Операционно-пространственная модель учета ценностей домохозяйства (часть 1)

Аватар пользователя Шушпанов Сергей
Педагог
был(а) 3 недели назад

Цель данной статьи – показать операционно-пространственную модель домохозяйства и раскрыть процесс движения ценностей предприятия с применением двойной записи. Модель визуализирует связи между центрами учета и хозяйственными операциями, и показывает смену форм ценностей в кругообороте капитала.
Далее, в соответствии с поставленной целью, мы выполним три задачи.

Первая ― определим место и роль домохозяйства в экономике государства (построим макроэкономическую модель взаимодействия экономических субъектов). Данное представление домохозяйства показывает его роль в экономике государства.

Вторая ― кратко рассмотрим основные понятия бухгалтерии в их связи с экономическими категориями и сформируем операционно-пространственную модель домохозяйства, понятную и экономистам и бухгалтерам.
Третья ― наглядно, на основании нашей модели, продемонстрируем процедуры ведения учета ценностей.
В процессе решения поставленных задач мы будем увязывать все бухгалтерские понятия и процедуры с кругооборотом материальных благ, который является основой для понимания всех экономических процессов.

1.1. Макроэкономическая модель взаимодействия экономических субъектов

Перед рассмотрением микроэкономической модели предприятия, кратко осветим взаимодействие экономических субъектов на уровне государства (см. рисунок 1)

Рисунок 1. Макроэкономическая модель взаимодействия экономических субъектов и потоков экономических благ и денег

Основными элементами макроэкономической модели являются экономические субъекты — предприятия, организации и т.п. и домохозяйства.

Между субъектами перемещаются экономические блага — вещественные и нематериальные сущности. Стоимость экономических благ, обмениваемых на рынках на деньги, включает в себя налоги и аналогичные сущности.

Экономические блага, в зависимости от сферы их потребления, делят на две основные группы:
 Первичные блага ― материалы, оборудование, производственные работы и услуги, и т.д. Они участвуют в производстве предметов потребления (потребительских товаров, работ и услуг). Оборот этих благ происходит на рынке производственных ресурсов. Обратите внимание, что на этом рынке среди прочих ресурсов участвует труд (рабочая сила) предлагаемая домохозяйствами предприятиям.

Вторичные блага ― потребительские товары, работы и услуг. Они предназначены для удовлетворения потребностей человека в домохозяйствах. Оборот этих благ происходит на рынке предметов потребления. Вторичные блага участвуют в воспроизводстве рабочей силы.

Все изъятия (налоги и т.д.), включаемые в стоимость благ, или уплачиваемые субъектами непосредственно, представляют собой – услуги государства по обеспечению комфортного существования общества.
Структура модели содержит три взаимосвязанные сферы экономического взаимодействия субъектов:

  1. Сфера производства и распределения.           
  2. Сфера обращения (обмена).
  3. Сфера конечного потребления (воспроизводство рабочей силы).

В сфере производства и распределения создаются материальные блага.

В Сфере обращения (обмена) происходит взаимодействие субъектов – продажа результатов своего труда и покупка ресурсов. Кроме того в этой сфере происходят инвестиционные операции – вложения денег в ценные бумаги и т.п.

В сфере конечного потребления, в домохозяйствах, происходи восстановление способности к труду.
Кратко рассмотрим доходы и расходы экономических субъектов:
Расходы предприятий – стоимость приобретенных благ участвующих в производстве первичных и вторичных благ.
Доходы предприятий – стоимость реализованных благ другим экономическим субъектам.
Расходы домохозяйств – стоимость приобретенных предметов потребления, услуг и работ, а также другие обязательные и необязательные платежи.
Доходы домохозяйств – стоимость проданной рабочей силы (заработная плата) и поступления от продажи предметов собственности.
Рассмотрев макромодель модно дать определение домохозяйству.
Домохозяйство предприятие по производству рабочей силы (по сути, дом в котором живет семья). В этой модели важнейшими факторами являются:

  • отношения (связи) между субъектами по обмену ценностями;
  • пространственная локация мест (центров учета), где происходит утилизация ценностей;
  • наполнение экономическим содержанием каждой операции с ценностями.

Подробнее о макромодели можно прочитать в учебниках по экономике.

