Методы воспитания

Под методом воспитания понимается комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата.


В современной педагогике одной из самых спорных проблем является классификация методов воспитания. В основе любой из таких классификаций лежит определенный критерий, признак, основание, по которому методы группируются. В 60-е гг. XX в. общепринятой была классификация, в соответствии с которой различали две группы методов: воздействия на сознание ребенка и воздействия на поведение ребенка. В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:

  • методы целенаправленного формирования качеств  личности;
  • методы стимулирования естественного саморазвития  личности;
  • методы коррекции развития  личности.

В конце 70-х – начале 80-х гг. в педагогике получила распространение концепция деятельностного подхода к воспитанию. В этой связи ленинградскими педагогами Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной была предложена новая классификация методов воспитания, разделяющая их на методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, методы формирования общественного сознания и методы стимуляции деятельности.

Известный московский педагог, ученый В. А. Караковский предложил свою классификацию методов воспитания, получившую широкое распространение среди воспитателей-практиков. В соответствии с этой классификацией различают следующие виды воспитания:

  • словом;
  • делом;
  • ситуацией;
  • игрой;
  • общением;
  • отношениями.

В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:

  • воздействия и убеждения;
  • организации деятельности;
  • стимулирования;
  • диагностики.

Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:

  • формирования социального опыта детей;
  • самоопределения личности ребенка;
  • мотивации деятельности и поведения;
  • стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.

Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели.

Ключевые слова: Воспитание
Источник: Луковцева А.К., Психология и педагогика
Материалы по теме
Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Поощрение и наказание в семье
Раншбург Йене, Поппер Петер - Секреты личности
Воспитание и социализация
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Ценности воспитания
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Методы воспитания патриотизма
...
Философско-мировоззренческая подготовка школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Технология организации развивающих видов деятельности школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Половое воспитание
Андреева Т.В. - Семейная психология
Оставить комментарий