Анализ сказки «Русалочка» Андерсена. Русалочьи отношения

Аватар пользователя Кудрявцева Мария
Психолог, Психотерапевт · г. Москва
6 лет на сайте, рейтинг: 255

Мне, Марии Кудрявцевой, нравится сказка Г.Х.Андерсена «Русалочка». Однако я уверена, что это сказка не только для детей… Поэтому почитайте анализ сказки с точки зрения профессионального психолога и психотерапевта и узнайте, что такое «русалочьи отношения ©».


Русалочка… нежная морская красавица, с легкой руки Диснея ставшая кумиром тысяч девчонок. Романтическая история, покоряющая сердца всё новых поколений. Устрой соцопрос на улице, спроси – о чем эта сказка? – и девять из десяти опрошенных скажут: «о любви».

А так ли это на самом деле?

Давайте разбираться. И, прежде всего, отложим в сторону диснеевский вариант. По той причине, что тезис «Дисней=Хэппи-энд» — это альфа и омега корпорации. Иного просто не бывает, как бы этот «хэппи энд» не противоречил объективной реальности. Обратимся к первоисточнику.

Проблемы родом из сказочного детства

И мы начнем, конечно же, с детства нашей героини. Русалочка Андерсена была тихой, задумчивой, мечтательной. Любила слушать рассказы бабушки о неведомом – о жизни на земле. То, что было рядом, было скучно и не особо интересно. Даже свой садик (у каждой принцессы-русалочки был свой садик, в котором они вольны были делать, что хотят) она оформила в духе воплощения далекой мечты – клумба в форме солнца и мраморная фигурка мальчика. Ничего от окружающей реальности! Короче говоря, наша героиня проводила время, преимущественно, в мечтах о будущем, забывая о настоящем. Ну как не вспомнить тут поистине волшебные слова другого известного всему миру книжного героя – Альбуса Дамблдора: «Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоящем, забывая о своей жизни.»

Объективно говоря, мечта попасть на поверхность была вполне реальной – лишь до 15 лет принцессам-русалочкам не дозволялось подниматься из морских глубин, а по достижении пятнадцатилетнего возраста им предоставлялась полная свобода. Все принцессы-русалки мечтали в первый раз попасть на поверхность, но младшей пришлось ждать дольше всех, выслушивать восторженные рассказы старших и ещё больше и дольше распалять свою тоску по неизведанному.

Вот она – благодатная почва, на которой в дальнейшем выросло то, что выросло. Уход от реальности в мечты, постоянное ощущение того, что «тут» — все не так, а где-то «там» будет непременно по-другому и непременно намного лучше.

Ещё один важный момент: Русалочка росла без матери. Девочка, которой не хватило материнской любви, нежности, заботы и принятия, вырастает со страстной тоской по любви, в ожидании огромной и светлой любви.

Мечта Русалочки сбывается?

У сестер Русалочки первоначальная эйфория от «той жизни» прошла достаточно быстро. Не в последнюю очередь потому, что они и в детстве были довольны подземным миром, находили в нём массу интересных занятий. Получив позволение плавать где угодно, они скоро пресытились новизной и стали говорить, что дома всё равно лучше.

Но вот пришел и Русалочкин черед – ей исполнилось пятнадцать и – сбывается её мечта! Выстраданная годами создания собственной иллюзии. Ей разрешают подняться на поверхность. Что бы ни произошло сейчас, что бы она не увидела,  будет ею воспринято, как упоительное, как очаровательное, как волшебство – таков её внутренний настрой. Она готова влюбиться – пока не знает во что или в кого, но все её существо жаждет любви.

И вот – первая рэперная точка сказки. Появление принца. Ах, как он хорош и ловок, как мил и черноволос! Впрочем, если бы корабль с принцем мирно уплыл, все ещё могло обойтись. Но – и это уже предвидеть никто не мог – разражается буря и корабль гибнет. Спасая принца, Русалочка обнаруживает, что он чем-то похож на мраморного мальчика, которым она в далёком детстве, украсила свой садик.  Щёлк! – срабатывает ещё один триггер. Вот же оно —  «воплощение» детской мечты… основанное лишь на внешнем сходстве!