1.2. Микроэкономическая модель движения ценностей домохозяйства

Теоретической основой построения визуальной операционно-пространственной модели домохозяйства является теория К. Маркса описывающая кругооборот капитала в хозяйственном процессе. Визуальное представление этой теории содержится в формуле:
… Деньги -Товары - Производство - Товары (штрих) - Деньги (штрих)…
Модель состоит из пространства, разделенного границей на две сферы (среды). Во внешней сфере происходит обмен материальных благ на деньги между равноправными экономическими субъектами. Внутренняя сфера является местом деятельности конкретного домохозяйства. Внутри этой сферы движутся ценности по правилам бухгалтерии. Модель домохозяйства аналогична деятельности коммерческого предприятия оказывающего услуги другим субъектам.
Дальнейшее описание модели иллюстрируют рисунок 2.

Рисунок 2. Схема движения ценностей между центрами учета (связи структурных подразделений домохозяйства)
Модель объясняет:

  • логику экономических отношений домохозяйства с другими экономическими субъектами по обмену ценностями – денежные и расчетные операции во внешней среде;
  • движение ценностей между центрами учета внутри предприятия – внутренние операции.

Модель отражает кругооборот оборотных ценностей домохозяйства в процессе воспроизводства рабочей силы. Для упрощения, в данной модели не рассматриваются операции связанные с кругооборотом внеоборотных ценностей – основных средств и им подобных.
Во внутренней среде располагается домохозяйство, где человек восстанавливает свою способность трудиться. По сути это дом, в котором живет человек. Граница – условная линия отделяющая собственность и пространство домохозяйства от пространства и собственности других экономических субъектов.
Внешняя среда — место рыночных связей домохозяйства с экономическими субъектами (в бухгалтерии их именуют контрагентами):

  • Покупатель рабочей силы — предприятие, где человек в соответствии с трудовым или гражданско-правовым договором трудится (продает свою рабочую силу), а взамен получает деньги. Совокупность реализованного труда является доходом работника.
  • Продавец (поставщик) ресурсов (предметов потребления), которые человек в соответствии с договорами купли-продажи приобретает за деньги. Использованные ресурсы являются расходами человека.

Обратите внимание, покупатель связан с доходами, а продавец — с расходами домохозяйства.
Модель содержит следующие компоненты (объекты разного уровня) учетной системы:

  • Ценности — объекты учета домохозяйства. Именно ценности (активы и обязательства) являются элементарными частями учетной системы. Их движение, в стоимостном и вещественном измерении, фиксируется в регистрах (центрах) учета. В нашей модели мы будем применять только стоимостной измеритель, абстрагируясь от вещественных величин (натуральных измерителей) ценностей. Ценности не имеют графического обозначения в модели учета. Они движутся между центрами учета в хозяйственных операциях.
  • Центры учета ценностей (синонимы: бухгалтерские счета, регистры учета) – информационное отражение подразделений предприятия, в которых движутся и хранятся ценности. В модели центры учета изображены в виде прямоугольников. Примеры внутренних (реальных) подразделений и соответствующих им счетов учета: хранение ресурсов – счет 10 «Материалы», потребление ресурсов – счет 20 «Основное производство». Центры учета, на границе с внешней средой, предназначены для отражения сделок и операций: по расчетам с контрагентами; по начислению налогов; по расчету прибыли, и т.д. Такие центры можно назвать виртуальными. Место и роль центров учета в модели определяется их функцией.
  • Хозяйственные операции — движение ценностей между подразделениями (центрами учета). В модели изображаются в виде стрелок. Каждая операция всегда связывает два центра. Операции с контрагентами подтверждаются учетными документами (чеки, счета на оплату и т.п.). Внутренние операции домохозяйства
  • На основании операций бухгалтеры делают бухгалтерские записи в регистрах учета. Запись на счетах учета – фиксация факта перемещения ценностей.
  • Важным внеучетным компонентом системы являются сделки (договоры). Они также не имеют графического изображения в модели, но определяют логику хозяйственного процесса (об этом подробно рассказано далее).

1.3. Преобразование микроэкономической модели из экономической  в бухгалтерскую

Следующая задача, которую необходимо выполнить, заключается в преобразовании экономической модели кругооборота ценностей (рисунок 2) в бухгалтерскую. Для этого:

  • определим бухгалтерские понятия (компоненты учетной системы);
  • охарактеризуем ценности (материальные блага), «привяжем» их к конкретным центрам учета (бухгалтерским счетам);
  • исследуем структуру бухгалтерского счета;
  • рассмотрим процедуру разноски бухгалтерских записей и расчет остатков исходящих.

