнил, что благодаря непрерывной цепи перерождений тело Будды из клана шакьев приобрело необычные свойства, скрытые под внешней оболочкой человеческого существа.

Согласно поверьям, это «духовное тело» могли видеть только истинно верующие: «великолепное тело» (тело энергии или пранамайякоша в индуизме веданты) Будды было около шести метров высотой, золотистого цвета, от него исходили лучи, освещая огромные пространства. Такое представление о «духовном теле» Будды является отражением древнеиндийских представлений о том, что тела великих людей излучают свет, а при медитации созерцающих интенсивность свечения увеличивается.

Как бы там ни было, он родился.

Назвали его Сидхартхой, что в переводе с пали (языка, на котором разговаривал клан шакьев и на котором затем разговаривал Будда), переводится как «достигший цели».

Ключевые слова: Буддизм
Источник: Козлов В.В., Психология буддизма
Материалы по теме
Путь становления личности буддиста
...
Концепция страдания в буддизме
...
Возникновение буддизма. Легенда о Будде
...
Психологические аспекты буддизма
Козлов В.В., Психология буддизма
Личность в буддизме
Козлов В.В., Психология буддизма
Индо-буддийская культурная традиция
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Оставить комментарий