Эдвин Гатри

Эдвин Рей Гатри (1886-1959 гг.) получил степень доктора философии в 1912 г. в Пенсильванском университете и в течение сорока лет работал в университете Вашингтона. Еще будучи аспирантом, он стал приверженцем бихевиоризма как научного метода психологии, хотя его и нельзя считать бихевиористом уотсоновского толка. Вклад Гатри в науку заслужил официальное признание; в 1958 г. Американский психологический фонд наградил его золотой медалью.

Обучение с одной попытки. Наиболее важным вкладом Гатри в психологию является формулирование теории научения, которая была изложена в его книге «Психология научения» (1935). Она основана на простом принципе ассоциативности. Занимаясь проблемой укрепления реакций обучаемых, Гатри отвергал законы Торндайка о воздействии и частоте, равно как и подкрепление в духе Павлова, полагаясь вместо этого на то явление, которое он сам называл одноразовым формированием условного рефлекса и считал наиболее общим законом психологии.

Согласно Гатри, все научение состоит в формировании сопряженности стимула и реакции. Если стимул сопровождается реакцией хотя бы однократно, то уже формируется связь между стимулом и реакцией (С-Р). Это и есть по существу та самая ситуация, когда происходит обучение с одной попытки. Для того, чтобыустановить связь между стимулом и реакцией, уже не требуется повторения или подкрепления. Однократное возникновение пары «стимул-реакция» или результирующее движение уже формирует между ними сопряженность, и таким образом происходит заучивание определенного поведения.

Закон Гатри ссылается на движения как последовательности моторных и железистых реакций. Действие является понятием более высокого уровня, нежели движение. По мнению Гатри, заучиваются и обусловливаются только движения.

Из учения Гатри следовало, что не только реакция организма состоит из отдельных компонентов, но и стимулы, на которые реагирует организм. Для того, ч тобы достигнуть некоторой последовательности в поведении, необходимо получить достаточно большое количество сопряженных сочетаний стимулов и реакций. Следовательно, для того, чтобы добиться улучшения в изучении любых движений (действий), необходима практика, но при этом каждый компонент движения или реакции заучивается после однократного совпадения со стимулом.