А как романтично было вытащить принца из лап неминуемой смерти! А сколько каждый из нас может вспомнить случаев, когда женщина «спасает» мужчину – от чего бы то ни было неприятного – а спасаемый, как только обретает под ногами твёрдую почву, моментально забывает о своей спасительнице и … выбирает другую женщину! Ему и в голову не приходит хоть как-то заценить то, что было для него сделано. На что только не идут «спасительницы» — берут на себя кредиты, продают свои квартиры и машины, врут всем окружающим, что «он болен», когда он лежит пластом после пьянки, уверяют, что «упали с лестницы», получив фингал под глаз… Результат? Женщина остается и без мужика, и без денег… и без себя.

Так и принц, как мы знаем, никогда не оценит то, что было сделано для него Русалочкой.

И нам остается только резюмировать: любовь в данном случае была плодом её собственных мечтаний, а не выращена на основе реальных взаимоотношений. Русалочка не знала ровно ничего об этом человеке, кроме того, что он хорош собой, он из того мира, в который она с детства мечтала попасть – неопытной, мечтательной душе этого достаточно, чтобы вспыхнуть и окончательно перестать воспринимать реальность. В психологической терминологии это называется «ошибочным брачным выбором».

Могла ли Русалочка жить в браке?

Впрочем, бедная жертва ещё пытается барахтаться и трепыхаться – советуется с сёстрами, с бабушкой. Возможно мать могла бы дать добрый, мудрый совет и поддержку подрастающей дочери? В сказке о ней – ни слова. Можно предположить, что она умерла, когда Русалочка была совсем крошкой, может быть, в родах – именно поэтому старшие сестры совсем иные, они успели напитаться материнской любовью.

Русалочка росла не только без матери. Ей не хватает и любви со стороны отца. Отец занят, он принимает материальное благосостояние за проявление любви. Так часто бывает, когда мужчина считает, что раз обеспечил, то уже всё сделал для семьи. Кроме того, рядом с бабушкой не было дедушки. А значит, Русалочка совершенно не представляла себе нормальных повседневных отношений в браке. И это – ещё одна причина, по которой «брачный выбор» был совершен неверно.

Бабушка стара, но адекватно воспринимает реальность. Бабушка предупреждает, что у Русалочки и принца – абсолютно разные жизненные ценности, разные представления о прекрасном и безобразном (на примере рыбьего хвоста). Вряд ли они найдут общий язык. Мудрость старой русалки, увы, пропадает втуне.

Следующий шаг Русалочки – поход к морской ведьме. Она пошла к ней, хоть и боялась. Надежда на несбыточное заставила её преодолеть страх перед ведьмой, но – если бы она использовала этот запал, эти душевные силы на то, чтобы прислушаться к мнению бабушки, преодолеть влечение! Шансы спастись у Русалочки ещё есть, но они тают, тают с каждой секундой.…

С точки зрения психолога это выглядит так: ещё есть силы и энергия, но расходуются они непродуктивно. Да и кто в здравом уме и твёрдой памяти пойдёт к ведьме?

У Русалочки нет права голоса. Колдунья вместо психотерапевта

Обычно мысли «пойти к колдунье», «бабке», «сделать приворот» появляются тогда, когда женщина реально нуждается в помощи психотерапевта. Когда она, вместо того, чтобы разобраться в себе и своих потребностях, летит как мотылек на огонь ею же выдуманной иллюзии. Когда есть иллюзия и желание изменить мир, обстоятельства, другого человека.

Ведьма предупредила Русалочку открыто и честно: дескать, глупости затеваешь, себе же на беду. Но и этот звоночек прошел впустую.

Символично, что Русалочка отдает за возможность получить ножки — самое ценное, что у нее есть – голос. А значит, возможность заявить о себе, о своих потребностях, выразить согласие или несогласие, общаться с другими существами – людьми и обитателями подводного мира.

