Соматическая психическая депривация

Психическая депривация может принимать форму соматических расстройств, поскольку перинатальные вредности, отсутствие возможностей полного удовлетворения первичных биологических и социальных потребностей, а также психотравмирующая ситуация развития (что часто сопровождает детей из «семей риска»] влекут нарушения в здоровье - психофизическую ослабленность или серьезные расстройства в функционировании органов и систем.

В исследованиях, проведенных И. В. Ярославцевой в 2000-2003 гг., показано, что психофизиологические возможности депривированных детей и подростков ограничены. У большинства отмечено понижение функциональной активности организма. Исходный потенциал жизнедеятельности организма нетипичен: у подростков утром и вечером в состоянии относительного покоя зарегистрированы высокие показатели частоты дыхания, снижение минутного объема дыхания и частоты сердечных сокращений. В условиях психической деятельности (в большей степени при решении математических задач], как в утренние, так и в вечерние часы интенсивность суточных физиологических сдвигов организма невелика, о чем свидетельствуют урежение дыхания, еще большее снижение его минутного объема на фоне постоянно низких показателей частоты сердечных сокращений. Функциональная норма предполагает учащение и углубление дыхания, активизацию сердечной деятельности при выполнении математических заданий. Интегральный показатель напряжения организма сирот (индекс напряжения] ниже индекса напряжения организма подростков из семей. Физическая нагрузка (активный отдых] обусловливает возрастание частоты и минутного объема дыхания и не отражается на сердечной деятельности. При этом в утреннее и вечернее время дня работа кардио-респираторной системы по-прежнему нетипична и характеризует ограниченные возможности организма подростков. Резервы психической деятельности сирот ниже, чем у сверстников из семей (результаты выполнения мыслительных упражнений подростками до и после активного отдыха оставались низкими]. У подростков выявлен эффект повышения длительности периода врабатываемости организма, отличающийся высоким психическим напряжением организма и сопровождающийся колебаниями точности и качества работы. Это проявляется в том, что простые задания, время выполнения которых совпадает с этапом постепенного повышения работоспособности (врабатываемостью], характеризуются меньшей производительностью, чем сложные.

Результаты медицинского мониторинга состояния здоровья показывают, что среди депривированных детей очень мало здоровых детей (детей с первой группой здоровья]. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням (дети со второй группой здоровья]. Среди них большой процент детей с дефицитарным развитием отдельных психических функций (так называемый синдром «минимальной мозговой дисфункции»] вследствие остаточных явлений органического поражения головного мозга в раннем онтогенезе. Более половины воспитанников интернатных учреждений страдают серьезными заболеваниями соматической и психической сфер организма. Большая часть детей (до 60 % - по данным Е. Е. Чепурных, Г. Н. Тростанецкой, Л. М. Шипициной и др., 2003] имеет хронические заболевания дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной, мочеполовой систем (они составляют третью и четвертую группы здоровья]. Почти все дети с признаками невротизации, многие больны неврозом. По данным Т. В. Зыряновой, уровень резистентности организма сирот (индекс резистентности] низкий и сниженный с кратностью заболеваний 4-7 раз в год.

Клинико-психопатологическое исследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведенное А. Н. Голиком в Химкинском приюте для детей и подростков, позволило условно объединить детей в три группы. В первую отнесены воспитанники с адаптационными расстройствами, такими как поведенческие, психосоматические, тревожно-депрессивные. Во вторую - дети с нарушенным психическим развитием. В третью - воспитанники с сопутствующими психическими нарушениями - страхами, гиперкинетическими и эмоциональными расстройствами, тиками, астеническими состояниями, патологическим фантазированием, аддиктивными нарушениями. Помимо приведенных выше психических нарушений, А. Н. Голик описывает социально-психиатрические синдромы, в происхождении которых ведущую роль играют социальные факторы, в частности депривация и институциализация: депривационный синдром, диссоциофобия, синдром жестокого обращения так называемые педагого-психиатрические синдромы (школьной незрелости, пониженной обучаемости, нарушения развития школьных навыков] и синдром социальной (школьной] дезадаптации.