Ядром модели являются бухгалтерские счета и методика двойной записи движения ценностей при совершении хозяйственных операций. Ключом модели (понятийной основой) являются следующие понятия:

  • свойства ценностей и формы их трансформации в хозяйственном процессе;
  • структура бухгалтерского счета (наличие кредитовой и дебетовой колонок);
  • логика бухгалтерской записи (основанная на постулате Дегранжа);
  • правило расчета остатка ценностей.

1.3.1. Особенности хозяйственного процесса в представлении бухгалтера

Для того чтобы понять, что такое бухгалтерия, необходимо понять её отличия от других  экономических наук. Кратко охарактеризуем специфику бухгалтерии.
Во-первых, бухгалтерия это взгляд на экономические отношения, в центре которых находится наше предприятие. Если экономическая теория оперирует общими понятиями, например «экономические субъекты», то в бухгалтерии этого не достаточно ― здесь все субъекты делятся на поставщиков, покупателей, кредиторов, учредителей и т.д. У каждого из них своя роль. Все операции рассматриваются строго с точки зрения предприятия как собственника ценностей. В связи с этим экономическое пространство разделено на внешнюю и внутреннюю сферы.
Во-вторых, бухгалтерия отражает только прошлые события – факты, которые уже произошли. Учет имеет строго ретроспективный характер, в отличие от анализа или планирования деятельности, где рассматриваются предполагаемые варианты ведения хозяйства.
В-третьих, бухгалтерия это детализация и конкретизация всех процессов движения ценностей. В бухгалтерии ведется учет не просто «материалов», «полуфабрикатов» или «товаров», ― в ней отражается учет конкретных ценностей: мука высшего сорта (такой то марки) и т.д.
Все эти и другие отличия бухгалтерии требуют точного применения понятий и строгого следования правилам (стандартам) ведения учета ценностей. Большая часть правил ведения бухгалтерского учета законодательно регламентируется.

1.3.2. Иерархия  и краткая характеристика основных компонентов учетной системы 

Объектами внимания бухгалтерии являются следующие логически (функционально) связанные экономические явления (сущности), которые мы будем именовать компонентами учетной системы (см. рисунок 3). Экономическое явление — это обособленный элемент системы экономических отношений, отличный от других явлений и связанный с ними.

Рисунок 3. Иерархия компонентов системы учета
Кратко охарактеризуем эти компоненты учетной системы, в соответствии с логикой их существования в хозяйственном процессе.
Начало деятельности начинается с заключения сделок (договоров) с контрагентами. На основании заключенных сделок совершаются хозяйственные операции. Операции подтверждаются первичными учетными документами. Учетные документы служат основанием составления бухгалтерских записей о движении ценностей на счетах учета.
Главной составной частью всех этих компонентов учета являются ценности – элементарные объекты учета.
Важно понимать качественные характеристики каждого вида (группы) ценностей, и логику их трансформации (видоизменения) в хозяйственном процессе. С точки зрения кругооборота капитала происходит непрерывный причинно-следственный процесс смены форм ценностей (смотрите рисунок 6 и приложение А):

… Деньги - Обязательства -Товары (запасы ресурсов) - Производство - Товары́ (хранение продукции) - Реализация продукции (определение прибыли) ®Обязательства - Деньги́

Формы ценностей. Применительно к деятельности домохозяйства, ценности (объекты учета) принимаю следующие формы существования в хозяйственном обороте:

  1. Ресурсы (запасы) — материалы, товары, услуги (продукты питания, услуги связи и ЖКХ, одежда и т.д.)
  2. Расходы — совокупная стоимость потребленных ресурсов (продукты питания, услуги ЖКХ, одежда и т.д.).
  3. Доходы — совокупная стоимость рабочей силы (услуги, труда), получаемая работником на руки по договору с работодателем (без учета налога на доходы физических лиц).
  4. Прибыль — результат вычитания величины «расходов» из величины «доходов».
  5. Деньги (наличные и безналичные) – средства платежа на рынках.
  6. Права требования (обязательства) – возникающие юридические связи домохозяйства с контрагентами в соответствии с заключенными сделками по обмену ценностями.