Добровольно отдаёт именно то, что забирает у своей жертвы каждый перверзный нарцисс – возможность делиться с другими своими бедами, просить совета, говорить о своём состоянии.

Именно голос – не физически, но это не менее страшно – отдаёт женщина в разрушающих отношениях. Становится молчаливой тенью, системой жизнеобеспечения семьи, которую никто не воспринимает как личность. Всё сносит, не возражает, не протестует… вплоть до физической смерти.

Парадокс в том, что без «голоса» – отношений быть не может. Отношения – это обоюдный процесс. Обе стороны должны иметь равную возможность говорить о своих чувствах, желаниях, планах, целях, ценностях. Обе стороны должны и давать, и получать. Если нет голоса, если женщину не слышат – отношений, как таковых, не будет. Парадокс ситуации заключается в том, что возможность быть рядом с мужчиной, ну хоть иногда, многие женщины считают отношениями.

Счастье невозможно на фундаменте отказа от себя. Истинные ценности в отношениях

Русалочка отдаёт добровольно самое главное своё оружие, которым могла бы завоевать любовь принца.

Если бы она пошла другим путем …постаралась изучить людей, как у них возникает любовь, какие средства обольщения используются в любовных играх…какое огромное значение имеет речь в их жизни… Разве стала бы она отдавать свой голос? Стала бы отказываться от себя самой, своего естества, в угоду …даже не принцу? Своему представлению о том, какой надо быть, чтобы ему понравиться! Отречение от себя всегда приводит к суррогату отношений, где каждый шаг причиняет боль, ранит до крови.

Узнав больше о людях – разных людях, она бы увидела, что любовь многогранна. Поговорка «любовь зла – полюбишь и козла», наверняка, рассмешила бы её…и позволила увидеть: захочет полюбить – полюбит и русалку. А не захочет – не поможет никакое самоотречение.

Многие женщины совершают эту же ошибку – сами решают за мужчин, какими они бы хотели их видеть. Результат? Русалочьи «отношения» во всей их красе. Отказ от себя – а взамен боль, разочарование, утраты.
Изучение людей дало бы Русалочке возможность принять более взвешенное решение – надо ей вообще связываться с этим миром или не надо. Влюбленная Татьяна у Пушкина поступает умнее – она приходит в дом к Евгению, смотрит его книги, пытается понять, что он за человек, что ценит, о чём думает. И именно это дает ей силы не наделать глупостей. И, кстати, впоследствии стать благополучной женой генерала.

Другой аспект этой же ситуации – непонимание истинной ценности того, чем владеешь. Готовность отдавать золото за стеклянные бусы. Русалочка ничего не знала о валютах и их курсе – иначе она бы и не подумала отдавать уникальный голос за то, что «в том мире» есть у последней нищенки – за пару ног.

Русалочка принимает желаемое за действительное

Но  вот желанный принц рядом с ней! И что же дальше? Он ценит её, уважает, готов ли полюбить?

Он с удовольствием проводит с ней время. Но даже не удосужился узнать её имя. Не устроил расследования – откуда эта девушка? Кто её родители? Может быть, она в беде? Он же принц, у него огромные возможности!  Нет, она развлекает его – и хорошо. «Мой немой найдёныш» — вот самые ласковые слова, которых удостоилась Русалочка. И ещё потрясающий «знак благоволения» принца  – позволение спать на бархатной подушке под дверьми его комнаты. Как собачке. Впрочем, уж собачку-то, наверняка, в комнату бы впустили.

Принц  прекрасно видел, что с её ножек сочится кровь, когда она сопровождает его на прогулках – и ни разу не спросил, что с ней, не предложил помощь врача. Похоже, что ему это было вообще безразлично – не жалуется, значит, все хорошо.

Жертвы, которые ежеминутно приносит Русалочка ради того, чтобы быть рядом с ним, он не замечает от слова «вообще». Да и, объективно говоря, зачем ему что-то замечать? Он живёт своей жизнью, как привык, у него нет ни малейшего веского основания что-то менять. Это для Русалочки критично, чтобы он её полюбил – иначе смерть. Для него вопрос так не стоит.

