Алексис Токвиль

ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС (1805–1859). Французский политический мыслитель, историк, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848 г. Основные работы – “Демократия в Америке” (1835–1840) и “Старый порядок и революция” (1856) – посвящены анализу новейшей социальной истории Америки и Франции. В центре внимания Токвиль – проблемы демократии и свободы. Не занимался специально вопросами методологии социального познания, но в своей практике исследования конкретных обществ представил образцы оригинального, по сути социологического подхода к изучению общественных явлений. Токвиль констатирует два полярных идеальных типа исторических обществ: аристократию и демократию, используя эти термины прежде всего в социологическом смысле. Американское общество интересует его как конкретный пример исторической эволюции перехода к новому типу общественных отношений. Основным содержанием этого глобального процесса является индивидуализация общества, ослабление власти авторитетов и групп, размывание социальных барьеров между социальными группами , рационализация мышления, приватизация частной жизни, ослабление ответственности перед обществом. Токвиль представил масштабное описание демократического общества в Америке, а также перемен в общественном сознании, образе жизни , семье , воспитании, культуре , происходящих под влиянием изменений социальных условий. Новое общество, в отличие от феодализма , представляется ему как бесклассовое. Вместе с тем он не верил в социалистический идеал. Социальное неравенство , по его мнению, коренится в естественных различиях между людьми. Демократия ликвидирует лишь его традиционные (сословные и Токвильп.) формы. Само возникновение демократии, по мнению Токвиль, было связано с образованием абсолютных монархий. “В определенную эпоху все монархии становятся абсолютными… и все похожие явления порождены общей причиной. Эта общая причина – переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенству”. Процесс индивидуализации приводит к утере коллективных связей и оставляет индивида наедине с государственной машиной и “новой аристократией” – промышленными магнатами и их организациями, что создает ситуацию, которую позднее Э . Фромм обозначил как “бегство от свободы”.

Токвиль дал глубокий анализ противоречий демократий в Европе и Америке. Однако если для социалистов централизация власти в промышленном обществе являлась исходным пунктом анализа, то Токвиль воспринимал этот процесс как маргинальный. Возникновению политического и других форм деспотизма из самой демократии, по его мнению, должны противостоять растущее самосознание и культура членов демократического общества, возможность свободно объединяться в союзы, развитие местного самоуправления , добровольных ассоциаций, распространение религиозной этики, несовместимой с культом государства. Значение Токвиль в истории социальных наук определяется оригинальностью его метода, основанного на анализе взаимосвязей социальных институтов , политической истории и промышленной революции во Франции и Америке. Его работа “Демократия в Америке” отличалась редким для XIX в. сочетанием теоретического анализа и эмпирического исследования. Не получившие справедливой оценки современников идеи Токвиль оказали значительное влияние на историю социальной мысли в XX в., в том числе на творчество М . Вебера.