Методы воспитания

Под методом воспитания понимается комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата.


В современной педагогике одной из самых спорных проблем является классификация методов воспитания. В основе любой из таких классификаций лежит определенный критерий, признак, основание, по которому методы группируются. В 60-е гг. XX в. общепринятой была классификация, в соответствии с которой различали две группы методов: воздействия на сознание ребенка и воздействия на поведение ребенка. В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:

  • методы целенаправленного формирования качеств  личности;
  • методы стимулирования естественного саморазвития  личности;
  • методы коррекции развития  личности.

В конце 70-х – начале 80-х гг. в педагогике получила распространение концепция деятельностного подхода к воспитанию. В этой связи ленинградскими педагогами Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной была предложена новая классификация методов воспитания, разделяющая их на методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, методы формирования общественного сознания и методы стимуляции деятельности.

Известный московский педагог, ученый В. А. Караковский предложил свою классификацию методов воспитания, получившую широкое распространение среди воспитателей-практиков. В соответствии с этой классификацией различают следующие виды воспитания:

  • словом;
  • делом;
  • ситуацией;
  • игрой;
  • общением;
  • отношениями.

В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:

  • воздействия и убеждения;
  • организации деятельности;
  • стимулирования;
  • диагностики.

Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:

  • формирования социального опыта детей;
  • самоопределения личности ребенка;
  • мотивации деятельности и поведения;
  • стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.

Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели.

Ключевые слова: Воспитание
Источник: Луковцева А.К., Психология и педагогика
Материалы по теме
Общие задачи и направления воспитания
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Сущность понятия «воспитание» и «развитие»
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Личность как предмет воспитания
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Почему ребенок не слушается: основные причины
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Метод кнута и пряника в воспитании ребенка
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Стили воспитания детей
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Что делать, если ребенок не любит купаться
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Оставить комментарий