И снова Русалочка принимает желаемое за действительное — думает, что знает все мысли принца, и считает себя в безопасности, потому что принц уверял её, что, может быть, он на ней и женится. Даже когда речь напрямую зашла о его знакомстве с потенциальной невестой. Вспоминайте, как девушка годами живёт в «гражданском» браке, а потом её почти муж женится на другой. Или встречается с женатым, который её уверяет её в своей любви и обещает, обещает, обещает…жениться.

А потом,  когда решение жениться на другой принято, принц хладнокровно-благодушно заявил – «ну ты же меня любишь, ты порадуешься за меня!»

Простой крестьянин бы обходил десятой дорогой «бывшую подружку», опасаясь, что та выцарапает ему глаза в такой ситуации. Похоже, принц Русалочку действительно считал не за женщину, а за комнатную собачку…

В диснеевской истории  «разлучница» была ведьмой. Сказка Андерсена более правдива – разлучница никакая не ведьма. Она обычная девушка – и, вполне вероятно, даже славная и милая. Ей нет дела ни до Русалочки, ни до её страданий, она о них даже не догадывается. Она просто идёт по своему жизненному пути, а принц возникает на нём как бы сам собой – так договорились их родители, она просто следует их воле.

По факту, страдания и муки Русалочки не были нужны никому. Никто не черпал из них «злобной радости», намеренно издеваясь над ней. Принц жил своей жизнью. Его невеста – своей. И лишь одна Русалочка с упорством, достойным лучшего применения, издевалась сама над собой ради эфемерной мечты, выдуманной «любви» к выдуманному ею идеалу, которая никому не была нужна. А тем, кому любовь Русалочки действительно была нужна – её бабушке, сестрам, отцу – её не досталось.

Убей последнюю надежду как этап взросления из русалочьих отношений

Но даже сейчас выход все еще был. И этот выход – убить.

Убить, чтобы жить самой. В лице принца символически убить в себе тягу к нездоровым отношениям, убить бесплодные мечты, убить бесперспективные надежды. Расстаться с иллюзиями. 
Это трудный выбор. Этап взросления, инициации, душевного кризиса – через боль, уже не физическую — душевную, но возможно целительную.

Уйти в сторону на ранних стадиях было бы намного легче. И то, что спасительный нож выпадает из руки, ни разу не сделавшей что-то для себя самой – скорее, закономерный итог, чем неожиданность. Уж если быть жертвой – то до конца, — выбирает Русалочка.

Добрый сказочник превратил её в фею воздуха, имеющую шанс самостоятельно – наконец-то самостоятельно, в качестве результата собственных действий, а не в качестве подарка от кого-то – обрести бессмертную душу.

В жизни женщина, вышедшая из таких отношений, даже уцелев физически, умирает для отношений новых, она больше не способна к ним. Самое обидное в этой ситуации – что «русалочьи отношения» — это не отношения вообще. По факту их нет, но женщина думает, что они есть. Точнее, у нее — есть. А у принца нет с ней отношений. Она для него просто удобная игрушка.

Так о чем же сказка Андерсена «Русалочка»?

О безусловной, возвышенной  любви, через которую героиня приходит к духовному росту?

Нет! О примере созависимых отношений, использования стратегий жертвы: спасательство, угодничество, самопожертвование и боль, страдания, отвержение и смерть. Если на любом из этих этапов жертва находит в себе силы отказаться от таких отношений – тогда появляется возможность реального духовного роста. Но не раньше.

Эта сказка о том, как не надо жить, как не надо любить! Нельзя жить иллюзиями и отрицать факты, не нужно думать и принимать решения за других. Эта сказка о созависимости, о стратегиях жертвы и разрушении личности.

Не случайно у героини никогда не было имени – просто Русалочка. Просто одна из многих, превратившаяся в ничто, в морскую пену. 

Ключевые слова: Психология отношений
Оставить комментарий