Фредерик Перлз

Фредерик Саломон Перлз родился в 1893 г. в Берлине в небогатой мелкобуржуазной семье. Учиться он не хотел и не любил. Дважды оставался в 7 классе. По окончании школы поступил на медицинский факультет Берлинского университета. После этого поступил на службу в армию и был врачом до конца Первой мировой войны. Затем снова возвратился в Берлинский университет, специализировался по психиатрии, а позже получил докторскую степень. Здесь же он выполнил свои первые работы и заложил основы гештальт-терапии. В 1926 г. Перле работал с Куртом Гольдштейном в Институте военных мозговых травм. Примерно в это же время Перле увлекается психоанализом, сам анализируется у Вильгельма Райха. В 1933 г., когда к власти пришел Гитлер, Перле эмигрировал сначала в Голландию, а затем в Южную Африку, где основал Южноафриканский союз психоаналитиков. В 1936 г. ученый вновь приехал в Германию, чтобы прочитать доклад на психоаналитическом конгрессе, и здесь впервые встретился с Зигмундом Фрейдом. Эта встреча длилась всего несколько минут и принесла Перлзу огромное разочарование. Может быть, именно этот факт сыграл решающую роль в решении Перлза отмежеваться от психоанализа и заняться новым направлением, которое позже получило название гештальт-терапия. Окончательно Перле порвал с психоанализом лишь в 1946 г., после приезда в Соединенные Штаты. В 1952 г. Перле основал в Нью-Йорке Институт гештальт-терапии. Позже он переезжает в Лос-Анджелес, а с 1964 по 1969 г. работает в институте Эсалена в г. Биг-Суре (штат Калифорния). Здесь Перле проводит семинары, ведет терапевтические группы и курсы по обучению гештальт-терапии. Его теоретические взгляды и метод психотерапии начинают завоевывать широкую популярность. В 1969 г. он переехал в Канаду с намерением создать там институт гештальт-терапии. Зимой 1970 г. он умер.

Основные положения учения Перлза

Основной принцип гештальтпсихологии заключается в том, что анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимодействием и взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть - только часть, и никакого представления о целом не дает.

Ученый полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Перлзу, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон.

Ф. Перлз рассматривал здорового человека как саморегулирующееся существо («мудрость организма»). Каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой. Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту); отклонение от равновесия ведет к разрушению фигуры, размыванию четких границ между нею и фоном.

Фокус интересов Перлза больше сосредоточивался не на гештальт-психологии, а на гештальт-терапии.

Гештальт-терапия - это сложный синтез психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осозиавании настоящего).

Основные понятия: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость.

Отношение фигуры и фона. Фигура - информация, наиболее важная и значимая в данный момент. Остальная информация временно отодвигается на задний план - фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостаз.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагированным и уступить место другому. Такая неотреагированная потребность становится причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.

Осознание потребностей и сосредоточение на настоящем. Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь.

Организм и среда - единое целое, есть контактная граница между индивидуумом и его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна. Поэтому возможны как контакт со средой, так и отход от нее. Контакт сопровождается формированием гештальта, отход - его завершением. Движущей силой этого ритма (контакт - отход) - иерархия потребностей.

Такие ключевые понятия перлзсовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь и теперь, «как» важнее, чем «почему», составляют основу и этапы осознания. Ученый ввел и развил понятие континуума (непрерывности) осознания. Есть три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и миром - зона фантазий (третья зона).

Противоположности - внутренние стороны явлений, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга, находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Эти противоположности помогают сформировать и завершить гештальт. Полностью осознавая противоположные полюсы своего Я - своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем осознавать самих себя.

Противоположные стороны нашего Я в гештальт-терапии получили названия Нападающего и Защищающегося.

Функции защиты. Среди реакций, препятствующих росту личности, Перле выделяет четыре основные:
- реакция слияния - индивидуум не может дифференцировать себя от других, граница собственного .# размыта;
- ретрофлексия - «обращение назад на себя». Граница между личностью и средой смещается в сторону личности. Происходит разделение Я как субъекта и Я как объекта. Самоосуждение, самобичевание.
- интроекция - тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки друг их людей без критики и попытки сделать их своими собственными. Граница перемещается вовнутрь.
- проекция - это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду. Граница смещается в сторону среды.

Зрелость, или психическое здоровье - способность перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия. Условием достижения этого равновесия является осознание иерархии потребностей. Основной составляющей равновесия является ритм контактов и отходов. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта.

Понятие зрелость связано с понятием социальное созревание.

Фредерик Перлз полагал: чтобы достичь зрелости и принять ответственность за самого себя, человек должен тщательно проработать все свои невротические уровни: 1 уровень - клише — характеризуется стереотипностью и конформностью поведения. 2 уровень - искусственный, где доминируют роли и различные игры. На этом уровне человек, пытаясь получить поддержку, манипулирует другими. Далее - уровень тупика, для которого характерны отсутствие поддержки и неумение в достаточной мере опереться на себя. Следующий уровень - внутренний взрыв.