Примечания.
1) Первые четыре элемента являются вещественными, или условно-вещественными объектами, так как они или осязаемые сущности, или производные от осязаемых. Пятый элемент – деньги не имеет вещественной формы, а является только средством обмена вещественных ценностей. Наличие денег в кошельке не способно непосредственно удовлетворить потребности человека. Шестой элемент является условной ценностью, так как предназначен для учета расчетов с контрагентами при выполнении сделок.
2) В домохозяйстве отсутствует стадия хранения продукции, так как домохозяйство реализует особый продукт – услугу. Услуга, как и работа, не имеет вещественной формы, и поэтому не может храниться на складе.
Сделки. Во главе пирамиды компонентов находятся двусторонние сделки. В условиях рыночной экономики невозможно осуществлять экономическую деятельность без связей с разными контрагентами на различных рынках. Характеристика сделок:

  • Сделки являются следствием целей предприятия. Цель домохозяйства — возобновление (восстановление) человеческой способности к труду.
  • Сделка, как юридическое событие, определяет порядок экономических отношений (хозяйственных операций) домохозяйства с контрагентами по поводу обмена конкретных ценностей на деньги. Говоря языком программистов, сделка является родителем хозяйственных операций.
  • Сделки не фиксируются в учетной системе.

Хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни) – составные части деятельности по перемещению ценностей из одного места нахождения – хранения или использования в другое. На любом предприятии места локации ценностей именуются подразделениями (склад, цех, и т.д.) или центрами учета. Любая операция характеризуется тем, что связывает два подразделения (отдающее и получающее ценности), и всегда в отдающем подразделении происходит уменьшение (отток) ценностей, а в получающем увеличение (приток) ценностей на одинаковую величину (действует закон сохранения энергии). После совершения операций в каждом подразделении возможен остаток соответствующих ценностей. Как рассчитать остаток рассматривается далее, при объяснении понятия «бухгалтерский счет».
Хозяйственные операции и связанные с ними учетные документы являются важнейшими процедурными понятиями бухгалтерии. Именно операции находятся в центре внимания бухгалтера, так как они содержат информацию о перемещении конкретных ценностей.
Все операции целесообразно разделить в зависимости от места их совершения, так как это позволяет точнее охарактеризовать каждую группу операций.
Первая группа – внешние операции с контрагентами. Она содержит подгруппы входящих и исходящих операций.
Вторая группа – внутренние операции, происходящие внутри предприятия.
Внешние операции (входящие и исходящие) совершаются в соответствии с заключенными сделками на границе внешней среды. Главный признак таких операций наличие внешнего контрагента – субъекта операции (поставщика, покупателя, и т.д.) с которым заключен договор. Операции на входе определяются сделками с поставщиками ресурсов, операции на выходе ― сделками с покупателями продукции.
Исполнение любого договор состоит из двух операций по обмену ценностями:
1) – денежный платеж одной из сторон сделки;
2) – передача (движение) вещественных ценностей другой стороной сделки.
Исполнение одной части сделки всегда характеризуется промежуточным состоянием расчетов с контрагентом, в течение которого существует юридическое обязательство исполнить вторую часть сделки. Наличие обязательства свидетельствует о существовании незавершенной сделки.
Итак, внешние операции всегда определяются ранее заключенными сделками:

  • внешние операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами или правилами делового оборота;
  • каждая операция имеет конкретного контрагента;
  • сделки и операции с поставщиками имею своей целью приобретение ресурсов;
  • сделки и операции с покупателями имеют своей целью продажа товаров (в нашем примере продажа рабочей силы).

Внутренние операции происходят в рамках границы предприятия между его подразделениями. Они обусловлены технологическим процессом и прямой связи со сделками не имеют. Субъектами здесь являются подотчетные лица (кладовщики, мастера, и т.п.). В реальных домохозяйствах внутренние операции по перемещению ценностей не оформляются. В нашей модели учета все операции составляются как на предприятиях.
Связь внешних операций и заключенных сделок с внутренними операциями. Если внешние операции, непосредственно связаны со сделками, так как совершаются на основании заключенных сделок, то внутренние операции, прямо со сделками не связаны. Но они являются логическим продолжением (следствием) входящих операций (поступление сырья и других ресурсов от поставщиков) и причиной исходящих операций (реализация продукции покупателям). Кроме того, (об этом мы будем говорить далее) часть внутренних операций являются составной частью бухгалтерских процедур: калькулирования, инвентаризации, начисления налогов, и т.д.
Важные выводы!

