Эдвин Гатри

Эдвин Рей Гатри (1886-1959 гг.) получил степень доктора философии в 1912 г. в Пенсильванском университете и в течение сорока лет работал в университете Вашингтона. Еще будучи аспирантом, он стал приверженцем бихевиоризма как научного метода психологии, хотя его и нельзя считать бихевиористом уотсоновского толка. Вклад Гатри в науку заслужил официальное признание; в 1958 г. Американский психологический фонд наградил его золотой медалью.

Обучение с одной попытки. Наиболее важным вкладом Гатри в психологию является формулирование теории научения, которая была изложена в его книге «Психология научения» (1935). Она основана на простом принципе ассоциативности. Занимаясь проблемой укрепления реакций обучаемых, Гатри отвергал законы Торндайка о воздействии и частоте, равно как и подкрепление в духе Павлова, полагаясь вместо этого на то явление, которое он сам называл одноразовым формированием условного рефлекса и считал наиболее общим законом психологии.

Согласно Гатри, все научение состоит в формировании сопряженности стимула и реакции. Если стимул сопровождается реакцией хотя бы однократно, то уже формируется связь между стимулом и реакцией (С-Р). Это и есть по существу та самая ситуация, когда происходит обучение с одной попытки. Для того, чтобыустановить связь между стимулом и реакцией, уже не требуется повторения или подкрепления. Однократное возникновение пары «стимул-реакция» или результирующее движение уже формирует между ними сопряженность, и таким образом происходит заучивание определенного поведения.

Закон Гатри ссылается на движения как последовательности моторных и железистых реакций. Действие является понятием более высокого уровня, нежели движение. По мнению Гатри, заучиваются и обусловливаются только движения.

Из учения Гатри следовало, что не только реакция организма состоит из отдельных компонентов, но и стимулы, на которые реагирует организм. Для того, ч тобы достигнуть некоторой последовательности в поведении, необходимо получить достаточно большое количество сопряженных сочетаний стимулов и реакций. Следовательно, для того, чтобы добиться улучшения в изучении любых движений (действий), необходима практика, но при этом каждый компонент движения или реакции заучивается после однократного совпадения со стимулом.

Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий