Александр Радищев

Александр Николаевич Радищев (1749-1802), занимает особое место среди мыслителей России XVIII века. Александр Николаевич родился Саратовской губернии в семье богатого помещика. Образование получил в Германии, в Лейпцигском университете, в котором изучал право, много читал, занимаясь самообразованием в образе философии, естествознания и медицины. С большим запасом энергии вернулся в Россию. В 1790 г. появилось его первое крупное литературное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву.

В этой книге А.Н. Радищев нарисовал картину ужасающей жизни крепостных крестьян, их бесправие, нищету. «Я взглянул окрест меня, - писал автор, - душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Это дало Н.А. Бердяеву оснований назвать А.Н. Радищева «первым русским интеллигентом», у которого болит душа за народ. В книге дана острая критика крепостнических порядков, царского самодержавия - главных виновников народных бедствий.

А.Н. Радищев утверждает, что самодержавие есть состояние противоестественное, противоречащее человеческой сущности. А.Н. Радищев доказывал, что человек родится равным други людям, имеет естественное равное право на существование. В оде «Вольность», фрагменты которой содержатся в «Путешествие А.Н. Радищев прославлял революции и их вождей, восхищался Кромвилем, казнившем короля. Екатерина II внимательно прочитала книги и вынесла свой вердикт: «Радищев - бунтовщик хуже Пугачева».

Суд приговорил А.Н. Радищева к смертной казни за то, что он «злоумышлял на императрицу», но указом Екатерины II казнь была заменена ссылкой в Сибирь на 10 лет.

В ссылке А.Н. Радищев написал большой философский трактат о человеке, его смертности и бессмертии», состоящего из трех книг. В двух первых доказывается, что бессмертие души не что иное, как воображение, сон, пустая мечта. В следующих двух изложены религиозные представления о душе, известные читателю по урокам закона божьего. Понятие «человек» - главная категория в философии А.Н. Радищева. По его мнению, человек естественная социальность, способная к тому, чтобы реализовать права природы. «Особое свойство человека- беспредельная возможность, как совершенствоваться, так и развращаться», рассматривая жизнь, А.Н. Радищев проводит параллели между существами, населяющими землю. Но при этом А.Н. Радищев выделяет человека, как единственное живое тело, которое может различать добро и зло. Помочь в этом каждому индивиду может только общество, и поэтому человек в сути своей существо социальное.

Таким образом, в своем учении о человеке А.Н. Радищев стоит на позициях материализма, хотя, если говорить в целом о его философии, он - деист материалистического толка, считавший, что Бог и природа - одно и то же.

Судьба А.Н. Радищева сложилась трагически, гонения власти создали ему ореол мученика. И то, что им было сделано, послужило фундаментом для оригинальной русской философии XIX века.