  • Знание связей между сделками и операциями, создает целостное представление хозяйственного процесса.
  • Существует органическая связь между внешними операциями (входящими и исходящими) с внутренними операциями.

Сложности бытового восприятия внешних операций с контрагентами. Представление об операциях в бухгалтерии и их человеческое восприятие в быту кардинально отличаются. Операция в представлении бухгалтера является частью сделки, и как правило занимает длительный период времени. В быту совершаемые операции по купле–продаже товаров – скоротечное явление, поэтому простой человек под операцией подразумевает всю сделку по обмену денег на товар. Для того чтобы понять всю глубину и многогранность совершаемых операций, их экономическое содержание и информационное наполнение, рассмотрим «простую» жизненную ситуацию, и на её примере покажем различие бытового и бухгалтерского восприятия сделки. Речь идет о сделке по купле продаже продуктов в магазине. Итак, мы приобрели за деньги в магазине продукты и перемещаем их из магазина к себе домой. У нас имеется чек (учетный документ) который подтверждает факт сделки купли-продажи, который содержит следующую информацию:

  • когда совершена операция (время события);
  • кто продал продукты (наименование контрагента – торгового предприятия);
  • какие ценности участвуют в операции (наименование и количество приобретенных продуктов – объект операции);
  • на какую сумму денег приобретены продукты.

Кроме того мы знаем пространство перемещения ценностей: продукты до начала операции находились в магазине, после окончания операции продукты будут находиться в нашем холодильнике на кухне или в другом месте хранения.
Всё перечисленное можно назвать экономическим содержанием операции.
Возникает вопрос: сколько операций мы совершили в магазине? Оказывается, что в магазине мы совершаем не одну, а две хозяйственные операции принадлежащие одной сделке. Одна из них – денежный платеж кассиру. Вторая – получение и перемещение продуктов домой. В первой операции основным объектом операции являются деньги, отток которых приводит к появлению права требования получить в собственность ценности. Во второй операции основным объектом являются продукты, приток которых уравновешивается прекращением права требования к магазину.
Особенность розничной (бытовой) сделки купли-продажи заключается в том, что обе операции производятся одновременно, обе стороны выполняют свои обязательства, и нет необходимости помнить кто кому сколько должен. Поэтому, в бытовом сознании две операции воспринимаются как одна.
Совершенно иначе в быту представляется сделка по получению и возврату кредита. Её бытовое представление близко к бухгалтерскому, потому что события получения и возврата денег имеют временной интервал, в течение которого нужно помнить, сколько денег мы взяли и сколько денег должны вернуть. Бухгалтерия как раз для таких ситуаций и придумала центры учета расчетов с контрагентами, чтобы контролировать свои и чужие обязательства, возникающие в процессе деятельности.
Бухгалтерские счета и записи. Рассматриваемые далее категории «бухгалтерские счета» и бухгалтерские записи», наряду с понятием «ценности», являются важнейшими понятиями бухгалтерии. Кратко рассмотрим структуру счета, как составляются записи и  разносятся по корреспондирующим счетам, как рассчитывается остаток ценностей и на какой стороне счета записывается.
Бухгалтерский счет (регистр) учета – информационная копия (отражение) движения и хранения (остатков) ценностей внутри конкретного подразделения предприятия (смотрите рисунок 4).
Понятие «регистр» синоним понятия «бухгалтерский счет». Понятие «регистр» как «часть» чего либо, кроме бухгалтерии применяется во многих сферах деятельности. В цифровой технике, регистр означает «устройство для записи и хранения информации…». Когда мы говорим «бухгалтерский счет», мы подразумеваем связанное с ним подразделение. Когда речь идет о «регистре», это значит, что мы акцентируем внимание на том, что записи делаются в специальных книгах, журналах, ведомостях, или в базах данных (при автоматизированном учете).
Бухгалтерские записи о движении ценностей на счетах учета – данные из учетного документа о фактическом движении ценностей между подразделениями предприятия. Каждая хозяйственная операция должна иметь подтверждающий документ (накладную, счет на оплату, ордер, ведомость и т.д.). Бухгалтерские записи являются «языком» бухгалтерии. Бухгалтерам достаточно произносить фразы типа: «дебет 10 счета, кредит 60 счета, сто двадцать рублей» и этого будет достаточно для описания хозяйственной операции.
О бухгалтерском счете и бухгалтерской записи, достаточно знать:

  • структуру счета (все счета имеют одинаковую структуру);
  • процедуры составления записи и её разноски в соответствии с методом двойной записи;
  • правило расчет остатков ценностей после совершения операций.