М. О. Проселкова описала у детей, оставшихся без родителей в раннем детстве, «синдром сиротства», включающий депривационную депрессию, парааутизм, моторные стереотипии.

Д. Н. Исаев описывает психосоматические расстройства, сепарационную тревогу и синдром депривационной пред-речевой ретардации у младенцев и детей раннего возраста. Сепарационная тревога развивается на фоне постоянного беспокойства ребенка о возможном отделении от матери или от другого близкого лица и проявляется в страхах утраты близкого человека, быть потерянным или похищенным. Поведение ребенка сопровождается раздражением и плачем, требованиями не оставлять его одного. Ребенок испытывает боязнь пребывания вне дома, расставания с семьей. Проявляются симптомы соматических расстройств, расстраиваются сон и аппетит, наблюдаются головные боли, тошнота, рвота, снижается масса тела. Синдром депривационной предречевой ретардации развивается в результате нарушения взаимоотношений между матерью и ребенком, полной депривацией ребенка. Проявляется синдром в недифференцированном крике-плаче, отставании в развитии довербальных стадий развития речи: гукания, гуления, лепета, двуслогового лепета. В тяжелых случаях течения синдрома наблюдается анаклитическая депрессия в виде отсутствия положительных эмоций, зрительного и слухового сосредоточения, двигательной заторможенности, регресс поведенческих навыков, патологические привычные действия.

Несомненно, что социально-психологическое благополучие семьи и ребенка, как ее полноправного члена, остается главенствующим фактором, обеспечивающим нормальный рост, психофизическое развитие и здоровье детей. Нарушение этого благополучия - нездоровый образ жизни и микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей и, тем более, воспитание вне семьи в случаях круглого и социального сиротства, часто приводит к формированию состояния напряженности в нервно-психической сфере, снижению адаптивных и защитных возможностей организма детей, а в итоге - к болезням и десоциализации в среде.

Вышесказанное ведет к заключению, что дети, воспитанные вне семьи, или в обстановке семейного неблагополучия по уровню психофизического развития и адаптационных возможностей составляют «группу риска». Депривированные подростки обладают низкими функциональными резервными возможностями, указывающими на выраженное ухудшение состояния организма и высокую вероятность срыва адаптации при неблагоприятных условиях жизнедеятельности. Несомненно, серьезные нагрузки на организм (например, учебные] этих детей связаны с умственным и физическим перенапряжением и влекут различные нарушения работоспособности и утомление. Депривированные дети с низкими функциональными резервами не «больные» в собственном смысле этого слова и не относятся к категории лиц с дефектами в развитии, однако, более чем сверстники из семей чувствительны к воздействиям окружающей среды.

В заключение отметим, что приспособительные возможности организма депривированных детей и подростков снижены и их переход в 4-ю категорию людей по состоянию общего и психического здоровья, т. е. в категорию больных, а также социально-психологическая дезадаптация в обществе могут быть обусловлены разными факторами - психологическими, экологическими, физическими и др.

Ключевые слова: Депривация
Источник: Ярославцева И.В., Психическая депривация
Материалы по теме
Научные основания концепции психической депривации
Ярославцева И.В., Психическая депривация
Материнская психическая депривация
Ярославцева И.В., Психическая депривация
Эмоциональная психическая депривация
Ярославцева И.В., Психическая депривация
Сенсорная и когнитивная психическая депривация
Ярославцева И.В., Психическая депривация
Социальная психическая депривация
Ярославцева И.В., Психическая депривация
Диагностически значимые проявления психической депривации
Ярославцева И.В., Психическая депривация
Проявления дезадаптации депривированной личности
Ярославцева И.В., Психическая депривация
Сопровождение развития депривированного ребенка
Ярославцева И.В., Психическая депривация
Оставить комментарий