Функции и структура деловой беседы

Основными функциями деловой беседы являются:

  • поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий;
  • обмен информацией;
  • контроль начатых мероприятий;
  • взаимное общение в заданной среде;
  • поиск и оперативная разработка идей;
  • поддержание контактов на требуемом уровне.

Структура беседы включает следующие составляющие:

  • подготовка к беседе;
  • установление места и времени встречи;
  • начало беседы, вступление в контакт;
  • постановка проблемы передачи информации;
  • аргументирование;
  • опровержение доводов собеседника;
  • анализ альтернатив;
  • поиск оптимального или альтернативного варианта;
  • принятие решения;
  • фиксация договоренностей;
  • выход из контакта;
  • анализ результата беседы, своей тактики общения.

Подготовка к деловой беседе включает составление ее плана на основе:

  • установления основных задач;
  • поиска подходящих путей для решения этих задач;
  • анализа внешних и внутренних возможностей осуществления плана;
  • прогноза возможного исхода беседы;
  • сбора необходимой информации о будущем собеседнике;
  • выбора наиболее подходящей стратегии и тактики общения (давления, манипуляции, просьбы, помощи, сотрудничества).

Установление места и времени встречи предполагает демонстрацию определенной позиции:

  • позиция «сверху»: «Я жду Вас в 16 часов у себя»;
  • позиция «снизу»: «Мне желательно с Вами посоветоваться, когда и куда мне подъехать?»;
  • позиция «на равных»: «Нам бы надо поговорить. Давайте согласуем место и время встречи».

Начало беседы, вступление в контакт — важные элементы структуры деловой беседы. Вначале следует исключить неуверенность, обилие извинений; неуважение, пренебрежение к собеседнику.

Основные приемы начала беседы

  1. Прием снятия напряжения заключается в нескольких приятных фразах личного характера, легкой шутке.
  2. Прием «зацепки» — это может быть необычный вопрос, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай, краткое изложение проблемы.
  3. Прием «стимулирования воображения» — постановка ряда вопросов, которые должны быть рассмотрены в беседе.

Опровержение доводов собеседника предполагает, в частности, что если на ваши доводы последовали возражения, то: — выслушивайте сразу несколько возражений: собеседник раздражается, если его перебивать, да еще на самом главном; — не спешите с ответом, пока не поймете сути возражений; — выясните, действительно ли возражения вызвали разные точки зрения или, может быть, вы не точно сформулировали суть вопроса; — задавайте вопросы так, чтобы собеседник оказался перед необходимостью выбора между двумя вариантами ответа.

Выход из контакта — также важный элемент делового общения. Итоги беседы должны быть резюмированы. Полезно установить конкретные сроки, способ информирования друг друга о результатах намеченных действий. Поблагодарите собеседника.

Деловая беседа в обязательной степени проводится при трудоустройстве человека на работу. Именно в этой ситуации работодателем и кандидатом на работу демонстрируются психолого-педагогические навыки и умения вести деловую беседу.

В ходе отборочного собеседования должны быть изучены ответы на следующие вопросы: сможет ли кандидат выполнять данную работу; подойдет ли он для данной работы; будет ли этот выбор наилучшим.

Обычно деловая беседа в форме структурированного интервью с поступающим на работу длится не менее 20 мин. Цель беседы (интервью) — оценить профессионально-важные деловые и личные качества кандидата: — профессиональные знания и опыт работы; — степень заинтересованности в данной работе; — активность или пассивность жизненной позиции; — целеустремленность и готовность решать максимально сложные задачи; — степень самостоятельности в принятии решений и ответственности за результаты своей работы; — стремление к лидерству; — способность руководить и готовность подчиняться; — уровень интеллектуальной активности, способность творчески подходить к решению проблем; — готовность рисковать или излишняя осторожность; — умение хорошо говорить и слушать; — внешность и манеры поведения; — честность и порядочность.

При подготовке к деловой беседе работодателем (менеджером по персоналу) составляется список из 15—20 основных и 10—20 дополнительных вопросов.

Ключевые слова: Беседа
Источник: Быков А.К., Психолого-педагогический практикум
Материалы по теме
Деловая беседа (переговоры, прием посетителей)
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Принципы ведения деловых бесед
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Беседа в психодиагностике
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Деловая беседа
...
Психология деловой беседы
Леонов Н.И., Психология делового общения
Психотерапевтическая беседа
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Беседа как форма делового общения
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Искусство ведения беседы
Стасенко В.Г., Психология общения
Оставить комментарий