Особенности использования устойчивых глагольно-именных словосочетаний

Устойчивые словосочетания могут выступать синонимами одиночных глаголов, образованных на основе имённого компонента сочетания: принимать участие - участвовать, выражать восхищение - восхищаться.

Однако в отличие от однокоренного глагола устойчивое сочетание передает больший объём информации, поскольку в его состав могут быть включены компоненты, определяющие существительное, уточняющие действие (оказать огромное влияние, проводить проверку ежедневно). Важно знать, что при некоторых устойчивых сочетаниях соответствующий глагол может отсутствовать (ср.: отдать приказ - приказывать, получить приказ - нет соответствующего глагола).

Устойчивое сочетание и одиночный глагол чаще имеют одинаковое управление: вести борьбу (с кем?) - бороться (с кем?), но иногда и разное: проявлять интерес (к чему?) - интересоваться (чем?).

Примеры устойчивых глагольно-имённых словосочетаний: вывод: делать, обосновывать вывод, подводить, приводить, приходить (к выводу) (о чем?);
заключение: выступать за заключение; выступать против заключения; поддерживать, предлагать заключение; приходить к заключению;
итоги: анализировать итоги; отражаться на итогах; подводить итоги (чего?), приходить к итогам (каким?);
мнение: аргументировать, выражать, высказывать мнение; придерживаться мнения; излагать, иметь, обосновывать, подкреплять мнение;
представление: давать, изменять, иметь, составлять, сохранять представление;
нести: бремя (чего? какое?); вахту (чего? какую?); дежурство (где? какое?); жертвы (во имя чего? где? какие?); нагрузку (где? какую?); наказание (за что? какое?); обязанности (кого? чьи? какие?); ответ (перед кем? за что?); ответственность (за что? перед кем? в соответствии с чем? какую?); поражение (от кого? где? какое?); потери (в чём? от чего? какие?); расходы (за что? какие?); службу (по чему? где? чего? какую?); убыток (от чего? какой?); урон (в чём? какой?); утрату (в чём? в лице кого? какую?); угрозу (кому? чему? какую?); ущерб (в чём? какой?);
носить: звание (кого? чего? какое?); имя (кого? чьё? какое?); название (чего? какое?); отпечаток (чего? какой?); печать (чего?); следы (чего?); характер (чего? какой?);
оказывать: влияние (на кого? на что? какое?); внимание (кому? чему? какое?); воздействие (на кого? на что? чем? какое?); гостеприимство (кому? какое?); давление (на кого? на что? чем? какое?); действие (на кого? что? какое?); доверие (кому? чему? в чём? какое?); любезность (кому? какую?); нажим (на кого? на что? чем? какой?); поддержку (кому? чему? чем? в чём? какую?); покровительство (кому? какое?); помощь (кому? чему? в чём? какую?); почести (кому? какие?); почет (кому? какой?); почтение (кому? какое?); предпочтение (кому? чему? какое?); прием (кому? где? какой?); противодействие (кому? чему? в чём? какое?); содействие (кому? чем? в чём? какое?); сопротивление (кому? чему? какое?); услугу (кому? чему? чем? в чём? для чего? какую?); честь (кому? чем? какую?);
предпринимать: действия (против кого? чего? для чего? где? какие?); инициативу (в чём? какую?); меры (для чего? какие?); попытку (чего? какую? что (с)делать?); шаги (по чему? в интересах чего? в чём? для чего? какие?);
принимать: во внимание (что?); за образец (что? чего? за какой?); за правило (за какое? что делать?); к исполнению (что? к какому?); к сведению (что? к чьему?); меры (к кому? к чему? для чего? на случай чего? по чему? какие?); на веру (что?); на вооружение (что?); оборот (какой?); обязательства (какие? что (с)делать?); обязательства на себя (в чём? какие?); поправку (к чему? кого? чью? какую?); размеры (где? какие?); старт (где? какой?); сторону (в чём? кого? чью?); точку зрения (на что? кого? чью? какую?); удар на себя (в чём? кого? чего? какой?); участие (в чём? в ком? какое?); характер (чей? какой?);
проводить: аналогию между (чем и чем? какую?); в жизнь (что? для чего? как?); взгляды (на что? как? какие?); встречу (кого? какую? с кем?); кампанию (чего? по чему? где? какую?); курс (на что? кого? чего? какой?); линию (на что? в чём? кого? чего? чью? какую?); меры (для чего? по чему? какие?).

Ключевые слова: Глагол, Слово
Источник: Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи - 2008
Материалы по теме
Слово как элемент лексической системы
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Стилистическое использование синонимических форм глагола
Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи - 2008...
Слово, предмет, понятие
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Варианты падежных форм дополнения при переходных глаголах без отрицания и с отрицанием
Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи - 2008...
Процессы словообразования
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Отбор слов в риторике
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Многозначность слова (полисемия)
Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи - 2008...
Логосическая теория происхождения мира и слова-языка
Основы русской филологии [Электронный ресурс] : курс лекций / В.В. Аннушкин. — 2-е изд.,...
Оставить комментарий