Вся совокупность счетов учета содержится в единой системе счетов, которая именуется «рабочий план счетов» предприятия.
Рассмотрим подробно структуру счета. Каждый счет имеет номер (индекс) и наименование, и следующие атрибуты или реквизиты (смотрите рисунок 4).

Счет имеет вертикальную и горизонтальную зоны. Каждый бухгалтерский счет разделен на две вертикальные колонки: левая именуется «де́бет», правая «кре́дит». На счетах отражают записи операций, обороты и остатки ценностей, которые рассчитываются арифметически. Информация отражаемая на счетах всегда имеет временной отрезок (интервал) – обычно месяц. Остатки ценностей на начало периода указываются в верхней части счета, остатки на конец периода – в нижней части счета, причем имеет значение колонка (сторона счета) в которой рассчитывается остаток. Текущий остаток может рассчитывается после каждой операции.
Записи на счетах учета являются следствием операций, каждая операция записывается или в дебетовой или в кредитовой колонке.
Оборот – сумма записей за период, причем остаток входящий не включается в эту сумму.
На практике, при ведении «ручного» учета, процедура составления и разноски записей на счетах состоит из следующих действий (смотрите рисунок 5):

  1. Бухгалтер на каждом учетном документе (накладной, счете на оплату, и т.д.) карандашом делал запись:

Дебет счета (получающего ценность) – Кредит счета (отдающего ценность) – сумма (стоимостная величина) ценности.

  1. Эти записи заносятся в промежуточные аналитические журналы учета.
  2. Затем делается разноска записи на двух корреспондирующих счетах учета.
  3. На каждом счете делается расчет остатка ценностей.

При автоматизированной форме ведения учета работа бухгалтера значительно облегчается. Основная функция бухгалтера ― правильно ввести информацию из учетного документа в компьютер. Разноску и расчет остатков программа делает самостоятельно. Но программа, не всегда может определить человеческие ошибки при вводе информации. Поэтому бухгалтер должен иметь представление обо всех бухгалтерских процедурах, понимать их и контролировать соответствие введенной информации в компьютер с реальными операциями.
Разноска записей на счетах учета (принцип двойной записи). Сделанная бухгалтером запись в одну строку очень информативна. Кроме дебета, кредита и величины операции она содержит дату, и другие аналитические данные о ценностях. В учебных целях эти данные не указываются, но об этом нельзя забывать. Если мы делаем запись о приходе материалов на склад от поставщика, то мы знаем какой конкретно материал к нам пришел, и какой поставщик его нам поставил.
Хотя запись одна, но она затрагивает два счета. Поэтому разноска одинаковых величин ценностей делается одновременно на двух счетах, в одном счете в кредитовой колонке записывается выбытие (отток ценностей), во втором счете в дебетовой колонке записывается поступление (приток ценностей). Оба счета называются корреспондирующими (смотрите рисунок 5).
Экономическое содержание каждой бухгалтерской записи и корреспонденция счетов определяются местом хозяйственной операции[1] в кругообороте ценностей (смотрите приложение А).
Для всех записей действует общее правило (постулат Дегранжа):
В кредитовой колонке счета всегда отражают расход (отток) ценностей.

  • В дебетовой колонке счета всегда отражают приход (приток) ценностей.

Одна запись отражается строго, или в дебетовой или в кредитовой колонках.
Каждая запись всегда связывает два счета, и она экономически нейтральна: сколько ценностей выбывает из одного подразделения (списывается со счета), столько же и прибывает в другое подразделение (приходуется на счет). Рисунок 5 показывает пример отражения «двойной» записи. Во второй главе дано подробное объяснение этого явления.

