Михаил Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) родился в Архангельской губернии, в семье рыбака-помора. На Русском Севере, в отличие от остальной России, отсутствовало крепостное право. Там жили свободные русские люди, среди которых жил будущий русский гений, впитавший в себя дух свободы.

Как правило, на Севере жили грамотные люди, и Михаил Ломоносов рано приобщился к грамоте. Это открывало путь к серьезным знаниям, и Ломоносов поступает учится в Московскую славано-греко-латинскую академию, после окончания которой прОдолжает образование в Петербурге, в Академии наук, где изучает естественные науки, собственно то, к чему стремился. Заканчивает образование в Германии, в Марбургском университете. Здесь он получает глубокие знания в области естествознания, с интересом изучает философию, с которой встретился впервые.

После возвращения в Петербург работает профессором химии в Академии наук, занимаясь проблемами естественных и гуманитарных наук. Им везде были достигнуты громадные успехи. Это дало основание А.С. Пушкину назвать М. Ломоносова «першим нашим университетом».

Но М. Ломоносов не только ученый - энциклопедист, но и ученый выдающийся. Он не только стоял на уровне тогдашней науки, но и на десятилетия опередил ее развитие. Многие его достижения были столь значительны, что современники не смогли по достоинству их оценить.

Таким образом, можно утверждать: М. Ломоносов - это, прежде всего, ученый, великий ученый. Что касается его отношения к философии, то об этом следует сказать, что ею М. Ломоносов специально не занимался. Он касался философских проблем лишь в части, где они имели отношение к его научным исследованиям. Однако сказанное нисколько не умаляет значение Ломоносова как мыслителя, как философа. Дело в том, что из своих научных открытий он стремился делать широкие философские обобщения, выводы. Например, М. Ломоносов открывает закон сохранения вещества в химических реакциях. Из этого открытия он делает вывод о неуничтожимости материи. А это уже философия!

Михаил Ломоносов явился одним из основоположников научной атомистики, доказав, что вещество состоит из атомов и молекул не только теоертически, но и подтвердив экспериментом, опытом.

Михаил Ломоносов довольно строго подошел к определению материи: «Материя, - утверждал он, - есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». В общем-то такое определение истречается у Аристотеля. Но в отличие от него, М. Ломоносов подчеркивал, что сущность тела зависит не от формы, а от материального состава.

Будучи деистом, по своим мировоззренческим убеждениям, М. Ломоносов мужественно доказывал право науки на самостоятельность, на независимость от религии. «Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно астрономии или химии». Однако ограничить науку от религии было не просто: надо было преодолевать бешеное сопротивление церковников. Поэтому приходилось Ломоносову действовать в духе теории двойственной истины.

Значение М. Ломоносова состоит в том, что своими научными трудами он создал естественнонаучную базу материализма, положил начало материалистической традиции в русской философии.