Остаток ценностей. Арифметическое правило расчета остатка исходящего. Логика расположения остатков в дебетовой или кредитовой колонках счет.
Если обороты на корреспондирующих счетах взаимосвязаны (отток на одном равен притоку на другом), то результат после совершения каждой записи рассчитывается на каждом счете отдельно. Этот результат именуют остатком ценностей.
 Остатки ценностей на счетах учета, объединенные в отчетной форме «баланс», показывают общее экономическое положение предприятия.
Перед выполнением операций, на счетах могут иметься остатки входящиерезультат прошлых операций с ценностями, который показывает наличие ценностей в подразделениях прошлого отчетного периода. После совершения операций (записей), также может иметься остаток текущий или исходящий. Отсутствие остатка (ноль) свидетельствует об отсутствии ценностей в подразделении.
Пример. В кассе было 50 рублей (остаток входящий). Поступило 100 рублей (операция). Остаток исходящий после совершения операции равен остатку входящему плюс величина поступления (50 + 100 = 150 руб.).
После разноски любой операции, на счетах сохраняется баланс ― равенство (тождество) сумм дебетовых и кредитовых оборотов и остатков, как входящих, так и исходящих. Оборотно-сальдовая ведомость иллюстрирует такое положение. С формальной точки зрения именно процедура двойной записи всегда обеспечивает равенство (баланс) сумм дебетовых и кредитовых оборотов на всех счетах. Такое положение является следствием принципа двойной записи, так как одинаковая величина записывается в кредите одного счета и в дебете корреспондирующего (смотрите рисунок 5). Принцип двойной записи, с точки зрения математики есть не что иное, как математическое тождество ― равенство, выполняющихся при любых значениях задействованных в них переменных. Под переменными в бухгалтерии нужно понимать стоимостные величины содержащиеся в дебетовых и кредитовых записях и остатках на счетах учета. Известные постулаты Пачоли являются математическими тождествами:
1. Сумма дебетовых оборотов всегда тождественна сумме кредитовых оборотов той же системы счетов;
2. Сумма дебетовых сальдо (остатков) всегда тождественна сумме кредитовых сальдо (остатков) той же системы счетов.
Арифметическое правило расчета остатков ценностей на счетах учета. Для расчета остатков исходящих производят следующие действия:
1) суммируются остаток входящий и оборот по одной из сторон (дебетовой или кредитовой) счета;
2) из полученной величины вычитается оборот по другой стороне счета;
3) положительный результат записывается на той стороне счета где находился остаток входящий, отрицательный результат записывается на противоположной стороне остатка входящего.
Замечу, что это правило действует даже при наличии «развернутых» остатков входящих, то есть при наличии остатков одновременно и в дебетовой и кредитовой частях счета.
Зная о том, какой остаток может иметь конкретный счет, бухгалтер должен всегда, даже если ведется учет в компьютерной программе, контролировать правильность расположения счета. Для счетов по учету ресурсов и денег остаток должен располагаться только в дебете, для счетов по учету уставного капитала и подобных ценностей – только в кредите, для счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками остаток может располагаться как в дебете так и в кредите, причем одновременно, такой остаток именуют «развернутым».
Рассмотрим логику расположения остатков ценностей в дебетовой или кредитовой колонках счета.
Знание арифметического правила позволяют рассчитать остаток на конец периода. Но оно не дает экономического (сущностного) понимания места остатка в дебетовой или кредитовой колонках счета. Для глубокого восприятия расположения остатков необходимо учитывать следующие факторы: 1) качественные характеристики (свойства) учитываемых на счетах ценностей, и 2) традицию отражать в дебетовой колонке остатки и приход вещественных ценностей (ресурсов, денег). Вероятно, что существуют и другие обстоятельства. Замечу, что в традиционной теории не акцентируется внимание на свойствах вещественных и условных ценностей, более того, в ней не дается никакого объяснения, почему остаток записывается именно в кредитовой или в дебетовой колонке счета. В нашей концепции именно свойство (характер) ценности определяет это расположение. Итак:
1. Остаток вещественных ценностей всегда фиксируется в дебетовой колонке счета.
Во-первых, этот факт определяется физическими свойствами реальных объектов природы которые не могут иметь «отрицательных» величин. С математической точки зрения, диапазон изменения этих ценностей имеет границы от «нуля», до плюс бесконечности (0…+ ¥). Например, величина операции по выдаче денег из кассы не может быть больше остатка денег в кассе на начало этой операции. Во-вторых, так как запись прихода исторически располагается слева (в дебетовой колонке), то и остаток записываю в ней же. Кроме того кругооборот ценностей имеет такое же направление (слева направо). Счета по учету вещественных ценностей именуют «активными».
Расчет остатка на конец периода на активных счетах таков: к остатку на начало периода добавляют дебетовый оборот и вычитают кредитовый оборот. Если у вас получился остаток в кредитовой колонке счета, это значит, что вы допустили ошибку, которую нужно исправлять.
2. Остаток условных ценностей (обязательств) фиксируется на счетах расчетов как справа (в кредитовой колонке), так и слева (в дебетовой колонке). С математической точки зрения, диапазон изменения этих ценностей имеет границы от минус бесконечности, до плюс бесконечности. Такое положение объясняется свойствами обязательств, которое заключается в наличии двух состояний при совершении сделок:
1) Дебиторская задолженность (наличие долга контрагента) показывает будущее поступление вещественных ценностей или денег на предприятие. Данные обязательства имеют диапазон  от нуля  до плюс бесконечности.
2) Кредиторская задолженность (долг нашего предприятия) показывает будущее выбытие вещественных ценностей или денег из предприятия. Данные обязательства имеют диапазон от минус бесконечности до нуля.
Наличие остатка на счетах расчетов с контрагентами свидетельствует о том, что сделки не завершены. Отсутствие задолженности, по расчетам с конкретным контрагентом, говорит о том, что сделки завершены.
Счета с остатками в дебетовой и кредитовой колонках именуют:

  • пассивными (если возможен только кредитовый остаток) – на таких счетах учитывается уставный и прочие капиталы предприятия, кредиты, целевое финансирование и подобные ценности;
  •  активно-пассивными (если остаток может располагаться и в дебетовой и в кредитовой колонке) – на таких счетах ведут учет текущих расчетов с контрагентами.

Расчет остатка на конец периода величины взаимных обязательств с конкретным контрагентом, на счетах расчетов следующий:
1а) Если существовал дебетовый остаток входящий (дебиторская задолженность). К остатку входящему добавляется дебетовый оборот и вычитается кредитовый оборот.
1б) Если существовал кредитовый остаток входящий (кредиторская задолженность). К остатку входящему добавляется кредитовый оборот и вычитается дебетовый оборот.
2) В любом случае, если величина расчета положительная, тогда она записывается в дебетовую колонку счета. Если величина расчета отрицательная – в кредитовую колонку счета. Замечу, что данный расчет соответствует арифметическому правилу.

1.3.3. Модель хозяйственного процесса домохозяйства с применением двойной записи

С учетом добавленных бухгалтерских понятий, модель домохозяйства имеет следующий вид (рисунок 6). Смотрите также рисунок в приложении А, который показывает цикл кругооборота ценностей.
Основными пространственными элементами модели являются счета (центры) учета и их связи – хозяйственные операции. В нашей модели счетами учета являются:

  • деньги, расчеты с поставщиками ресурсов, расчеты с покупателями (область совершения внешних операций с ценностями – смотрите рисунок 2); и
  • хранение ресурсов, потребление ресурсов, финансовый результат (область совершения внутренних операций с ценностями).

Для каждого счета, ― в дебетовой (левой) и кредитовой (правой) колонках счета, ― указаны формы ценностей участвующие в конкретной операции.

Бухгалтерская модель

Рисунок 6. Модель хозяйственного процесса домохозяйства с применением двойной записи
Обратите внимание на следующие моменты:

  1. Счет «Деньги» указан два раза, из-за линейного расположения модели. При циклическом расположении счетов счет «Деньги» – один (смотрите приложение А).
  2. Потоки расходов и доходов показаны в нижней части модели. Левая часть модели содержит операции связанные с потреблением ресурсов (расходы домохозяйства), правая часть (доходя домохозяйства) содержит операции связанные с продажей рабочей силы. Денежные операции совершаются во внешней среде.
  3. Внутри домохозяйства, на стыке двух потоков, производятся операции по расчету прибыли. Для этого предназначен счет учета «Финансовый результат». Слева на него списываются величины расходов. Справа «вытекает» величина начисленного за месяц дохода. Объяснение смысла этой операции дано далее.
  4. Весь кругооборот, в зависимости от места совершения операций, можно разграничить на две группы:
    1.  финансовый поток — операции с деньгами и правами требования (обязательствами), совершаемые во внешней среде на входе и выходе;
    2. материальный поток — операции с вещественными ценностями, совершаемые  внутри и на границе предприятия.

Примечание. (вторая часть  статьи содержит логику расчетов с поставщиками ресурсов домохозяйства, внутренне движение ценностей, расчет прибыли, а также практический пример учета ценностей домохозяйства за месяц.

Приложение А. Основной кругооборот ценностей промышленного предприятия (циклическое представление)


[1] Одна операция может содержать несколько записей.
Оставить комментарий